Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является разработка мероприятий по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала.
Для решения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы научно-технического потенциала предприятия;
- провести анализ научно-технического потенциала предприятия;
- разработать мероприятия по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала предприятия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы научно-технического потенциала предприятия 5
1.1 Предприятие малого бизнеса как объект исследования 5
1.2 Научно-технический потенциал как фактор производства 10
2 Исследование деятельности научно-технического потенциала предприятия на примере ООО «Пилоточ+» 16
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Пилоточ+» 16
2.2 Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «Пилоточ+» 21
2.3 Анализ и оценка научно-технического потенциала ООО «Пилоточ+» 25
3 Рекомендации по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала на примере ООО «Пилоточ+» 35
3.1 Достоинства и недостатки деятельности 35
3.2 Программно-целевой подход к устранению недостатков деятельности 40
3.3 Технико-экономическое обоснование проекта 54
Заключение 63
Список использованных источников 65

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Upravlencheskaya_ekonomika_malogo_biznes.docx

— 174.66 Кб (Скачать файл)

Важнейшей составляющей научно-технологического потенциала являются кадры. Они представлены учеными и специалистами, работающими в научных лабораториях, научно-инженерных центрах, экономических, маркетинговых подразделениях, а также сторонними специалистами и изобретателями, работающими по трудовым соглашениям. 
Материально-техническая база научных исследований и разработок представлена оборудованием, установками и иными техническими средствами для проведения экспериментов, контрольно-измерительными приборами, электронно-вычислительной и испытательной техникой, общеэксплуатационным и вспомогательным оборудованием.

Предметами труда в научно-технической сфере являются сырье, материалы как объекты исследования и накопленные в обществе знания, которые в процессе исследований преобразуются или дополняются новыми данными и новыми решениями.

Одной из эффективных форм организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признана программно-целевая форма, позволяющая увязывать поставленные цели и ресурсы с помощью программы.

В условиях перехода национальной экономики на инновационный путь развития особую актуальность приобретает не только наращивание научно-технологического потенциала, но и оценка результативности деятельности всей научно-технической сферы. К показателям, на основе которых можно определить уровень и результативность научных исследований и разработок на макроуровне, относятся:

• затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП;

• численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. человек, занятых в экономике;

• коэффициент изобретательской активности (число патентов на изобретения, полученных национальными заявителями на 10 тыс. населения);

• доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства страны;

• доля новой промышленной продукции в общем объеме продаж на внутреннем рынке;

• число созданных передовых производственных технологий, в том числе принципиально новых, новых за рубежом и новых в стране;

• доля готовой, в том числе наукоемкой, продукции в структуре экспорта;

• среднегодовой объем выручки от продажи лицензий на объекты промышленной собственности и ноу-хау;

• уровень производительности труда;

• уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства;

• социально-экономический эффект, полученный в народном хозяйстве в результате использования законченных разработок, изобретений и промышленных образцов.

В условиях жесткой конкуренции предприятия не могут рассчитывать на успех без планомерного развития своего научно-технологического потенциала. Сегодня в зарубежных крупных промышленных корпорациях создается большая часть технологических инноваций, которые в свою очередь стали основным источником прибылей, экономического роста и структурных преобразований. Компании, имеющие научно-исследовательские подразделения, обеспечивают опережающее применение результатов исследований, изобретений и ноу-хау для решения производственных проблем, повышения технического уровня и конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках. Научно-исследовательские подразделения имеют тесные контакты с организациями, ведущими фундаментальные исследования, успешно проводят прикладные исследования и патентуют результаты своей интеллектуальной деятельности. Наращивание научно-технологического потенциала является важнейшим показателем долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Темпы роста этого потенциала определяют масштабы использования ресурсов и получаемых результатов, их коммерческую ценность.

Среди факторов, препятствующих развитию научно-технологического потенциала предприятий, необходимо выделить:

• недостаток собственных финансовых средств для разработки и освоения инноваций;

• высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости;

• недостаточность финансовой поддержки государством инновационной деятельности предприятий;

• невосприимчивость предприятий к нововведениям;

• недостаток высококвалифицированных кадров;

• неразвитость инновационной инфраструктуры;

• слабая мотивация труда научных, инженерно-технических работников, изобретателей за достижения в инновационной деятельности.

Основными направлениями государственной политики в области научно-технического развития и инновационной деятельности должны стать:

• создание благоприятных условий (правовых, финансовых, материальных) для технологического обновления производства, использование передовых отечественных и зарубежных наукоемких технологий, создание инновационной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг;

• формирование рыночных отношений в инновационной сфере, способствующих рациональному использованию потенциала отечественной науки;

• концентрация бюджетных, финансовых ресурсов, иных форм государственной экономической поддержки на приоритетных направлениях развития;

• создание условий для привлечения частных и иностранных инвесторов, создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства.

