МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им.Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
национальный
исследовательский университет
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Экономика организации»
«Методы
государственного регулирования
торговой деятельности»
Н. Новгород, 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1.Методы государственного регулирования
торговой деятельности….6
Глава 2. Требования к организации
и осуществлению торговой деятельности
2.1 Права и обязанности
хозяйствующих субъектов…………………………….10
2.2 Особенности размещения нестационарных
торговых объектов………15
2.3 Информационное обеспечение………………………………………………16
Глава3.Предложения по развитию торговой
деятельности
3.1 Мероприятия , содействующие
развитию торговой деятельности…………18
3.2 Региональные и муниципальные программы
развития торговли…………..19
3.3 Информационное обеспечение в области
торговой деятельности………….20
Практическая часть………………………………………………………………...22
Заключение…….……………………………………………………………………31
Список литературы…………………………………………………………............32
Введение
Актуальность темы определяется
тем, что с переходом России на рыночные
отношения возникла необходимость государственного
регулирования торговой деятельности.
Такое регулирование в настоящее время
приобретает особое значение ввиду многочисленных
злоупотреблений в вопросах ценообразования
и обеспечения качества и безопасности
товаров, которые были отмечены в последнее
время. Хотя главным регулятором торговли
всегда были законы спроса и предложения,
однако в целом ряде случаев государственное
воздействие на процессы товарного обращения
необходимы. Потребность в нем возникает
хотя бы потому, что именно государство
гарантирует защиту конкуренции в торговле,
берет на себя защиту жизни и здоровья
граждан, приобретающих товары, обеспечивает
иные законные интересы общества.
Торговля – это вид предпринимательской
деятельности, связанная с куплей – продажей
товаров и оказания услуг покупателям.
Определение торговли как одного из видов
предпринимательской деятельности означает,
что к торговому предпринимательству
применяются правила о деятельности, характеризующейся
сочетанием частноправовых и публично
– правовых методов регулирования.
В настоящее время торговля
наиболее привлекательный вид деятельности,
в особенности для малого и среднего бизнеса.
В первую очередь эта привлекательность
заключается в довольно быстром обороте
денежных средств и получения дохода.
Нужно отметить, что действующий
в этой сфере Указ Президента РФ от 29 января
1992 г. № 65 "О свободе торговли", а также
Федеральные законы "Об общих принципах
организации законодательных и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ" и "Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ" были
недостаточны для регламентации такой
важной отрасли, как торговая деятельность,
в частности в плане разграничения полномочий
центра и регионов по регулированию торговли.
Значение принятого Федерального
закона от 28.12.2009 № 381 – ФЗ "Об основах
государственного регулирования торговой
деятельности в Российской Федерации"
трудно переоценить, до его принятия, по
существу, отсутствовала государственная
торговая политика. В Законе определены
основные понятия в сфере внутренней торговли,
предусмотрены методы государственного
регулирования торговой деятельности,
установлены полномочия Правительства
РФ, федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления в области регулирования
торговли. Закон установил требования
к организации и осуществлению торговой
деятельности.
Цель Закона заключается, в
частности, в развитии торговой деятельности
в целях удовлетворения потребности отраслей
экономики в произведенной продукции,
обеспечения доступности товаров для
населения, формирования конкурентной
среды, поддержки российских производителей
товаров.
Данный Закон регулирует две
группы предпринимательских отношений
– между органами государственной власти
и местного самоуправления, хозяйствующими
субъектами в связи с организацией и осуществлением
торговли, и между хозяйствующими субъектами
при осуществлении ими торговой деятельности.
На отношения между торговцами и гражданами
– потребителями в сфере розничной торговли
его действие не распространяется1.
Предметом исследования являются
методы государственного регулирования
торговой деятельности.
Целью курсовой работы является
исследование методов государственного
регулирования торговой деятельности.
Перед курсовой работой поставлены
следующие задачи:
1) Исследование методов
государственного регулирования
торговой деятельности.
2) Рассмотрение полномочий
органов государственной власти
РФ в области торговой деятельности.
1.Методы государственного
регулирования торговой деятельности
Методы государственного регулирования
торговой деятельности осуществляются
посредством:
1) установления требований
к ее организации и осуществлению;
2) антимонопольного регулирования
в этой области;
3) информационного обеспечения
в этой области;
4) государственного контроля,
муниципального контроля в этой области.
Указанные методы государственного
регулирования определены Законом в качестве
исчерпывающих, применение иных методов
регулирования торговли не допускается.
Обозначение пределов государственного
регулирования экономики, в том числе
посредством формулирования точного и
исчерпывающего перечня форм и методов
государственного регулирования, является
не только самоограничением государства
в воздействии на общественные отношения,
но и определенной гарантией субъектам
таких отношений. Другие средства воздействия
на их поведение государство применять
не будет и, следовательно, что соответствующие
вопросы будут решаться на условиях саморегулирования.
Согласно ч. 2 комментируемой статьи иные
методы государственного регулирования
торговой деятельности, т.е. не указанные
в ч. 1 данной статьи могут применяться
только в случаях, установленных федеральными
законами1. В основе
такого регулирования лежит норма ч. 3 ст.
55 Конституции РФ. Она предусматривает,
что права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства.
Кроме того, согласно ч. 2 ст.
74 Конституции РФ ограничения
перемещения товаров и услуг могут вводиться
в соответствии с федеральным законом,
если это необходимо для обеспечения безопасности,
защиты жизни и здоровья людей, охраны
природы и культурных ценностей. Следует
отметить, что согласно правовой позиции,
выраженной в постановлении КС России от 18 февраля 2000 г.
