ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление
любым предприятием – это управление
людьми. Поэтому ни одна система
управления не будет эффективно функционировать,
пока не будет разработана модель
мотивации, способствующая активизации
мотивов работников и создания
стимулов для их побуждения к эффективному
труду.
Мотивация
в управлении персоналом понимается
как процесс формирования у работника
или коллектива заинтересованности в
достижении личных целей и организации
в целом. Она выполняет экономическую,
социальную, социально-психологическую
и воспитательную функции.
Теоретические
основы мотивации были заложены содержательными,
процессуальными теориями мотивации и
теориями отношения к труду. Наиболее
распространенными содержательными теориями
мотивации являются теории Маслоу,
МакКлелланда и Герцберга. Основными
процессуальными теориями мотивации являются
теория ожиданий, теория справедливости,
модель мотивации Портера – Лоуера. Основные
теории отношения к труду - теории Мак-Грегора
и Э. Шейна
Система мотивации персонала может
быть основана на самых разнообразных
методах, выбор которых зависит
от проработанности системы стимулирования
на предприятии, общей системы управления
и особенностей деятельности самого
предприятия. Классификация
методов мотивации в зависимости
от ориентации на воздействие на те
или иные потребности может быть
осуществлена на административные, экономические
и социально-психологические.
В аналитическом
разделе был сделан анализ деятельности
ОАО «Доломит». Была проанализирована
существующая на предприятии система
методов мотивации персонала. Были выделены
основные проблемы, существующие на данный
момент, а именно то, что существующие
методы мотивации:
- не учитывают информацию о личностных качествах сотрудников;
- не учитывают нематериальные потребности людей;
- на предприятии иногда не удовлетворяются даже базовые потребности работников – в нормально оборудованном рабочем месте и достойной оплате труда;
- несмотря на наличие материальных стимулов и социальных гарантий, отсутствуют методы мотивации, направленные на реализацию высших потребностей – в самореализации и самоактуализации;
- отсутствует организационная культура. Отдельные ее элементы есть, но они не способствуют сплочению коллектива, созданию духа единства, и как следствие, формированию внутренней мотивации человека, того фундамента, который позволяет выжить организации даже в кризисные времена, когда нет средств на материальное стимулирование.
На основе
проанализированной информации были предложены
следующие направления совершенствования:
- совершенствование системы оплаты труда. Предложенная система учитывает не только стоимость рабочей силы, но и трудовой вклад каждого работника, что позволяет сделать заработную плату стимулом работать хорошо, а также решает вопрос недостаточной оплаты труда;
- был предложен набор методов, позволяющих учитывать нематериальные потребности людей, а так же помогающие их реализовать. Так, для руководителей такими методами могут стать: значимое название должности и соответствующие аксессуары (кабинет, визитки), использование служебного автомобиля, именные канцелярские принадлежности; для специалистов и служащих – право выполнять работу на дому и обеспечение условий для этого, непрофессиональное обучение (тренинги общения, личностного роста, иностранный язык, вождение), право семейной занятости, конкурс «Лучший работник компании», возможность учиться и работать, оплата обучения; для рабочих – право прямого обращения к начальству, торжественные награждения победителей (лучших рабочих, победителей спортивных соревнований), экскурсии и поездки для рабочих и их семей, оплата проезда в общественном транспорте, помощь в трудоустройстве супруга(и);
- были предложены идеи по поводу создания и развития организационной культуры, технике урегулирования конфликтов и создания благоприятного климата в организации, чего им не хватает на данный момент.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
- Бубен, А.А. Заработная плата персонала как важнейший элемент мотивации труда на предприятии / А.А. Бубен // Научные труды Белорусского государственного экономического университета / Белорус. гос. экон. ун-т ; [редкол.: В.Н. Шимов (пред.) и др.]. - Минск, 2009. - С. 41-48.
- Виханский, О.С. Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: «Экономистъ», 2006. – 670 с.
- Гонаков, Э. И. Управление персоналом. Учебное пособие/ Э. И. Гонаков, Е. Н. Костюкевич, Е. В. Метельская. – Мн.: ИВЦ Мифина, 2009. – 518 с.
- Гончаров, В.И. Менеджмент/ В.И. Гончаров. – Мн.: Современная школа, 2010. – 623 с.
- Горелова, Н.А.Экономика труда/ под ред. Н.А. Горелова. – СПб: Питер 2007. – 208 с.
- Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник/ А.Я Кибанов. – М.: Инфра-М, 2005. - 304 с.
- Корж, Г.Г. Мотивация труда: зарубежный и отечественный опыт / Г.Г. Корж // Экон. бюл. Науч.-исслед. экон. ин-та М-ва экономики Респ. Беларусь. – 2010. – № 6. – С.50-57.
- Кротова, Н.В. Управление персоналом/ Н.В. Кротова Е.В. Клеппер. – М.: Финансы и статистика – 318 с.
- Крышова, Е.Н. Менеджмент/ Е.Н. Крышова. – М.: ИД «Форум», 2008. – 302 с.
- Лукичева, Л.И. Управление персоналом. Курс лекций./ Л.И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2004. – 263 с.
- Меркулова, Е. В. Мотивация персонала на 100%/ Е. В. Меркулова. – М.: Портал Экономики, 2008. – 32 с.
- Мерманн, Э. Мотивация персонала/ Э. Мерманн. – Харьков: Гуманитраный центр, 2007. – 182 с.
- Мисникова, Л.В. Особенности мотивации персонала в организациях Белоруссии / Л.В. Мисникова // Проблемы теории и практики управления – 2007. – № 3. – C. 116-120.
- Николенко, Н.П. Менеджмент человеческих ресурсов/ Н.П. Николенко. – М.: ИД «Страховое ревю», 2004. – 354 с.
- Сечко, Н.Н. Система мотивации труда на малых предприятиях Беларуси / Н.Н. Сечко // ЕС и восточнославянский мир : (конец XX ― начало XXI вв.) : материалы Междунар. науч. конф., (Гродно, 19 окт. 2006 г.) / Гродн. гос. ун-т, Фак. истории и социологии ; [под общ. ред. А.Н. Нечухрина]. - Гродно, 2008. – С. 170-175.
- Сладкевич, В.П. Мотивационный менеджмент: курс лекций/ В.П. Сладкевич. – Киев: МАУП 2005. – 164 с.
- Соломанидина, Т. О. Мотивация трудовой деятельности персонала/ Т. О.Соломанидина, В.Г. Соломанидин. – СПб.: Юнити, 2009. – 312 с.
- Спивак, В.А. Управление персоналом для менеджеров/ В.А. Спивак. – М.: Эксмо, 2007. – 614 с.
- Шапиро, С.А. Мотивация/ С.А. Шапиро. – М.: ГоссМедиа, 2009. – 288 с.
- Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами/ С.А. Шапиро. – М.: Гросс Медиа, 2005. – 303 с.