Организация коммерческой деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 20:58, реферат

Краткое описание

Кировское райпо осуществляет розничную торговлю, производство пищевых продуктов, строительство, покупку и продажу собственного недвижимого имущества, осуществляет хранение и складирование продукции, предоставляет услуги торговли, парикмахерских, ритуальных услуг, услуг общества. На каждый вид деятельности выдается специальное разрешение (лицензия).
Ведущее место в торговом обслуживании района занимает потребительская кооперация – удельный вес ее товарооборота в общем товарообороте района составляет 70,2, что свидетельствует о прочных конкурентных позициях организации.

Вложенные файлы: 1 файл

ОТЧЕТ ГОТОВЫЙ.doc

— 967.00 Кб (Скачать файл)

Учетная политика - совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией – первичного наблюдения, стоимости измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки  и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Бухгалтерские приемы, формирующие  оценку активов, порядок признания  выручки и списания затрат, имеют непосредственную связь с налогообложением. В последнее время организациям предоставляется возможность выбирать для себя в рамках текущего законодательства наиболее рациональный способ ведения бухгалтерского учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли и показатели финансовой устойчивости организации. При раскрытии учетной политики организации опираются на действующие на текущий момент нормативные документы.

Положения действующих нормативных  документов по отношению к учетной  политике делятся на две группы: одновариантные; многовариантные.

Под одновариантными предписаниями  понимаются те случаи, при которых  нормативные документы устанавливают  однозначный и обязательный к  применению порядок учета и налогообложения  конкретных фактов хозяйственной деятельности организаций.

Многовариантные предписания предполагают несколько вариантов отражения  в учете тех пли иных фактов хозяйственной жизни. Например, это  может быть порядок включения  стоимости материальных ресурсов в  состав себестоимости продукции (работ, услуг).

Исключение составляют случаи, когда  нормативные документы не содержат вообще никаких конкретных предписаний  относительно каких-либо моментов, касающихся учетной политики.

В качестве примера можно привести отсутствие нормативных документов, фиксирующих типовую форму, по которой должна представляться учетная политика. В такой ситуации организация самостоятельно формирует учетную политику, опираясь на общие вопросы бухгалтерского учета и налогообложения.

В любом случае выбор того или иного способа ведения бухгалтерского и налогового учета, описание необходимых организационно-технических условий должны найти свое отражение в учетной политике, нормативной базой для основных характеристик которой является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете отчетности» от 26 декабря 2007 г. №302-3.

На выбор и обоснование  учетной политики райпо влияют следующие факторы: организационно-правовая форма организации; отраслевая принадлежность и вид деятельности; масштабы деятельности организации; управленческая структура организации и структура бухгалтерии; финансовая стратегия организации; материальная база; степень развития информационной системы в райпо, в том числе управленческого учета; уровень квалификации бухгалтерских кадров.

При формировании учетной политики райпо решение исходить из: обособленности учета имущества и обязательств райпо от имущества и обязательств других юридических и физических лиц; непрерывности деятельности райпо; последовательности применения учетной политики; временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования и раскрытия учетной политики райпо установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 (в редакции от12.11.2003г. №152).

Учетная политика райпо формируется главным бухгалтером на основе законодательства Республики Беларусь и утверждается председателем райпо.

Учетная политика райпо включает в себя: описание принятых способов ведения бухгалтерского учета; план счетов бухгалтерского учета райпо; применяемые формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета; регламентацию движения первичных документов и регистров в бухгалтерском учете райпо.

Учетная политика райпо соответствует требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Принятая учетная политика райпо оформляется соответствующим решением.

Способы ведения бухгалтерского и налогового учета, избранные райпо при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего документа.

В должностные обязанности  главного бухгалтера райпо входят:   

осуществление организации  бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности райпо;  

обеспечение рациональной организации учета и отчетности, управленческого учета в райпо и в ее подразделениях на основе максимальной централизации и механизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля;  

формирование учетной  политики с привлечением специалистов различных служб;  

руководство разработкой  и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины;  

организация учета поступающих  денежных средств, товарно-материальных ценностей и основных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учета издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности райпо, а также финансовых, расчетных и кредитных операций; обеспечение контроля: за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов, составлением экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, работ (услуг); расчетами по заработной плате с работниками; правильным начислением и перечислением платежей в государственный бюджет, внебюджетные фонды, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений и т.д.; участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат; принятие мер по предупреждению недостач, нарушений финансового и хозяйственного законодательства; ведение работ по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, а также оформлению и сдаче их в установленном порядке в архив райпо; участие в работе по совершенствованию и расширению сферы действия внутрихозяйственного расчета, разработке рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения средств механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ; руководство работниками бухгалтерии организации.

