Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
оценить сезонные колебания объема оборота;
оценить влияние факторов на объем оборота;
отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
определить пути увеличения объема продаж.

Содержание

Введение...........................................................................................................................стр.3
1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях,его содержание...................................................................................................................стр.5
2. Цель,задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли........стр.9
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ООО«Абсолют»...........................................................................................................стр.21
4.Анализ оборота розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.26
5.Пути увеличения розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.41
Заключение................................................................................................................стр.46
Библиографический список.......................................................................................стр.48
Приложения.................................................................................................................стр.51

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 344.00 Кб (Скачать файл)

    Роль  показателей динамики оборота розничной  торговли в условиях рыночной экономики  возросла. По характеру и изменения  оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий и на всех других уровнях управления.

    Величина  оборота розничной торговли в  сопоставимых ценах определяется путем  деления фактического объема продаж на индекс цен. Полученный показатель характеризует физический объем  оборота розничной торговли.

     Анализ динамики объема розничного товарооборота осуществляется с помощью расчета цепных и базисных темпов роста, а также среднегодового темпа изменения реализации товаров. В условиях инфляции эти показатели следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах, или, другими словами, в ценах базисного периода. Сопоставимость данных для анализа обеспечивается следующей формулой: 

        Тс.ц =                                                              (1.6)

где  Тсц — объем товарооборота в сопоставимых ценах;

  Тф. ц — объем товарооборота в фактических ценах;

  I ц— индекс изменения цены. 

    Степень выполнения плана товарооборота (в %) определяется как процентное отношение  фактического товарооборота к плановому (формула 1.7): 

                                 Сm =                                                                                  (1.7)

где  Ст — степень выполнения плана товарооборота;

  Тф — фактический объем товарооборота;

      Тп — плановый (базисный) объем товарооборота.  

    Далее изучается динамика изменения товарооборота  путем расчета среднегодовых  темпов изменения по формуле средней  геометрической (формула 1.8): 

            Т = n-1                                                                                   (1.8)

где  Т — среднегеометрический темп роста;

Ук — конечный показатель динамического ряда;

У0 — начальный показатель динамического ряда;  

  n — число показателей в динамическом ряду. 

     Важным  условием обеспечения управляемости процессом развития розничного товарооборота служат показатели ритмичности и равномерности реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности и равномерности обусловливаются не только непрерывностью производства и потребления, но и необходимостью поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный счет и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентоспособность.

      Коэффициент ритмичности устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

     Коэффициент равномерности определяется через  расчет среднего квадратического отклонения (Q) и коэффициента вариации (и) или неравномерности.

          Q  = √∑                                        (1.9)

где  х — процент выполнения плана (темп изменения в динамике) по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

     х — процент выполнения плана (или темп изменения) по анализируемому показателю за год;

       n — число месяцев или кварталов изучаемого периода.  

  Среднее квадратическое отклонение позволяет  оценить колебания в развитии изучаемого периода (года, квартала, месяца).

    По  коэффициенту вариации (неравномерности) можно проанализировать неравномерность изменения исследуемого показателя: 

Kн(v)=                                                      (1.10)

Отсюда:

КР = 100 - v,                                                     (1.11)

где КР — коэффициент равномерности  выполнения плана розничного товарооборота. 

    Важное  значение имеет изучение состава  розничного товарооборота (по организационным  формам, методам торговли, товарному  составу).

    Анализ  товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте определение стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).

    Анализ  товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным  методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения.

    Установив, какие изменения произошли в  развитии товарооборота, необходимо выявить  вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим  моментом анализа розничного товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения товарооборота. Здесь можно использовать приведенную ранее формулу баланса товарооборота: 

Зн+П = Т+Зкеп,                                     (1.12) 

    Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике. Каждое из алгебраических слагаемых в приведенной формуле соответствующим образом влияет на объем оборота розничной торговли; увеличение товарных запасов на начало и поступление товаров, оказывает положительное влияние на сумму реализации, а их уменьшение, наоборот, влияет на сокращение объема продаж; уменьшение прочего выбытия и сокращение товарных запасов на конец периода положительно влияет на объем реализации товаров, а их увеличение отрицательно сказывается на реализации товаров данного периода.

