Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:41, курсовая работа
Целью работы является разработка мероприятий по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала.
Для решения постановленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы научно-технического потенциала предприятия;
- провести анализ научно-технического потенциала предприятия;
- разработать мероприятия по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала предприятия.
Введение 3
1 Теоретические основы научно-технического потенциала предприятия 5
1.1 Предприятие малого бизнеса как объект исследования 5
1.2 Научно-технический потенциал как фактор производства 10
2 Исследование деятельности научно-технического потенциала предприятия на примере ООО «Пилоточ+» 16
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Пилоточ+» 16
2.2 Экономическая оценка деятельности предприятия ООО «Пилоточ+» 21
2.3 Анализ и оценка научно-технического потенциала ООО «Пилоточ+» 25
3 Рекомендации по усовершенствованию деятельности научно-технического потенциала на примере ООО «Пилоточ+» 35
3.1 Достоинства и недостатки деятельности 35
3.2 Программно-целевой подход к устранению недостатков деятельности 40
3.3 Технико-экономическое обоснование проекта 54
Заключение 63
Список использованных источников 65
Важнейшей составляющей научно-технологического
потенциала являются кадры. Они представлены
учеными и специалистами, работающими
в научных лабораториях, научно-инженерных
центрах, экономических, маркетинговых
подразделениях, а также сторонними специалистами
и изобретателями, работающими по трудовым
соглашениям.
Материально-техническая база научных
исследований и разработок представлена
оборудованием, установками и иными техническими
средствами для проведения экспериментов,
контрольно-измерительными приборами,
электронно-вычислительной и испытательной
техникой, общеэксплуатационным и вспомогательным
оборудованием.
Предметами труда в научно-технической сфере являются сырье, материалы как объекты исследования и накопленные в обществе знания, которые в процессе исследований преобразуются или дополняются новыми данными и новыми решениями.
Одной из эффективных форм организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ признана программно-целевая форма, позволяющая увязывать поставленные цели и ресурсы с помощью программы.
В условиях перехода национальной экономики на инновационный путь развития особую актуальность приобретает не только наращивание научно-технологического потенциала, но и оценка результативности деятельности всей научно-технической сферы. К показателям, на основе которых можно определить уровень и результативность научных исследований и разработок на макроуровне, относятся:
• затраты на исследования и разработки в процентах к ВВП;
• численность персонала, занятого исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. человек, занятых в экономике;
• коэффициент изобретательской активности (число патентов на изобретения, полученных национальными заявителями на 10 тыс. населения);
• доля наукоемкой продукции в общем объеме промышленного производства страны;
• доля новой промышленной продукции в общем объеме продаж на внутреннем рынке;
• число созданных передовых производственных технологий, в том числе принципиально новых, новых за рубежом и новых в стране;
• доля готовой, в том числе наукоемкой, продукции в структуре экспорта;
• среднегодовой объем выручки от продажи лицензий на объекты промышленной собственности и ноу-хау;
• уровень производительности труда;
• уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства;
• социально-экономический эффект, полученный в народном хозяйстве в результате использования законченных разработок, изобретений и промышленных образцов.
В условиях жесткой конкуренции предприятия не могут рассчитывать на успех без планомерного развития своего научно-технологического потенциала. Сегодня в зарубежных крупных промышленных корпорациях создается большая часть технологических инноваций, которые в свою очередь стали основным источником прибылей, экономического роста и структурных преобразований. Компании, имеющие научно-исследовательские подразделения, обеспечивают опережающее применение результатов исследований, изобретений и ноу-хау для решения производственных проблем, повышения технического уровня и конкурентоспособности своей продукции на мировых рынках. Научно-исследовательские подразделения имеют тесные контакты с организациями, ведущими фундаментальные исследования, успешно проводят прикладные исследования и патентуют результаты своей интеллектуальной деятельности. Наращивание научно-технологического потенциала является важнейшим показателем долгосрочной конкурентоспособности предприятия. Темпы роста этого потенциала определяют масштабы использования ресурсов и получаемых результатов, их коммерческую ценность.
Среди факторов, препятствующих развитию научно-технологического потенциала предприятий, необходимо выделить:
• недостаток собственных финансовых средств для разработки и освоения инноваций;
• высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости;
• недостаточность финансовой поддержки государством инновационной деятельности предприятий;
• невосприимчивость предприятий к нововведениям;
• недостаток высококвалифицированных кадров;
• неразвитость инновационной инфраструктуры;
• слабая мотивация труда научных, инженерно-технических работников, изобретателей за достижения в инновационной деятельности.
Основными направлениями государственной политики в области научно-технического развития и инновационной деятельности должны стать:
• создание благоприятных условий (правовых, финансовых, материальных) для технологического обновления производства, использование передовых отечественных и зарубежных наукоемких технологий, создание инновационной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг;
• формирование рыночных отношений в инновационной сфере, способствующих рациональному использованию потенциала отечественной науки;
• концентрация бюджетных, финансовых ресурсов, иных форм государственной экономической поддержки на приоритетных направлениях развития;
• создание условий для привлечения частных и иностранных инвесторов, создание новых рабочих мест в сфере инновационного предпринимательства.
