Организация предприятия розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработать правильную организацию розничной торговли.
Задачами курсовой работы являются:
- обобщение теоретического и практического опыта в организации оперативных процессов на торговом предприятии;
- проведение оценки уровня организации и управления на торговом предприятии ОАО «Магнит».

Содержание

Введение
1 Теоретические и методические основы организации предприятия розничной торговли
1.1Раскрытие содержания организации предприятия розничной торговли.…1
1.2 Организация предприятия розничной торговли, ее классификация…...…4
1.3 Эволюция форматов розничной торговли………………………………….8
2 Анализ финансовой деятельности ОАО «Магнит»
2.1 Деятельность организации ОАО «Магнит»………………………….........11
2.2 Анализ экономической деятельности ОАО «Магнит»………………...…14
2.3 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.3.1 Основные конкуренты………………………………………………........16
2.3.2 Положение ОАО «Магнит» в отрасли на российском рынке……….....19
3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации предприятия розничной торговли в ОАО «Магнит»
3.1 Совершенствование управления коммерческой деятельностью на предприятии……………………………………………………………………..23
3.2 Организации и пути повышения эффективности сбытовой деятельности на предприятии ОАО «Магнит»……………………………………………….25
3.3 Оценка эффективности предложенных рекомендаций…….……...……..29
Заключение………………………………………………….………………..…32
Список использованных источников……………………………………….…34
Приложение А Основные виды деятельности предприятия
Приложение Б Крупнейшие акционеры ОАО « Магнит»

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по организации.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

     В структуре оборота розничной торговли по видам организаций в 2010 году доля рынков снизилась на 0,9 процентных пункта, малых предприятий – на 0,6 процентных пунктов, а индивидуальных предпринимателей – на 0,2 процентных пункта.

     Региональная структура оборота розничной торговли России отличается неравномерностью: 52,57% оборота розничной торговли в декабре 2011 года приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области).

 

Таблица 7 - Региональная структура оборота розничной торговли РФ в 2011 -2009 годах, %

 

Регион

2011 год

2010 год

2009 год

Центральный федеральный  округ

35,2

34,10

33,7

Московская область

6,3

6,15

6,1

Г.Москва

17,7

17,54

17,3

Северо-Западный федеральный  округ

9,45

9,4

9,4

Приволжский федеральный  округ

18,56

18,11

18,3

Уральский федеральный  округ

10,5

9,96

10,3

Сибирский федеральный 

10,36

10,59

10,9

Дальневосточный федеральный округ

3,65

3,99

4,1


 

     Темпы роста  оборота розничной торговли в России продолжают оставаться положительными, что обусловлено выводом значительного объема рублевых средств из банковской системы физическими лицами и направления их на приобретение товаров длительного пользования в ожидании роста цен на импортные товары из – за девальвации рубля и в результате активизации рекламной и маркетинговой деятельности ритейлеров ( проведение распродаж и предоставление скидок).

 

Таблица 8 – Динамика оборота розничной торговли в 2011 – 2009 годах

 

Период

Оборот, млрд., руб

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2011  год

24125,2

125

2010  год

16523,6

115

2009  год

13853,2

113


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

3. Разработка  практических рекомендаций по  совершенствованию организации предприятия розничной торговли в ОАО «Магнит»

 

3.1 Совершенствование  управления коммерческой деятельностью  на предприятии

 

     Коммерческая деятельность – это в соответствии с законодательством России деятельность, основной целью которой, является получение прибыли. Однако такое рассмотрение коммерции не отвечает современным потребностям быстро развивающегося общества. Одной из прогрессивных наук, применяемых сегодня коммерческими предприятиями, является маркетинг. Если рассматривать любое предприятие с позиции маркетинга, то его цель – наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов. Еще одним вариантом «целевого» определения коммерческой деятельности таково – это деятельность, направленная на увеличение конкурентного преимущества на рынке. В этом связи достаточно большое число специалистов определяют коммерческую деятельность как деятельность, опосредующую и обеспечивающую куплю-продажу товаров. Эти операции являются главным содержанием одного из вида предпринимательства – коммерческого предпринимательства. Таким образом, к коммерческой деятельности относится оптовая торговля, а также розничная торговля. При этом, расширенное толкование оптовой торговли означает, что покупатель приобретает товар не для собственного потребления, а для дальнейшей переработки или перепродажи с целью получения прибыли. А розничная торговля в основе своей деятельности предназначена для организации потребления населением товаров и услуг. Следует также отметить, что понятие оптовой и розничной торговли и ее сущности на протяжении всего периода развития экономической теории является предметом внимания и изучения.