Для оценки эффективности повышения научно-технологического потенциала предприятия целесообразно использовать следующие показатели:

• рост затрат на исследования и разработки;

• научно-технический уровень результатов исследований и разработок;

• коэффициент изобретательской активности (количество патентных заявок к числу занятых научных и инженерно-технических работников);

• удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках;

• рентабельность капитала (активов) как отношение прибыли к совокупным активам предприятия.

Таким образом, научно-технический потенциал – это обобществленная характеристика уровня  развития науки, инженерного дела, техники, ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем. Научно-технический потенциал включает в себя: материально-техническую базу науки, научные кадры, информационный состав, организационно-управленческую структуру научной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Исследование  деятельности научно-технического  потенциала предприятия на примере  ООО «Пилоточ+»

 

2.1 Организационно-правовая  характеристика предприятия ООО «Пилоточ+»

 

ООО «Пилоточ+» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Местонахождение и почтовый адрес общества: 660020, г. Красноярск, ул. Березина, 3г.

Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.

Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество создано без ограничения срока.

ООО «Пилоточ+» было создано в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также Гражданским кодексом и соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.

ООО «Пилоточ+» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с заказчиками, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

В уставе ООО «Пилоточ+» заложены все виды деятельности, не запрещенные законом. Однако основным родом занятий фирмы является реализация деревообрабатывающего оборудования.

Форма собственности предприятия – частная. Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью общества. Источниками образования имущества общества являются: личные средства участников в уставном капитале, а также дополнительные взносы в имущество общества и другое.

В соответствии с Уставом часть чистой прибыли распределяется среди учредителей пропорционально величине их вкладов, другая часть направляется на обновление товарных запасов, совершенствование материально-технической базы общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.

Структура управления ООО  «Пилоточ+» представлена на рисунке 2.1.




 

 



 

 



 

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО  «Пилоточ+»

То, что руководство ООО  «Пилоточ+» выбрало именно такую структуру управления, обусловлено:

- спецификой продаваемой продукции;

- характером предоставляемых услуг;

- требованиями конкурентного рынка.

Данная структура освобождает директора от решения многих вопросов в области маркетинга, финансовых расчетов и планирования ассортимента.

Основные функции и обязанности подразделений представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Функциональные обязанности подразделений ООО  «Пилоточ+»

Отдел

Руководитель

Функциональные обязанности

Отдел учета и планирования

Главный

бухгалтер

  1. Организация бухгалтерского, управленческого учета, документооборота.
  2. Организация учета работы структурных подразделений предприятия.
  3. Мониторинг и анализ текущей деятельности предприятия.
  4. Планирование деятельности.

Служба закупа

Старший

менеджер закупа

  1. Поиск путей поставки товара и заключение договоров с поставщиками.
  2. Мониторинг текущей деятельности по закупу.

Вспомогательный отдел АСУ

Системный

администратор

  1. Организация технической бесперебойной работы предприятия.
  2. Разработка мероприятий по повышению эффективности предприятия в сфере технического обеспечения.

Торговый зал

Старший

менеджер по

продажам

  1. Организация торговой деятельности по продажам.
  2. Анализ и контроль продаж.
  3. Разработка мероприятий по повышению эффективности в сфере продаж.

Склады

Заведующий

хозяйством

Организация работы складов.

Юрист

Юрист

Юридическое сопровождение текущей деятельности предприятия.


 

ООО  «Пилоточ+» не сможет успешно выжить в конкурентной среде, если не будет иметь четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему организация стремится, чего она хочет достичь своей деятельностью. Это значит, что с самого начала ООО  «Пилоточ» имеет определенную целевую ориентацию, то есть в организации определена миссия, цели и задачи, которые следуют из поставленных целей (рис. 2.2).

 




 


 

 



 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2 - Целевой подход к системе управления ООО  «Пилоточ+»

 

На рисунке 2.3 представлена матрица функций управления ООО «Пилоточ+».

 

 

Функции

Система коммерческой деятельности

Закупка товаров

Товарные запасы

Организация

продаж

Планирование

Изучение рыночного спроса, маркетинговые мероприятия, увязка имеющихся финансовых ресурсов с необходимым размером партии товаров.

Планирование ассортимента исходя из потребностей рынка и доходности.

Планирование объема товарооборота, затрат на формирование спроса и стимулирование сбыта.

Организация

Выбор наиболее выгодных поставщиков, заключение договоров на поставку, формирование устойчивых связей с поставщиками.

Внедрение компьютерной программы по учету ассортимента, привлечение системного администратора для эффективного управления товарными запасами.

Разработка специалистом по рекламе маркетинговых мероприятий, внедрение директором по маркетингу новых форм продаж.

Мотивация

Создание таких условий, чтобы цели организации стали личными целями для каждого сотрудника (участие в прибыли, создание эффективной управленческой команды, организация совместного досуга).

Контроль

Экономический анализ результатов работы с каждым поставщиком.

Изучение структуры и объемов запасов, организация распродаж «залежавшихся» товаров.

Экономическая оценка влияния интенсивности рекламы на объем товарооборота.

Регулирование

Поддержание общей стабильности функционирования фирмы за счет своевременного внесения коррективов в процесс выполнения основных функций управления.

Информация о работе Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности