Налоговое регулирование экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение современной практики организации налогового регулирования на макроуровне и микроуровне, влияния налогообложения на экономическую деятельность организаций на примере филиала №300 – ГОУ ОАО «АСБ «Беларусбанк».
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:
• исследовать налоговое регулирование, включая государственное и корпоративное управление налогообложением;
• изучить экономическую характеристику исследуемой организации;
• провести анализ финансового состояния организации;
• оценить влияние налогообложения на экономическую деятельность организации;
• определить проблемы и пути совершенствования налогового регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый курсач.docx

— 140.77 Кб (Скачать файл)

Основная задача налогового регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

Налоговое регулирование осуществляется различными способами и методами, такими, как:

  • способы – льготы и санкции;
  • методы – инвестиционный налоговый кредит, отсрочка налоговых платежей, налоговые каникулы, выбор и установление ставки налогов, налоговые вычеты, международные соглашения (договоры) об избежании двойного налогообложения и др.

Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан. Таким образом налоговое регулирование в целом можно разделить на государственное и корпоративное налоговое регулирование.

Частью государственного воздействия на макроэкономику является налоговое регулирование, осуществляемое в рамках проводимой государством фискальной политики. Налоговое регулирование реализуется через воздействие государства на развитие экономики путем изменения нормы изъятия в бюджет за счёт понижения или повышения общего уровня налогообложения, в том числе за счёт разнообразных налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах экономики.

Основная задача налогового регулирования – создание благоприятных условий хозяйствования путем целенаправленного воздействия на качественные и количественные параметры воспроизводственного процесса с использованием рычагов, адекватных внутренней сущности налоговой системы. Иными словами, целью налогового регулирования является выявление связей между состоянием и перспективой системы налогообложения и воздействие на эти связи для достижения стратегических задач государственной налоговой политики.

Налоговое регулирование основывается на принципе «обратной связи», которую обеспечивают налогоплательщики, корректируя свое экономическое поведение в ответ на изменения в налогообложении. Возможность получить адекватный ответ субъекта налоговых отношений на те или иные меры налоговой

политики определяется налоговым сознанием общества.

Корпоративное налоговое регулирование представляет собой процесс (механизм) корректировки параметров налогового планирования и бюджетирования, а также оптимизации налоговых потоков на уровне хозяйствующего субъекта. Методы налогового регулирования имеют свои отличительные особенности, связанные со спецификой исполнения плановых и бюджетных заданий по налогам. Плановый уровень налоговых поступлений не имеет четкой адресной росписи по конкретным исполнителям, и поэтому их исполнение определяется результирующей составляющей разнообразных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщиков, ориентированных на реализацию собственных интересов. Вследствие этого метода налогового регулирования должны включать как методы прямого (законодательного) воздействия так и методы косвенного воздействия на поведение налогоплательщиков, стимулирующих принятие ими решений необходимых обществу. В целом, методы налогового регулирования связаны с элементами системы налогов и налогообложения по отдельным налогам, налоговым льготам и другим составляющим налогового процесса на макроуровне и микроуровне.

 

    1. Государственное налоговое регулирование и методы его осуществления

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику  в соответствии с принятой им концепцией экономического роста. Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования :

  • изменение состава и структуры системы налогов;
  • замена одного способа или формы налогообложения другими;
  • изменение и дифференциация ставок налогов;
  • изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам;
  • полное или частичное освобождение от налогов;
  • отсрочка платежа или аннулирование задолженности;
  • изменение сферы распространения налогов.

В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и ставок.

В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание.

Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок отдельных налогов, а также на использовании системы льготирования (налоговых льгот и преференций). Основной его формой является налоговое льготирование. Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы и на экономическое поведение налогоплательщиков.

Налоговое сдерживание – менее распространенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Оно основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и др. Поэтому особое внимание уделяется налоговому стимулированию.

Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых  оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от производимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т.п. Налоговое стимулирование  инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своем мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных на длительную перспективу.

Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное и семейное положение граждан и др.

В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.

К налоговым освобождениям относятся льготы, которые выводят из под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. К рассматриваемой группе льгот относятся также:

  • налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков;
  • налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.

Налоговые скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу и с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества.

Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особую группу налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды: вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога; отсрочка или рассрочка уплаты налога; непосредственно налоговый кредит.

Налоговый контроль как функциональный элемент налогового менеджмента необходим для эффективного управления налогообложением. Весь процесс управления налоговыми потоками завершается именно налоговым контролем, по результатам которого также принимаются управленческие решения по корректировке налогового процесса.

По мнению Е.Ф. Киреевой, И.А. Лукьяновой: «Налоговый контроль – это контроль правильности и своевременности уплаты налогов и сборов, установленных действующими законодательными актами» [10].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством [15].

Контроль предполагает выявление отклонений результатов, фактически достигнутых объектом управления за определенный период времени, от запланированных, а также принятие мер, направленных на устранение выявленных отклонений. Необходимость такой функции управления связана с тем, что объект управления вследствие непредвиденных воздействий внешней среды, сбоев внутри самого объекта может отклоняться от намеченной для него линии поведения (плана). На стадии контроля одним из возможных решений может быть пересмотр первоначальных целей и задач в связи с невозможностью их реализации из-за изменившихся обстоятельств.

Таким образом цель налогового контроля заключается в следующем:

  • в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства для того, что бы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Данными принципами должны руководствоваться субъекты налогового контроля при реализации ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь» контрольная деятельность осуществляется в соответствии принципами:

  • принцип презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
  • принцип законности при назначении проведения, оформления результатов проверки, вынесения решений, рассмотрения жалоб на основании решений контрольных органов, требований и предписаний об устранении нарушений, а также  действий или бездействий проверяющих;
  • принцип  открытости и доступности нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;
  • принцип равенства прав и законных интересов проверяемых субъектов;
  • принцип  открытости информации о включении проверяемых субъектов в координационный план контрольной (надзорной) деятельности на предстоящий период;
  • принцип ответственности контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля.

     Следует отметить, что вышеперечисленные принципы  не исчерпывают систему принципов  налогового контроля, но они являются  основополагающими при его организации.

Информация о работе Налоговое регулирование экономической деятельности