Для оценки эффективности повышения научно-технологического потенциала предприятия целесообразно использовать следующие показатели:
• рост затрат на исследования и разработки;
• научно-технический уровень результатов исследований и разработок;
• коэффициент изобретательской активности (количество патентных заявок к числу занятых научных и инженерно-технических работников);
• удельный вес принципиально новой продукции в общем объеме продаж на внутреннем и внешнем рынках;
• рентабельность капитала (активов) как отношение прибыли к совокупным активам предприятия.
Таким образом, научно-технический потенциал – это обобществленная характеристика уровня развития науки, инженерного дела, техники, ресурсов, которыми располагает общество для решения научно-технических проблем. Научно-технический потенциал включает в себя: материально-техническую базу науки, научные кадры, информационный состав, организационно-управленческую структуру научной сферы.
2 Исследование
деятельности научно-
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия ООО «Пилоточ+»
ООО «Пилоточ+» осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность на потребительском рынке г. Красноярска и по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Местонахождение и почтовый адрес общества: 660020, г. Красноярск, ул. Березина, 3г.
Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения.
Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак. Общество создано без ограничения срока.
ООО «Пилоточ+» было создано в соответствии с действующим на территории РФ законодательством. В своей деятельности оно руководствуется Уставом и Учредительным договором, а также Гражданским кодексом и соответствующими законодательными актами в сфере предпринимательской деятельности.
ООО «Пилоточ+» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность. Основу планов составляют договоры, заключаемые с заказчиками, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
В уставе ООО «Пилоточ+» заложены все виды деятельности, не запрещенные законом. Однако основным родом занятий фирмы является реализация деревообрабатывающего оборудования.
Форма собственности предприятия – частная. Имущество общества составляют материальные и финансовые ресурсы, находящиеся на его балансе и являющиеся собственностью общества. Источниками образования имущества общества являются: личные средства участников в уставном капитале, а также дополнительные взносы в имущество общества и другое.
В соответствии с Уставом часть чистой прибыли распределяется среди учредителей пропорционально величине их вкладов, другая часть направляется на обновление товарных запасов, совершенствование материально-технической базы общества и другие затраты, возмещаемые за счет прибыли.
Структура управления ООО «Пилоточ+» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Пилоточ+»
То, что руководство ООО «Пилоточ+» выбрало именно такую структуру управления, обусловлено:
- спецификой продаваемой
- характером предоставляемых
- требованиями конкурентного
Данная структура освобождает директора от решения многих вопросов в области маркетинга, финансовых расчетов и планирования ассортимента.
Основные функции и обязанности подразделений представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Функциональные обязанности подразделений ООО «Пилоточ+»
Отдел |
Руководитель |
Функциональные обязанности |
Отдел учета и планирования |
Главный бухгалтер |
|
Служба закупа |
Старший менеджер закупа |
|
Вспомогательный отдел АСУ |
Системный администратор |
|
Торговый зал |
Старший менеджер по продажам |
|
Склады |
Заведующий хозяйством |
Организация работы складов. |
Юрист |
Юрист |
Юридическое сопровождение текущей деятельности предприятия. |
ООО «Пилоточ+» не сможет успешно выжить в конкурентной среде, если не будет иметь четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему организация стремится, чего она хочет достичь своей деятельностью. Это значит, что с самого начала ООО «Пилоточ» имеет определенную целевую ориентацию, то есть в организации определена миссия, цели и задачи, которые следуют из поставленных целей (рис. 2.2).
Рисунок 2.2 - Целевой подход к системе управления ООО «Пилоточ+»
На рисунке 2.3 представлена матрица функций управления ООО «Пилоточ+».
Функции |
Система коммерческой деятельности | ||
Закупка товаров |
Товарные запасы |
Организация продаж | |
Планирование |
Изучение рыночного спроса, маркетинговые мероприятия, увязка имеющихся финансовых ресурсов с необходимым размером партии товаров. |
Планирование ассортимента исходя из потребностей рынка и доходности. |
Планирование объема товарооборота, затрат на формирование спроса и стимулирование сбыта. |
Организация |
Выбор наиболее выгодных поставщиков, заключение договоров на поставку, формирование устойчивых связей с поставщиками. |
Внедрение компьютерной программы по учету ассортимента, привлечение системного администратора для эффективного управления товарными запасами. |
Разработка специалистом по рекламе маркетинговых мероприятий, внедрение директором по маркетингу новых форм продаж. |
Мотивация |
Создание таких условий, чтобы цели организации стали личными целями для каждого сотрудника (участие в прибыли, создание эффективной управленческой команды, организация совместного досуга). | ||
Экономический анализ результатов работы с каждым поставщиком. |
Изучение структуры и объемов запасов, организация распродаж «залежавшихся» товаров. |
Экономическая оценка влияния интенсивности рекламы на объем товарооборота. | |
Регулирование |
Поддержание общей стабильности функционирования фирмы за счет своевременного внесения коррективов в процесс выполнения основных функций управления. |
Информация о работе Научно-технический потенциал предприятия и повышение его эффективности