Главный бухгалтер должен знать:

законодательство Республики Беларусь, декреты, указы Президента РБ, постановления и решения Правительства  Республики Беларусь по вопросам деятельности организации, постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные  документы вышестоящих органов, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также финансово-хозяйственной деятельности организации; структуру организации и перспективы ее развития; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета в организации, правила его ведения; порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; формы и порядок финансовых расчетов; методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; способы и методы выявления внутрихозяйственных резервов; порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; правила расчетов с дебиторами и кредиторами; порядок списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь; правила проведения инвентаризаций денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и финансовых обязательств; порядок и сроки составления бухгалтерских балансов, отчетов налоговой и статистической отчетности; правила проведения проверок и документальных ревизий; организацию хозяйственного расчета; средства вычислительной техники и возможности их применения для механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации; передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования хозяйственной и финансовой деятельности организации; экономику, организацию производства, труда и управления; гражданское право, трудовое, финансовое, хозяйственное и налоговое законодательство; законодательство о труде и охране труда Республики Беларусь; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Статья 7 Закона содержит норму о том, что финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не подлежат исполнению. В соответствии со ст.2 Закона обязательства представляют собой отражаемые в бухгалтерском учете обязанности организации перед иными лицами, в том числе ее учредителями и собственниками имущества, возникновение которых является следствием совершившихся хозяйственных операций. Хозяйственной операцией является действие или событие, влекущее изменения в объеме и (или) составе имущества и (или) обязательств организации. Статья 7 Гражданского кодекса (ГК) содержит перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, среди которых выделяются договоры и иные сделки, акты государственных органов, судебные решения, иные действия и события, с которыми законодательство связывает наступление гражданско-правовых последствий. 

Таким образом, финансовые и кредитные обязательства райпо, требующие подписи главного бухгалтера, возникают из договоров и иных сделок, не противоречащих законодательству. Законодательство Республики Беларусь не содержит общего определения кредитных и финансовых обязательств. Вместе с тем под указанными обязательствами понимают документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по коммерческому займу, векселя.

Законом установлено, что  договоры без подписи главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) считаются  недействительными и, следовательно, не подлежат исполнению. 

Согласно ст.169 ГК сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. По указанному общему правилу договоры, заключенные без подписи главного бухгалтера, являются ничтожными.

В данном случае противоречия нет. Так, в части третьей п.1 ст.161 ГК предусмотрено, что законодательством  могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, причем перечень требований не ограничен. Это позволяет сделать вывод о том, что обязательное наличие подписи главного бухгалтера, предусмотренное Законом, является таким дополнительным требованием к форме сделки. Отсутствие подписи представляется возможным рассматривать как несоблюдение простой письменной формы. В силу п.2 ст.163 ГК в случаях, прямо указанных в законодательных актах (в данном случае в Законе), несоблюдение простой письменной формы влечет ее недействительность.

Возникает вопрос и о  возможности применения нормы ст.7 Закона, устанавливающей основание и последствия недействительности указанных сделок, к сделкам, заключенным до 1 января 2002 г., то есть вопрос о придании закону обратной силы. Закон не содержит специальных положений о распространении своего действия на отношения, возникшие до его вступления в силу. Кроме того, обязанность главного бухгалтера подписывать договор ограничена во времени моментом заключения (подписания) договора, следовательно, закономерен вывод о том, что норма ст.7 Закона применяется только к договорам, заключенным после 1 января 2002 г.

Общегосударственным классификатором  РБ "Профессии рабочих и должности  служащих" (ОКПД) ОК РБ 006-96 к должности  главного бухгалтера установлены следующие квалификационные требования: высшее экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет.  

Эти требования несколько  конкретизированы в ст.7 Закона. В  частности, на должность главного бухгалтера следует принимать лиц, которые: имеют высшее специальное образование независимо от стажа работы по специальности бухгалтера; имеют специальное образование и стаж работы по специальности бухгалтера не менее 5 лет.

Организационная структура  Кировского райпо является линейно-функциональной. Управление в райпо осуществляется на основе принципа демократического централизма. Всю полноту власти берет на себя председатель райпо, который избирается на 5 лет. Ему при принятии решений помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений.

Ревизионная комиссия является контрольным органом, она избирается на 5 лет. Данная комиссия осуществляет проверку подведомственных организаций, контролирует соблюдение устава, проводит документальную проверку.

Функциональные подразделения  находятся в подчинении председателя.

Планово-экономическую  работу в райпо осуществляет планово-экономический  отдел, основными функциями которого являются:

в области планирования и анализа объемных показателей: изучает социально-экономические  показатели района в целом и по зонам деятельности филиалов, входящих в состав райпо, составляет расчеты численности и покупательских фондов обслуживаемого населения для обоснованной разработки показателей плана и др;

в области планирования и анализа показателей по труду: разрабатывает проекты штатных расписаний аппарата управления райпо исходя из утвержденных действующих нормативов и др;

в области статистической отчетности: организует своевременное  составление и представление  в райпо установленной отчетности подведомственными организациями. Проводит инструктаж с работниками по составлению статистической отчетности и оперативной информации и др.

Экономист планово-экономического отдела является исполнителем работы в области систематизации, учета  экономических показателей и  составления статистической отчетности.

Основными обязанностями  начальника планово-экономического отдела райпо являются: осуществлять организационное и методическое руководство экономической работы в системе райпо, обеспечивая комплексное планирование и анализ показателей хозяйственной деятельности; организовывать изучение социально-экономических показателей района деятельности для использования в экономической работе; разрабатывать проекты текущих планов развития по отраслям деятельности, обобщать и выносить на утверждение правления райпо сводные планы хозяйственной деятельности; осуществлять проведение экономического анализа показателей хозяйственной деятельности райпо; принимать участие в составлении статистической отчетности по установленным формам; участвовать в разработке бизнес-плана развития отраслей деятельности; осуществлять проверки в унитарных предприятиях по вопросам, входящим в компетенцию экономического отдела; проводить работу по внедрению отечественного и зарубежного передового опыта в области экономического анализа.

Информация о работе Организация коммерческой деятельности организаций