N 3-П, определяя средства и способы защиты
государственных интересов, законодатель
должен использовать лишь те меры, которые
необходимы, строго обусловлены этими
целями и исключают для конкретной правоприменительной
ситуации возможность несоразмерного
ограничения прав и свобод человека и
гражданина; публичные интересы, перечисленные
в ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, могут оправдывать
правовые ограничения прав и свобод, только
если такие ограничения адекватны социально
необходимому результату; цели одной рациональной
организации деятельности органов власти
не могут служить основанием для ограничения
прав и свобод.
Перечень приведенных в части 1 статьи 4 Закона методов государственного
регулирования является далеко неполным.
В числе непосредственных и общих методов
регулирования отношений между органами
государственной власти и хозяйствующими
субъектами в связи с организацией и осуществлением
торговой деятельности следует назвать:
1) лицензирование отдельных
видов торговой деятельности
отдельными видами товаров и,
соответственно, запрещение, и пресечение
торговли данными видами товаров
без соответствующей лицензии;
2) государственное регулирование
цен на отдельные виды товаров.
Систему методов государственного
регулирования этих отношений дополняют
общие методы, применяемые к данным отношениям
как к разновидности других отношений
(предпринимательских, налоговых, др.),
а именно государственная регистрация
хозяйствующих субъектов, государственная
поддержка малого предпринимательства,
прогнозирование и планирование, другие
методы, присущие налоговому, таможенному,
техническому и другим видам регулирования.
Государственное регулирование отношений
между хозяйствующими субъектами и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации помимо перечисленных в пунктах 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона, основывается на методах
программирования и нормирования, содержание
которых раскрыто непосредственно в Законе.
[2]
Еще более обширной системой
методов государственного регулирования
представляется, если вспомнить о специальных
методах регулирования отношений, возникающих
при организации и осуществлении торговли
отдельными видами товаров. В частности,
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном
регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции" предусмотрен такой способ
регулирования торговли алкогольной продукцией,
как декларирование продажи. Федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных
средствах" предусматривает такой метод
государственного регулирования, как
аттестация и сертификация специалистов,
занятых в сфере обращения лекарственных
средств. Федеральными законами от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах
и психотропных веществах" в качестве
метода государственного регулирования
оборота отдельных видов оружия, наркотических
средств и психотропных веществ, предусматривается
непосредственное ограничение их оборота.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии
сельского хозяйства" в сфере производства
и оборота сельскохозяйственной продукции
применяются такие методы государственного
регулирования, как товарные и закупочные
интервенции.
Косвенными методами государственного
регулирования торговли отдельными видами
товаров являются сертификация, маркирование
товаров (например, алкогольной продукции
в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта,
алкогольной и спиртосодержащей продукции",
табачной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический
регламент на табачную продукцию"),
государственная регистрация товаров
(например, лекарственных средств в соответствии
с Федеральным законом "О лекарственных средствах"),
поскольку, таким образом, запрещается
оборот не сертифицированных, не маркированных,
не зарегистрированных товаров.
Некоторые из вышеперечисленных
методов государственного регулирования
предусматривались первыми редакциями
законопроекта. Однако в ходе ведомственной
и депутатской - сенаторской дискуссии
они постепенно исключались одновременно
с "зачисткой" законопроекта от норм.
В результате в части 1 статьи 4 Закона остались только те
основные методы государственного регулирования,
которые сопряжены с целями данного Закона,
указанными в части 2 его статьи 1, частично совпадающими с целями
государственного регулирования. Для
корректной конструкции нормы на это и
следовало указать в статье 4 Закона, а также пропорционально
расширить перечень методов государственного
регулирования торговой деятельности,
в частности за счет включения в него программирования
и планирования, нормирования обеспеченности
населения торговыми площадями, регистрации
хозяйствующих субъектов в специальных
реестрах. [1]
2.Требования к организации и
осуществлению торговой деятельности
2.1 В рамках определения требований
к организации и осуществлению торговой
деятельности, данным Законом (Федерального
закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об
основах государственного регулирования
торговой деятельности в РФ") предусмотрены:
права и обязанности хозяйствующих субъектов,
осуществляющих торговую деятельность,
хозяйствующих субъектов, осуществляющих
поставки товаров, при организации торговой
деятельности и ее осуществлении (ст. 8); права и обязанности хозяйствующего
субъекта, осуществляющего торговую деятельность,
и хозяйствующего субъекта, осуществляющего
поставки продовольственных товаров,
в связи с заключением и исполнением договора
поставки продовольственных товаров (ст. 9); особенности размещения нестационарных
торговых объектов (ст. 10);
В рамках антимонопольного
регулирования в данном Законе установлены:
антимонопольные правила для хозяйствующих
субъектов, осуществляющих торговую деятельность,
и хозяйствующих субъектов, осуществляющих
поставки продовольственных товаров (ст. 13); ограничение приобретения,
аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими
розничную торговлю продовольственными
товарами посредством организации торговой
сети, дополнительной площади торговых
объектов (ст. 14); антимонопольные требования
к органам государственной власти субъектов
РФ, органам местного самоуправления в
области регулирования торговой деятельности
(ст. 15). [7]
Этот же метод в части установления
общих антимонопольных ограничений и
запретов, распространяющихся на хозяйствующие
субъекты, реализуется в соответствующих
статьях Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите
конкуренции". Нормами данного Федерального
закона определяются принципы реализации
таких методов, как антимонопольный контроль
и антимонопольное принуждение и процедуры
их применения. [6]