    Важными факторами, влияющими на объем оборота  розничной торговли, являются среднесписочная численность работников, средний объем продаж в расчете на одного работника, средняя цена товара, физический объем реализуемых товаров, объем продаж в расчете на квадратный метр торговой площади и размер этой площади и т. п.

    Для определения влияния на объем оборота розничной торговли двух факторов - среднесписочного числа работников и средней выработки на одного работника выполняются следующие расчеты:

     1. Объем оборота розничной торговли является результатом продаж 
всех работников, и его величина за прошлый год рассчитывается по 
формуле 1.13:

        Po= Ro x TR1                                             (1.13)

где  Ro - среднесписочная численность работников прошлого года;

     Tri - выработка на одного работника отчетного года; 

     2. Объем    продаж,    пересчитанный    исходя    из    фактической 
среднесписочной численности работников отчетного, и фактической 
среднеквартальной выработки на одного работника прошлого года, 
будет равен:
 

P1=Ro x TRO                                                                              (1.14) 

     3. Фактический объем оборота розничной торговли за отчетный год 
рассчитывается по формуле 1.15:
 

                              P1=R1x TR1  (1.15) 

     По  аналогичной схеме проводятся расчеты  во всех случаях, когда объем продаж представлен как производное от двух факторов: количества проданных товаров и их цены, размеров оборота продаж на квадратный метр и торговой площади, фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов и т. п.

    Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

    Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота  используется не только для разработки прогноза, но и как действенное  средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

    Таким образом, от качества экономического анализа  и правильного планирования этого  показателя в большой степени  зависит конечный результат деятельности торгового предприятия, и на основе экономического анализа вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты работы по продаже товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Экономическая характеристика  финансово-хозяйственной  деятельности   ООО «Абсолют»            

     Объектом  исследования является ООО «Абсолют». Предприятие является юридическим  лицом. Зарегистрировано администрацией г. Тюмени 11 марта 2002 года за № 1315.

     Предприятие является самостоятельным хозяйствующим  субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Видом деятельности предприятия является розничная торговля. В ассортимент  входит: мясо и мясопродукты; рыба и  рыбопродукты; колбасные изделия; масло  и жиры; молоко и молочные продукты; яйца; сахар; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупа и макаронные изделия; алкогольные и безалкогольные напитки; другие продовольственные и непродовольственные товары.

    Отличительной особенностью данного торгового  предприятия является:

  • широкий ассортимент товаров различных ассортиментных 
    групп;
  • свободный   доступ  к  товару,  что   позволяет  эффективно 
    использовать   торговую   площадь    магазинов,    повышает 
    пропускную способность и оборот магазина;
  • современная технология продаж.
  • возможность предварительных заказов на продукты питания;
  • современная электронная система учета.

       Схема управления торговым предприятием «Абсолют»  представлена на рис. 2.1. 
 
 

Рис. 2.1. Схема управления торговым предприятием «Абсолют» 

     Данному предприятию присуща линейно-функциональная структура. Ее суть заключается в  органическом соединении линейной и функциональной структур. То есть, работник находится в дисциплинарной подчиненности у самого начальника, но получает задания и информирует о своей деятельности не одного, а определенное число руководителей. Достоинства данной структуры заключаются в следующем: руководитель высшего уровня, опираясь на предложения функциональных подразделений вырабатывает решения для линейных руководителей низших уровней; кроме того, линейные уровни получают советы от функционального руководителя высшего руководства. Однако у данной структуры имеются и недостатки: быстрое, трудно управляемое дробление и увеличение количества функциональных служб, увеличение количества плохо контролируемых горизонтальных связей, присвоение командных обязанностей функциональными службами в силу личного авторитета соответствующего руководителя, задачи службы могут развиваться в ущерб развитию производственной системы.

Информация о работе Обоброт предприятий розничной торговли: сущность, эклнлмический анализ, пути увеличения