Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть сущность оборота предприятий розничной торговли; осуществить экономический анализ оборота на примере ООО «Абсолют» и предложить пути увеличения оборота.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
дать экономическую характеристику оборота розничной торговли;
провести анализ оборота по общему объему, по товарным группам;
оценить сезонные колебания объема оборота;
оценить влияние факторов на объем оборота;
отразить возрастающую роль оборота, как главного показателя
эффективности деятельности;
определить пути увеличения объема продаж.
Введение...........................................................................................................................стр.3
1. Значение и сущность оборота розничной торговли в рыночных условиях,его содержание...................................................................................................................стр.5
2. Цель,задачи и последовательность анализа оборота розничной торговли........стр.9
3. Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности
ООО«Абсолют»...........................................................................................................стр.21
4.Анализ оборота розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.26
5.Пути увеличения розничной торговли ООО «Абсолют».......................................стр.41
Заключение................................................................................................................стр.46
Библиографический список.......................................................................................стр.48
Приложения.................................................................................................................стр.51
Роль показателей динамики оборота розничной торговли в условиях рыночной экономики возросла. По характеру и изменения оценивают положительно или отрицательно результаты торговой деятельности предприятий и на всех других уровнях управления.
Величина оборота розничной торговли в сопоставимых ценах определяется путем деления фактического объема продаж на индекс цен. Полученный показатель характеризует физический объем оборота розничной торговли.
Анализ
динамики объема розничного товарооборота
осуществляется с помощью расчета цепных
и базисных темпов роста, а также среднегодового
темпа изменения реализации товаров. В
условиях инфляции эти показатели следует
рассчитывать как в фактических, так и
в сопоставимых ценах, или, другими словами,
в ценах базисного периода. Сопоставимость
данных для анализа обеспечивается следующей
формулой:
Тс.ц =
где Тсц — объем товарооборота в сопоставимых ценах;
Тф. ц — объем товарооборота в фактических ценах;
I ц— индекс изменения цены.
Степень
выполнения плана товарооборота (в
%) определяется как процентное отношение
фактического товарооборота к плановому
(формула 1.7):
где Ст — степень выполнения плана товарооборота;
Тф — фактический объем товарооборота;
Тп — плановый (базисный) объем
товарооборота.
Далее
изучается динамика изменения товарооборота
путем расчета среднегодовых
темпов изменения по формуле средней
геометрической (формула 1.8):
Т =
n-1√
где Т — среднегеометрический темп роста;
Ук — конечный показатель динамического ряда;
У0 — начальный показатель динамического ряда;
n — число показателей в динамическом ряду.
Важным условием обеспечения управляемости процессом развития розничного товарооборота служат показатели ритмичности и равномерности реализации товаров за тот или иной промежуток времени. Требования к ритмичности и равномерности обусловливаются не только непрерывностью производства и потребления, но и необходимостью поступательного выполнения планового задания, что обеспечит своевременность поступления денег на расчетный счет и оплаты счетов за поставку товаров, ускорение товарооборачиваемости, а тем самым прибыльность и конкурентоспособность.
Коэффициент
ритмичности устанавливается
Коэффициент равномерности определяется через расчет среднего квадратического отклонения (Q) и коэффициента вариации (и) или неравномерности.
Q =
√∑
где х — процент выполнения плана (темп изменения в динамике) по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
х — процент выполнения плана (или темп изменения) по анализируемому показателю за год;
n — число месяцев или кварталов изучаемого
периода.
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебания в развитии изучаемого периода (года, квартала, месяца).
По
коэффициенту вариации (неравномерности)
можно проанализировать неравномерность
изменения исследуемого показателя:
Kн(v)=
Отсюда:
КР = 100 -
v,
где КР
— коэффициент равномерности
выполнения плана розничного товарооборота.
Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по организационным формам, методам торговли, товарному составу).
Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение долевого участия в товарообороте определение стационарных предприятий и мелкой розницы (палатки, разносная торговля и т.д.).
Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы, обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов обслуживания и экономичности товарного обращения.
Установив,
какие изменения произошли в
развитии товарооборота, необходимо выявить
вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим
моментом анализа розничного товарооборота
является анализ влияния основных факторов,
вызвавших изменения товарооборота. Здесь
можно использовать приведенную ранее
формулу баланса товарооборота:
Зн+П
= Т+Зк+Уе+Вп,
Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного баланса можно рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике. Каждое из алгебраических слагаемых в приведенной формуле соответствующим образом влияет на объем оборота розничной торговли; увеличение товарных запасов на начало и поступление товаров, оказывает положительное влияние на сумму реализации, а их уменьшение, наоборот, влияет на сокращение объема продаж; уменьшение прочего выбытия и сокращение товарных запасов на конец периода положительно влияет на объем реализации товаров, а их увеличение отрицательно сказывается на реализации товаров данного периода.
Важными факторами, влияющими на объем оборота розничной торговли, являются среднесписочная численность работников, средний объем продаж в расчете на одного работника, средняя цена товара, физический объем реализуемых товаров, объем продаж в расчете на квадратный метр торговой площади и размер этой площади и т. п.
Для определения влияния на объем оборота розничной торговли двух факторов - среднесписочного числа работников и средней выработки на одного работника выполняются следующие расчеты:
1. Объем
оборота розничной торговли является
результатом продаж
всех работников, и его величина за прошлый
год рассчитывается по
формуле 1.13:
Po=
Ro x TR1
где Ro - среднесписочная численность работников прошлого года;
Tri
- выработка на одного работника отчетного
года;
2. Объем
продаж, пересчитанный
исходя из фактической
среднесписочной численности работников
отчетного, и фактической
среднеквартальной выработки на одного
работника прошлого года,
будет равен:
P1=Ro
x TRO
3. Фактический
объем оборота розничной торговли за отчетный
год
рассчитывается по формуле 1.15:
P1=R1x
TR1 (1.15)
По аналогичной схеме проводятся расчеты во всех случаях, когда объем продаж представлен как производное от двух факторов: количества проданных товаров и их цены, размеров оборота продаж на квадратный метр и торговой площади, фондоотдачи и среднегодовой стоимости основных фондов и т. п.
Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста общего объема и изменениях структуры реализации товаров.
Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Таким
образом, от качества экономического анализа
и правильного планирования этого
показателя в большой степени
зависит конечный результат деятельности
торгового предприятия, и на основе экономического
анализа вырабатываются стратегия и тактика
развития предприятия, обосновываются
планы и управленческие решения, осуществляется
контроль за их выполнением, оцениваются
результаты работы по продаже товаров.
3.
Экономическая характеристика
финансово-хозяйственной
деятельности
ООО «Абсолют»
Объектом исследования является ООО «Абсолют». Предприятие является юридическим лицом. Зарегистрировано администрацией г. Тюмени 11 марта 2002 года за № 1315.
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, созданным для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Видом деятельности предприятия является розничная торговля. В ассортимент входит: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; колбасные изделия; масло и жиры; молоко и молочные продукты; яйца; сахар; кондитерские изделия; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупа и макаронные изделия; алкогольные и безалкогольные напитки; другие продовольственные и непродовольственные товары.
Отличительной особенностью данного торгового предприятия является:
Схема
управления торговым предприятием «Абсолют»
представлена на рис. 2.1.
Рис. 2.1.
Схема управления торговым предприятием
«Абсолют»
Данному
предприятию присуща линейно-