Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
курсовая работа экономика предприятия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52
Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.
В повышении качества продукции заинтересованы как ее изготовители, так и потребители, а также государство. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту имиджа и престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей. Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе. Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций.
Кроме того, современный рынок представляет собой арену жесткой конкуренции поставщиков продукции, которая в ближайшие годы, по-видимому, только усилится. И в этой борьбе за потребителя участники используют различные методы и средства подавления своих конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным из них является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей.
Проблемой повышения качества продукции занимаются во всех странах мира, о чем свидетельствуют многочисленные публикации по вопросам теории и практики повышения качества продукции. Во многих из них решение данной проблемы стало национальным движением. Например, в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии управление качеством продукции выведено на государственный уровень. Во многих странах созданы Национальные советы по качеству и надежности, ассоциации по осуществлению контроля качества продукции в промышленности, статистическому управлению качеством, ассоциации стандартов и другие организации. Столь значительный успех японских компаний на мировом рынке объясняется, прежде всего, высочайшим качеством производимых ими товаров.
Большая часть потребителей уже не воспринимает некачественные товары или товары среднего качества. У современных предприятий нет другого выхода, кроме безоговорочного создания у себя комплексной системы управления качеством, в противном случае – придется сойти со сцены, позволив получить прибыли другим.
По словам председателя совета директоров компании General Electric, Джона Ф. Уэлча: «Качество – наша лучшая гарантия преданности потребителей, наша самая сильная защита от иностранных конкурентов и единственный путь добиться успеха и получить прибыль».
Отсюда вытекает объективная необходимость постоянной, целенаправленной работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Целью курсовой работы является оценка качества продукции на предприятии и разработка предложений по его обеспечению.
Для ее реализации необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступает совместное белорусско-германское предприятие СП ЗАО «МАЗ-МАН».
Договор о его создании был подписан 10 декабря 1997 года, а 5 марта 1998 года СП ЗАО «МАЗ-МАН» было зарегистрировано Министерством внешнеэкономических связей Республики Беларусь (свидетельство о государственной регистрации №1944) по юридическому адресу: г. Минск, ул. Центральная, 3-а.
Соучредителями предприятия
с белорусской стороны
Основным видом деятельности предприятия является в соответствии с Уставом производство большегрузных автомобилей европейского класса – седельных тягачей, предназначенных для перевозки различных грузов в составе автопоезда. Кроме этого, начиная с 2000 г. предприятие осуществляет лизинговую деятельность, оптовую торговлю и сдает автомобили в аренду.
Модельная гамма 2007 г. состоит из пяти серий унифицированных грузовых автомобилей с колесной формулой 4х2 и 6х4 и тремя типами кабин. Это двухосные седельные тягачи MA3-MAN – 543268 и MA3-MAN – 543265, трехосные седельные тягачи MA3-MAN – 642268 и MA3-MAN – 642269 с короткой кабиной, предназначенные для работы в составе автопоезда, в том числе с самосвальными полуприцепами, трехосные шасси с короткой кабиной MA3-MAN – 630365 и MA3-MAN – 630368, а также трехосные самосвалы с короткой кабиной MA3-MAN – 651665 и MA3-MAN – 651668.
Технико-экономические показатели работы СП ЗАО «МАЗ-МАН» за 2005-2006 г.г. представлены в таблице 2.1 (раздел 2 § 2.1).
Методологической основой написания работы является отечественная и зарубежная литература по проблеме, нормативная документация, статистические данные и фактический материал данного предприятия.
Международная организация по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги‚ которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Понятие «качество продукции» как экономическая категория тесно связано с категорией потребительной стоимости, проявляющейся лишь в процессе использования товара. Потребительная стоимость с точки зрения экономической теории рассматривается как совокупность полезных свойств товара, то есть определяет полезность товара. В связи с этим качество продукции рассматривается как степень проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования. Поэтому качество, несмотря на то, что связано с потребительной стоимостью, все же не тождественно ей.
Экономическое содержание
С понятием
качества тесно связаны такие
понятия‚ как технический уровень
продукции и
Технический уровень продукции может быть определен как характеристика качества продукции‚ основанная на сопоставлении показателей‚ характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции‚ со значениями соответствующих базовых показателей. Технический уровень продукции является составной частыо ее качества‚ отражается в различных показателях (производительности‚ безопасности‚ экономических параметрах и др.) и повышается в результате применения оригинальных конструктивных решений‚ использования новых материалов‚ использования прогрессивных технологических процессов производства‚ контроля и испытаний продукции.
Конкурентоспособность товара означает его способность быть более привлекательным для потребления по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения‚ благодаря тому‚ что его качественные и стоимостные характеристики в большей степени соответствуют требованиям данного рынка и потребительским оценкам.
В общей совокупности показателей
качества продукции выделяют единичные
и комплексные показатели‚
Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним‚ в частности‚ может относиться объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных‚ высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы‚ а также величина экономического эффекта от использования продукции повышенного качества. К обобщающим показателям относятся также показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности. Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий‚ научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии и в отрасли.
Единичные и
комплексные показатели качества применяются
для определения конкретных заданий
по улучшению качества с учетом особенностей
выпускаемой продукции и
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по различным признакам:
При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:
В настоящее время кроме перечисленных выше традиционных групп показателей при оценке технического уровня и качества продукции используются также экологические показатели‚ показатели безопасности и транспортабельности продукции‚ показатели однородности продукции и др.
Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Основная цель данной системы – создание условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства, его поддержание и повышение в течение всего периода изготовления при минимальных издержках.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО–9000, принятых международной организацией по стандартизации (International Standard Organization —ISO) в марте 1987 года и обновленных в 1994 году.
Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятия.
Главная цель международных стандартов ИСО серии 9000 – установление единого, признанного во всем мире подхода к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентация отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества продукции. При этом должна обеспечиваться жесткая ориентация на требования потребителя и заканчиваться удовлетворением этих требований.
Система управления качеством продукции, созданная в соответствии со стандартами ИСО 9000, должна удовлетворять требованиям к системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности; системе организации производства; системе управления качеством от проектирования до эксплуатации.
Система управления качеством, как правило, включает: