Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 23:26, курсовая работа
Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на ОАО «Доломит» предложить конкретные пути совершенствования существующей на предприятии системы мотивации.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
изучить теоретические основы мотивации персонала (сущность, методы мотивации, теории мотивации персонала);
проанализировать существующую на предприятии систему методы мотивации персонала;
предложить конкретные пути совершенствования системы методов мотивации персонала ОАО «Доломит».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Сущность, принципы и функции мотивации персонала 5
1.2 Основные теории мотивации 7
1.3 Методы мотивации персонала 10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДОЛОМИТ» 14
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Доломит» 14
2.2 Анализ заработной платы и производительности труда 15
2.3 Анализ существующей на ОАО «Доломит» системы методов мотивации персонала 17
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20
3.1 Приоритетные направления развития системы мотивации труда в Республике Беларусь 20
3.2 Предложения по совершенствованию системы методов мотивации песонала на предприятии ОАО «Доломит» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 5
1.1 Сущность, принципы и функции мотивации персонала 5
1.2 Основные теории мотивации 7
1.3 Методы мотивации персонала 10
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОАО «ДОЛОМИТ» 14
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Доломит» 14
2.2 Анализ заработной платы и производительности труда 15
2.3 Анализ существующей на ОАО «Доломит» системы методов мотивации персонала 17
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 20
3.1 Приоритетные направления развития системы мотивации труда в Республике Беларусь 20
3.2 Предложения по совершенствованию системы методов мотивации песонала на предприятии ОАО «Доломит» 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ВВЕДЕНИЕ
Результат
экономической деятельности зависит
от имеющихся ресурсов и эффективности
использования способностей сотрудников
и во многом определяется отношением
людей к труду, формами и методами
мотивации. При этом важно сохранение
здоровья каждого человека и установление
отношений конструктивного
Вследствие
изменения содержания труда в
условиях научно-технического прогресса,
широкой автоматизации и
Цель исследования: на основании теоретических исследований проблемы, анализа её состояния на ОАО «Доломит» предложить конкретные пути совершенствования существующей на предприятии системы мотивации.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
Объектом исследования является ОАО «Доломит» – ведущий производитель доломитовой муки, щебня, минерального порошка и других видов продукции на базе переработки доломитов.
Предметом данной работы является существующая система мотивации на предприятии и рекомендации по ее улучшению.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались метод анализа литературы по теме «Мотивация персонала», анализа нормативно-правовых документов. При написании работы были использованы законодательные акты, монографии, научные и учебные издания по менеджменту и управлению персоналом, материалы периодических изданий, посвященные вопросам мотивации персонала, формирования систем оплаты труда и управления карьерой.
Исходной базой анализа
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
Для того чтобы эффективно решать проблемы рационального использования трудовых ресурсов на предприятиях, улучшать корпоративную культуру и стиль управления, необходимо изучать внутренние побудительные силы каждого работника, внедрять прогрессивные системы мотивации труда.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека [14, с. 171].
Мотивация – это процесс формирования у работника или коллектива заинтересованности в достижении личных целей и организации в целом.
Она призвана выполнять следующие функции:
Общую характеристику процесса мотивации можно представить, если определить используемые для его объяснения понятия: цель, потребности, мотивы, стимулы – и показать их взаимосвязь (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Процесс мотивации
Цель – это желаемый объект или его состояние, к обладанию которым стремится человек.
Потребности – нужда в чем-то объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности и социальной группы.
Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий.
Мотивы – это побуждение человека к действию, направленному на достижение необходимой цели (результата).
Стимулы – это побуждение к действию или причина поведения человека [9, с. 167-168].
Для понимания
трудового поведения человека и
построения обоснованной системы стимулирования
персонала важно понимание тех
психологических
Тип мотивации - это преимущественная направленность деятельности индивида на удовлетворение определенных групп потребностей. Можно выделить три основных типа мотивации работников:
1) работники,
ориентированные
2) работники,
ориентированные по большей
3) работники, у которых значимость разных ценностей сбалансирована [14, с. 214-215].
Следовательно, для мотивации нет какого-то одного лучшего способа. То, что эффективно для мотивации одних людей, оказывается совершенно неважным для других.
Мотивация на работе полезна как организации и руковолителям, так и сотрудникам.
Преимущества мотивации для организации и для руководителя:
Преимущества мотивации для сотрудников:
Ознакомиться
с основными теориями мотивации
труда необходимо для того, чтобы
понять, какими мотивами руководствуются
работники в своей
В составе группы мотивационных теорий содержательного характера обычно называют теорию А. Маслоу, теорию Мак-Клелланда и двухфакторную модель Ф. Герцберга [18, с. 120-122].
Теория Маслоу выделяют пять основных типов потребностей, составляющих иерархическую структуру, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности высшего уровня (рис. 1.2).
Само –
выражения
Уважения
Социальные
Безопасности
и защищенности
Физиологические
Рис. 1.2. Иерархия потребностей Маслоу
Теория Мак-Клелланда дополнительно к потребностям определенным классификацией Маслоу вводит 3 высшие потребности:
1) потребность во власти, характерная для людей энергичных, ищущих возможности влиять на других;
2) потребность в успехе, которая удовлетворяется доведением работы до успешного завершения;
3) потребность в принадлежности,
характерная для людей,
Теория Герцберга основывается на анализе факторов, действующих на человека в процессе работы и влияющих на удовлетворение потребностей. Факторы делятся на гигиенические, связанные с окружающей средой и мотивационные (ощущение успеха, продвижение по службе, рост возможностей, признание со стороны окружающих, ответственность), обусловленные характером и сущностью работы. Для мотивации нужно задействовать именно второй вид факторов.
Процессуальные теории мотивации в механизме мотивации персонала изучают этап перехода цели в деятельность. Что заставляет человека действовать или бездействовать в условиях одной и той же неудовлетворенной потребности? Почему в ряде случаев он начинает активно осуществлять поставленные цели, а в других случаях выжидает и не предпринимает никаких действий по осуществлению этих целей?
Основными процессуальными теориями мотивации являются теория ожиданий В. Врума, теория справедливости С. Адамса, теория усиления мотивации К. Скиннера и комплексная модель Портера-Лоуера.
Согласно теории ожиданий В. Врума, определяющей является уверенность человека в большой вероятности удовлетворения своих потребностей и достижения цели. Мотивация складывается из трех сомножителей:
1) ожидания прямой зависимости между затраченными усилиями и результатами;
2) ожидания желаемого