Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:25, контрольная работа
Оптовая торговля как рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Использование посредников объясняется в основном их непревзойденной эффективностью в обеспечении широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности оптовые торговцы предлагают фирме больше того, что она обычно может сделать в одиночку.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 4
2. ФУНКЦИИ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ 10
3. ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 13
4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Одной из тенденций последнего времени стало то, что производители стали сокращать число своих дистрибуторов. По оценкам экспертов, сокращение числа дистрибуторов позволит компаниям жестче контролировать ценовую ситуацию в регионах [16].
Либо производители выходят напрямую на торговые сети (один из используемых вариантов сотрудничества – производство товара под маркой торговой сети), что способствует снижению розничных цен.
Стремление производителей такими мерами снизить цены для конечного потребителя заставляют качественно развиваться оптовых посредников, расширять ассортимент и количество предоставляемых услуг, а также логистику.
Качественное развитие оптовой торговли в современной России играет существенную роль, ведь значение оптовой торговли весьма немаловажно. Торговля в целом обеспечивает высокую занятость населения (среднегодовая численность занятых в оптовой и розничной торговле в 2007 г. составила 17,4% от общего числа, в 2008 г. – 18,2%) [17].
Торговля оказывает существенное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений и возможностей, а также динамику уровня жизни населения.
Таким образом, в условиях новой формирующейся экономики основными тенденциями развития оптовой торговли являются:
- осуществление структурной перестройки каналов товародвижения, в т.ч. развитие распределительных центров;
- развитие эффективных инструментов взаимодействия розничных предприятий с логистическими операторами, оптовыми посредниками и производителями товаров;
- расширение
предоставляемых
Характерной тенденцией развития оптовой торговли последних лет является постепенное сокращение количества оптовых предприятий за счет укрупнения, слияния, объединения малых и средних оптовых структур, развития оптово-розничной торговой сети.
Важным аспектом является то, что в настоящее время наблюдается тенденция развития самих оптовых предприятий.
Следует отметить, что серьезно развивается автоматизация предприятий, позволяющая снизить издержки. Внедрение программно-аппаратного комплекса позволяет выполнять операции с меньшими трудозатратами и за меньшее время. Решения по автоматизации основаны на программном обеспечении, позволяющем вести учет сырья, продукции, работать с базами клиентов, поставщиков, обрабатывать запросы клиентов, оптимизировать складскую логистику. Аппаратное обеспечение позволяет мобильно выполнять всю работу на складе, производстве или в магазине.
Также
развивается механизация
В условиях новой формирующейся экономики необходима модернизация материально-технической базы оптовой торговли на базе широкого внедрения автоматизированных систем управления, информационно-коммуникативных технологий и механизации процессов грузооборота, повышение уровня клиентского обслуживания в оптовой торговле на основе расширения перечня оказываемых услуг и формирования рынка складских и логистических услуг.
Однако не все авторы придерживаются оптимистического взгляда на развитие оптовой торговли в современной России. Так, Г.И. Ханин в статье опубликованной в журнале «Проблемы прогнозирования», считает, что значимость данной отрасли в экономике страны преувеличена и объективная информация об оптовой торговле отсутствует [13].
Автор выделяет ряд основных функций оптовой торговли в экономически развитых странах и рассматривает, какие из них характерны для современной России.
По мнению Г.И.Ханина российские оптовые компании не выполняют:
- оценку потребностей и спроса, т.е. отсутствуют аналитические и маркетинговые службы;
- функцию
перегруппировки и сортировки
товаров, т.е. не развиты
- функцию
предоставления информации и
консультационных услуг,
- облегчения
функций покупки, которая
- облегчения
функций продаж, выполняемая за
счет сокращения дилерской
- предоставления
рыночной информации, не характерна
для России из-за отсутствия
специализированных
Автор считает, что в достаточной мере в нашей стране развиты такие функции, как:
- хранение запасов;
- доставка товаров;
- предоставление кредитов.
По мнении. Г.И. Ханина финансовые успехи и высокая рентабельность отрасли оптовой торговли связана с тем, что она выполняет иные, не вытекающие из традиционных функций.
Современная оптовая торговля – это в немалой степени организации по выкачиванию финансовых средств из отраслей экономики, главным образом, добывающих отраслей промышленности и металлургии. Оптовая торговля – это инструмент ухода от налога, схема сокрытия прибыли и поглощения эффективности результатов производственной деятельности [13].