     Операции, связанные с осуществлением коммерческой деятельности, условно можно разделить на ряд блоков. В каждый из них входят операции, выполняемые на соответствующем этапе коммерческой деятельности. При этом следует отметить, что коммерческая деятельность, осуществляемая структурами, занимающимися розничной торговлей, в значительной степени отличается от коммерческой деятельности оптовых торговых предприятий. Это особенно характерно для операций, связанных с формированием ассортимента и продажей товаров.

Первый блок операций коммерческой деятельности в торговле составляет закупочная работа. Ее основной задачей является выгодное приобретение товара с целью удовлетворения потребительского спроса.

Работа по оптовым  закупкам товаров включает комплекс

 

23

 взаимосвязанных коммерческих  операций, к числу которых относятся:

  • изучение и прогнозирование покупательского спроса с целью   
  • обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров;
  • определение потребности в товарах;
  • выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков и каналов продвижения товаров;
  • установление хозяйственных связей с поставщиками;
  • контроль исполнения договоров и хода поставки товаров.

Изучение и прогнозирование  покупательского спроса необходимо для обоснования коммерческих решений по оптовым закупкам товаров.

Как известно, спрос —  это форма рыночного проявления потребности. В свою очередь потребность  принято определять как нужду или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, функционирования личности, социальной группы населения или общества в целом. В процессе общественного развития потребности растут и изменяются.

Спрос населения на товары формируется под влиянием многочисленных экономических, социальных, демографических, природно-климатических и других факторов, которые постоянно изменяются в процессе развития общественного производства. Поэтому только с помощью методов маркетинга коммерческие работники могут получить необходимую информацию о товарах, о ценах, которые потребители готовы заплатить, о емкости рынка в отдельных регионах. Так, например, розничные предприятия используют следующие методы изучения и прогнозирования спроса: оперативный учет продажи товаров и движения товарных запасов за определенный период, учет и анализ неудовлетворенного спроса покупателей.

Одним из важнейших этапов закупочной работы является установление хозяйственных связей с поставщиками.

Хозяйственные связи  с поставщиками товаров включают экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками товаров в процессе поставок товаров.

В условиях рыночной экономики большое значение придается самостоятельному урегулированию хозяйственных взаимоотношений между поставщиками и покупателями товаров на базе правовых норм гражданского законодательства. При этом существенно повышается роль договоров поставки товаров. Должны быть согласованы все моменты, связанные с подготовкой проекта договора, с его подписанием. Результатом этого этапа коммерческой деятельности должен быть подписанный договор на поставку товаров, за выполнением которого необходимо наладить четкий контроль.

 

24

На этом заканчиваются  коммерческие операции, связанные с  оптовыми закупками товаров. Далее  следует целый комплекс технологических  операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, перемещением и т. д.

Затем коммерческая деятельность развивается по двум направлениям — на предприятиях оптовой торговли и на предприятиях розничной торговли.

 

3.2 Организации и пути повышения эффективности сбытовой деятельности на предприятии ОАО «Магнит»

