Оценка направлений повышения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_rabota_ekonomika_predpriatia.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 


2.2. Факторы, влияющие  на изменение показателей качества

 

Анализ процессов обеспечения  качества продукции должно проводиться на всех стадиях её создания и потребления с целью выявления факторов, влияющих на качество. Эти факторы подразделяются на две группы.

Первую составляют результаты каждой стадии обеспечения качества продукции, то есть результаты стадий жизненного цикла изделия (научные исследования и проектирование, процесс изготовления, процесс обращения и реализации, потребление или эксплуатация). Все эти стадии находятся в тесной взаимосвязи, от качества и результатов предыдущей стадии зависит качество результатов последующей. (Например, от качества документации, разработанной на стадиях НИОКР, зависит качество технической документации, конструкторской и технологической подготовки и, как следствие, качество продукции на стадии изготовления).

Вторую группу факторов составляют качество исходных материалов и комплектующих изделий; качество оборудования, инструментов и приспособлений; подготовка кадров, научная организация труда и культура производства, организация технического контроля; мероприятия по сохранению стабильности качественных показателей продукции в процессе её обращения и реализации.

В настоящее время на ЗАО «МАЗ-МАН» создана и функционирует целая  особая система качества, охватывающая все основные аспекты управления качеством: от первых планов, концепции  и конструкции прототипов через жесткие всеобъемлющие испытания для ввода в серийное производство до самого производства и сборки, включая услуги по сервисному обслуживанию.

Стандарты, к которым стремится  ЗАО «МАЗ-МАН», а так же их постоянное развитие привели к тому, что технический уровень и качество продукции во многом превосходит уровень и качество аналогов, что делает модели «МАЗ-МАН» конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Качество автомобилей оценили по достоинству не только клиенты, но и эксперты. На конкурсе «Лучший автомобиль-2001» МАЗ-МАН – 543268 был признан победителем в номинации «Лучший седельный тягач».


В первую очередь, это  связано с высокой требовательностью  ЗАО «МАЗ-МАН» к себе и своей  продукцией, которая стала само собой разумеющимся обстоятельством: 100 %-е качество с самого начала.

В процессе производства основной задачей становится обеспечение  необходимых технических, организационных, производственных и социальных условий  для получения заданного уровня качества в строгом соответствии с требованиями технической документации. Для её успешного решения на ЗАО «МАЗ-МАН» предусмотрено следующее:

  1. Каждая монтажная операция сопровождается обязательной отметкой в журнале сборки автомобиля, что позволяет повысить индивидуальную заинтересованность персонала, работающего по принципу "самоконтроля".
  2. Общий контроль за качеством выполнения работы на каждом этапе производят руководители бригад, имеющие оперативную информацию о результатах приемки и испытаний автомобилей. Таким образом осуществляется принцип обратной связи "производство – ОТК".
  3. По аналогии с предприятием в г. Мюнхене создаются мобильные группы, осуществляющие выборочный контроль за соблюдением установленного технологического процесса.
  4. На последнем этапе монтажа автомобиль проходит полную функциональную проверку. Кроме того, каждый автомобиль проходит контрольные испытания пробегом, проверку на станции диагностики (по аналоги с европейской системой TUV), после чего осуществляется окончательная комплексная приемка готового изделия.
  5. На предприятии работает постоянная группа специалистов "MAN Nutzfahrzeuge AG", следящая за соблюдением технологических процессов и поддержанием стабильного качества выпускаемой продукции, соответствующей уровню головного предприятия "MAN Nutzfahrzeuge AG".

Важнейшим элементом  системы качества является входной  контроль 100% материалов и комплектующих, поступающих на завод, а не выборки. Благодаря этому снижается вероятность  попадания некачественных комплектующих  на сборочное производство.

На стадиях реализации и эксплуатации, на первое место выступает задача создания необходимых условий для более длительного сохранения уже созданных полезных свойств продукции в процессе её транспортировки и эксплуатации.

Грузовые автомобили, используемые для дальних грузоперевозок, чаще всего подвергаются длительным экстремальным нагрузкам. Работать надёжно долгие годы должна не только машина, как целостный организм, но и каждая её деталь в отдельности – таких принципов придерживается белоруско-германское предприятие. Поэтому сервис на ЗАО «МАЗ-МАН», равно как и производство, организован на европейском уровне. Это первый прецедент в отечественном автомобилестроении, когда сервисное обслуживание автомобиля может осуществляться не только на территории страны-производителя и стран ближнего зарубежья, но и практически по всей Европе.

Только в Германии насчитывается 169 фирменных СТО МАН  и 220, с которыми концерн МАN имеет  договор на сервисное обслуживание. Всего же в европейских странах 1076 подобных сервисных пунктов.

В Западной Европе, если случится поломка, водители МАЗ-МАНов  могут подъехать к любой станции  «МАН», где незамедлительно получат  необходимую помощь. Если какой-то запчасти па месте не окажется, в течение  одного-двух дней она будет доставлена.

На территории стран СНГ концерн «МАЗ-МАН» совместно с Минским автозаводом еще только работают над расширением сервисной сети. Но уже сейчас пользователи белорусско-немецких автомобилей могут обслуживаться на МАЗовских сервисных станциях.

12 официальных дилеров в России, Беларуси, Украине продвигают марку на рынке СНГ. Организованна сбытовая структура для работы по продвижению техники ЗАО «МАЗ-МАН»  на рынках СНГ и Прибалтики – ИП «МАЗ-МАН Трак Трейдинг». Благодаря активной деятельности отдела сбыта и сервиса, ЗАО «МАЗ-МАН» является постоянным участником международных и отечественных выставок, ежегодно выставляет свою продукцию в популярных автосалонах ближнего и дальнего зарубежья. Участие в подобных мероприятиях каждый год дает предприятию возможность не только устанавливать прочные хозяйственные связи, наилучшим образом представлять свою продукцию, но и расширять круг потребителей. 