На мой
взгляд, такие пессимистические
выводы были более актуальны на ранних
этапах развития оптовой торговли в
нашей стране. В настоящее время
проблемам развития и тенденций
современной оптовой торговли уделяется
более пристальное внимание и
предприятия стремятся
Так, например, в августе 2008 г. министр торговли, питания и услуг Свердловской области Вера Соловьева, провела совещания с руководителями крупных оптовых компаний в целях выявления проблем и поиска путей усовершенствовании отрасли.
Правительство Москвы разработало и утвердило городскую целевую программу развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 гг.[18].
На официальных серверах практически всех субъектов Российской Федерации публикуются итоги развития оптовой торговли, а также основы развития торговли на территории области.
В целом,
в условиях новой формирующейся
экономики преобладают
Развитие оптовой торговли — это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей.
Появление
крупных торговых сетей создает
потребность в столь же крупных
оптовых поставщиках продукции.
Особенно это важно для крупных
неспециализированных магазинов, которые
физически не могут устанавливать
прямые связи со всей той массой
предприятий-производителей, продукция
которых составляет товарный ассортимент
таких магазинов. Оптовые компании
обеспечивают сосредоточение широкого
ассортимента различных видов и
марок продукции в одной точке,
что позволяет ритейлу
Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.[15]
Наибольшими преимуществами в эпоху свободного развития торговли пользовались города, обладавшие инфраструктурой для выхода на зарубежные рынки. Санкт-Петербург – морской порт и первый город-миллионер перед финской границей. Владивосток – морской порт. Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск – выход к Черному морю. Москва – «порт семи морей», хотя и не имела выхода никуда, но сложившаяся привычка тащить все сначала туда, а потом распределять по всей стране осталась со времен Союза, плюс международные авиапорты и «Аэрофлот».
Вот это и были основные точки для роста оптовой торговли, наиболее удобно расположенные по отношению к внешним рынкам. Дальний Восток пока остается особой территорией, где большинство машин ездят с правым рулем, а жители, говоря «на Западе», подразумевают в Москве и Петербурге. В основном регион обслуживает транзитные потоки и пока является локальным рынком. Из Краснодара вышел крупнейший ритейлер продовольственного рынка – компания «Тандер». В Санкт-Петербурге родились сети: «Пятерочка», «О’Кей», «Лента», «Дикси», «Максидом», «Домовой», «Санта Хаус». В Калининграде выросли компании «Виктория» (супермаркеты «Виктория», дискаунтеры «Дешево», универсамы «Квартал»), «Вестер» (сейчас сеть представлена в Москве, Ярославле, Белгороде), «Алтын» (куплена в 2005г. «Седьмым Континентом»). В Москве родилось большинство крупных сетей России.
Рисунок 1 -Динамика оптовой торговли в России
Источник: CNews Analytics, 2007, по данным Росстата [15]
Таким образом,
ежегодный прирост оборота
Структура оптовой торговли более или мене однородна, с некоторым доминированием трех основных направлений. Около 22,5% выручки создается за счет продажи топлива, порядка 20% — за счет продажи продовольствия и чуть более 17% — за счет непродовольственных товаров.
Рисунок 2 - Структура выручки в секторе оптовой торговли
Источник: CNews Analytics, 2010 [15]
Рисунок 3 - Оборот организаций оптовой торговли в округах РФ
Источник: CNews Analytics, 2010 [15]
Та же картина получается, если анализировать развитие оптовой торговли по регионам в динамике. Обороты оптовой торговли в Москве растут более высокими темпами, чем в большинстве регионов (ситуация обратная по отношению к сектору розничной торговли). В среднем за последние 2-3 года обороты оптовой торговли в Москве росли на 25-27% в год (в реальном выражении), тогда как в округах — всего на 5-10%.
В целом
в секторе оптовой торговли наблюдается
медленное увеличение представленности
сегмента крупных и средних предприятий.
Укрупнение сектора связано с
традиционными для
Сфера оптовой торговли состоит из множества организаций, занимающихся перемещением товаров и услуг из мест их производства к местам использования.
Оптовая
торговля включает в себя любую деятельность
по продаже товаров или услуг
тем, кто приобретает их с целью
перепродажи или