 
     «Магнит» по праву может гордиться своей логистикой. При 45-тысячном ассортименте у этой торговой сети показатели складских остатков — одни из лучших в России и вызывают искреннее уважение даже у западных ритейлеров. Отчасти это объясняется тем, что централизованная логистическая модель сбытовой сети создавалась при участии западных консультантов, вооруженных передовым опытом зарубежных компаний. «Магнит» стал первым ритейлером в России, построившим распределительный центр — центральную базу для снабжения всех магазинов сети восемью тысячами наиболее ходовых товаров. Уже в течение семи лет производители свозят в РЦ свои продукты, которые сортируются, переупаковываются и доставляются по магазинам на машинах собственного автопарка «Магнита». Подобная организация дела позволяет существенно снижать расходы на доставку товаров, и в этом заключается важное конкурентное преимущество.Однако бурный экстенсивный рост и расширение ассортимента создали для компании серьезную проблему, известную среди специалистов как out-of-stock (что можно перевести как «нет в наличии»). Полки магазинов «Магнита» действительно стали пустеть: товары заканчивались прежде, чем их успевали дозаказывать. В первую очередь это коснулось продуктов первой необходимости: молочной и мясной гастрономии, кондитерских изделий, спиртных и безалкогольных напитков, бытовой химии и т. д. Именно они приносят ритейлеру основной доход, однако именно они исчезали из торговых залов и со складов первыми. 
     Отсутствие в магазинах товаров, нужных покупателю, может привести к катастрофическим последствиям для продавца. Слабый контроль над ситуацией грозит потерями, превышающими 50,6% потенциальных продаж,— и такие примеры есть в мировой практике. Менеджмент «Магнита» вовремя осознал серьезность возникшей проблемы и начал борьбу с пустующими полками. По данным Американской ассоциации бакалейщиков (Grocery Manufacturers Association), лишь в 25% случаев отсутствие товаров на полках (out-of-stock) порождается низкой дисциплиной и некачественным планированием. А главными виновниками пустующих

 

25

полок (75%), и это отражает мировая статистика, являются не поставщики, а сами магазины со своей несовершенной  системой заказов и выкладки товаров. Но руководитель управления централизованных товарных запасов считает, что ответственность за пустые полки ритейлер и поставщик делят поровну. Поэтому возвращать товары на свои полки «Магнит» принялся в тесном контакте с поставщиками.Как крупный ритейлер, «Магнит» мог позволить себе вести диалог с контрагентами с позиции силы. За редким исключением, любому производителю сегодня можно найти замену, и большинство из них отдают себе в этом отсчет. Но сами производители не доставляют ритейлерам особых хлопот. Другое дело—торговые посредники. Их выдавливанием из цепочек поставок сегодня заняты практически все российские розничные сети. «Магнит» добился того, что большая часть продукции на РЦ стала поступать напрямую от производителя. Такая схема позволяет сетям не только получать товар по более выгодной цене, но и повышать качество поставок— их оперативность и предсказуемость. 
     Впрочем, по ряду товарных групп «Магниту» все равно приходится работать с дистрибуторами. В случае срывов поставок руководство отдела сбыта воздействует на них штрафами. Размер штрафных санкций в крупнейших розничных сетях составляет до 10% от стоимости поставки. 
     Безупречная работа «шелкового» поставщика, однако, не избавляет ритейлера от необходимости держать у себя определенный товарный запас — на случай непредвиденных перебоев в снабжении или резких скачков спроса. Если вдруг по тем или иным причинам срывается очередная поставка, так называемый страховой запас компенсирует нехватку товаpa. Он же помогает ритейлеру продержаться до следующей партии: иногда закупать ее приходится у альтернативного поставщика. Благодаря созданию страховых запасов «Магнит» снизил показатели out-of-stock в несколько раз. Например, по сокам и водам эта цифра уменьшилась вдвое—до 10%. Однако у таких заделов всегда есть и оборотная сторона—ухудшение показателей оборачиваемости. Директор сети «Магнит» по ИТ считает нахождение оптимальной нормы страховых запасов результатом тонкого компромисса: «Здесь нужна золотая середина, и с точностью определить ее — настоящее искусство торговли».В этом году в «Магните» была опробована технология централизованного расчета страховых запасов. Там используется вероятностный анализ на основе среднеквадратичных отклонений. Этот метод позволяет рассчитывать страховой запас с учетом возможных недопоставок товара.

     Обычно страховые запасы поддерживаются в течение недели, при сезонных пиках спроса — 10 дней. Отдел сбыта формирует их в основном по быстро оборачиваемым товарам (группа А) — восьми тысячам наименований, проходящим через распределительный центр. Это примерно треть ассортимента сети. Оставшиеся 70% — скоропортящиеся продукты питания. Их по магазинам развозят сами поставщики. Неудивительно, что

Информация о работе Организация предприятия розничной торговли