Возможно, этим объясняется  возросший спрос на технику ЗАО  «МАЗ-МАН» не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Удельный вес  продукции  на экспорт в 2006 г. увеличился на 3,6 % по сравнению с 2005 г. (§2.1).

Нельзя оставить без внимания и  уровень цен. При соответствии всем требованиям европейских Правил и Директив автомобиль МАЗ-МАН на 30% дешевле аналогичных автомобилей  зарубежного производства. Причем новое исчисление НДС в республике ни коим образом не отразилось на цене в сторону увеличения. Более того, специалисты совместного предприятия отлично понимают, что в условиях резкого падения объемов продаж большегрузной техники продвигать новый автомобиль на рынке можно только при наличии конкурентоспособной цены. Благодаря освоению специалистами производства и повышению его эффективности с августа текущего года удалось добиться снижения конечной цены на автомобиль на 8 %.

Организационно все стадии разобщены между собой. Исследованием и проектированием занимаются конструкторский и технологический отделы, производством и реализацией – производственный отдел и отдел сбыта, эксплуатацией или потреблением – отдел сервиса. Между тем эффективность системы управления качеством тем и обусловливается, что функционирование управления качества продукции осуществляется в неразрывной связи всех четырёх стадий. Это выражается через постоянный оперативный обмен информацией, позволяющий управляющей системе давать научно обоснованные команды управления и осуществлять корректирующее воздействие на факторы, определяющие уровень качества изделий.


3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН»

 

Лучшие компании верят в японскую идею кайзен,  которая звучит как «непрерывное усовершенствование всего всеми». Лучшая возможность повысить качество – это сравнить товары компании с товарами «лучших в своем классе» конкурентов или лучших компаний в других отраслях индустрии. Компании всегда должны стремиться достичь или даже превзойти их уровень.

Так, в настоящее время СП "МАЗ-МАН" проходит проверку на получение Европейского сертификата в области качества ISO серии 9000, что позволит на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями автомобильной техники. Это, несомненно, укрепит позиции предприятия на рынке сбыта, поскольку даст заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.

Повышение качества требует определенных затрат. Вместе с тем, оно связано, в первую очередь, с поиском путей «сразу делать так, как нужно». Качество возникает не в результате контроля, а в результате разработки. Сразу делать так, как нужно – означает снизить затраты на утилизацию, ремонт и перепроектирование, а не подразумевает боязнь потерять расположение потребителей.

Известно, что высокое качество экономит средства и требует дополнительных расходов. В связи с этим необходимо проводить периодическое сопоставление  затрат, осуществляемых на обеспечение  качества продукции, с потерями, которые могут возникнуть вследствие низкого качества.

В действующей  системе учета затрат на производство значительная часть расходов предприятия по проведению технического контроля присутствует в рассредоточенном и обезличенном виде практически во всех калькуляционных статьях расходов, что не позволяет осуществлять точный практический анализ распределения и динамики затрат на контроль качества. Для проведения такого анализа необходим целевой учет затрат на контроль качества изделий с отражением на специальном счете как общего их размера, так и основных составляющих полученной суммы. Установив строгий надзор за общей величиной, структурой, распределением и динамикой расходов на контроль качества продукции, можно более рационально использовать ресурсы, выделяемые на эти цели.


Укрупненно все затраты, связанные  с качеством продукции, можно  разделить на научно-технические, управленческие и производственные.

Научно-технические и управленческие затраты связаны с подготовкой, обеспечением и контролем условий производства качественной продукции, то есть они в определенном смысле предопределяют наличие и величину производственных затрат.

В общем случае управленческие затраты  связаны с гарантией качества изделия. Они включают:

1) транспортные издержки (внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих изделий и готовой продукции);

2) снабженческие издержки (закупка  запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих изделий);

3) затраты на подразделения,  контролирующие производство;

4) затраты, связанные с работой  экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции (плановый и финансовый отделы и бухгалтерия);

5) затраты, связанные с деятельностью  других служб аппарата управления  предприятием, которые в разной степени влияют на обеспечение качества продукции.

Производственные  затраты, в свою очередь, можно разделить  на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. Если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать технические производственные затраты (через амортизационные отчисления), трудовые производственные затраты (через заработную плату).


Метод калькуляции затрат на качество касается расчета затрат на качество (ЗК), которые подразделяются на затраты  внутренней хозяйственной деятельности (By) и внешних работ (Вш). Это связано с тем , что затраты на создание и поддержание производства качественной продукции, а следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии (внутренние), так и за его пределами (внешние).

Затраты, связанные с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД — профилактика (П), оценивание (О), дефекты (Д). К затратам на профилактику относят: затраты на обеспечение безошибочного выполнения работы, например, затраты на подготовку кадров; затраты на исследования процессов; затраты на обследование поставщиков. Затраты на оценку качества включают в себя: затраты, связанные с оценкой выпускаемой продукции для подтверждения ее бездефектности, например, затраты на контроль и испытания; затраты на техническое обслуживание контрольно-испытательного оборудования, затраты на обработку данных контроля и результатов испытаний; затраты на анализ проектов; затраты на проверки счетов расходов. Затраты вследствие дефектов и отказов составляют: затраты, имеющие место при обнаружении дефектов до поставки изделий или услуг внешним потребителям, например, издержки на брак и исправление брака, повторные испытания; расходы, связанные с просроченными платежами по счетам; затраты на товарно-материальные запасы, связанные с колебаниями объема выпуска продукции; затраты на изменения конструкции для исправления ошибки в проекте; расходы, связанные с перепечаткой корреспонденции.

Информация о работе Оценка направлений повышения качества