Оценка направлений повышения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_rabota_ekonomika_predpriatia.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

  Составляющие затраты, связанные  с внешними работами, — это  затраты, возникающие после поставки  продукции, когда выясняется, что продукция в реальных условиях эксплуатации не отвечает требованиям качества, например, затраты на гарантийный ремонт; затраты на подготовку обслуживающего персонала; затраты вследствие возврата продукции; компенсации по судебным искам, вызванным ущербом, причиненным потребителю в процессе эксплуатации продукции; стоимость разбора рекламаций, прямые затраты и скидки, связанные с изъянами продукции; издержки, связанные с несением юридической ответственности за качество продукции.


Классификация затрат на качество проиллюстрирована на рис. 3.1.

 

 

Рис. 3.1. Схема классификации затрат на качество по методу ПОД [8, с. 154]

 

Кроме четырех выше перечисленных  элементов затрат на обеспечение  качества, зачастую выделяют в отдельную группу еще вид затрат – контрольно-измерительное оборудование, но в том случае, если учет стоимости оборудования, применяемого для оценки качества, не был произведен ранее в первых четырех элементах.

К сожалению, в настоящее время  на СП ЗАО «МАЗ-МАН» отсутствует система учета затрат качества, ее создание должно стать первоочередной задачей руководства по улучшению работы по обеспечению качества.

Экспертным путем установлена  следующая оценка затрат на обеспечение  качества продукции по элементам  и статьям за 2006 г. Данные представлены в таблице 3.1 и таблице 3.2 соответственно.

Общая сумма затрат предприятия  на качество выступает неотъемлемой составной частью себестоимости  выпуска. Как показывают данные таблицы 3.1 и 3.2, ее удельный вес в себестоимости  составляет 7,9 %.

 

 


Таблица 3.1. Оценка затрат на обеспечение  качества продукции по элементам 

п/п

Элемент затрат

Величина затрат, тыс. р.

Уд. вес в  общей величине затрат, %

1.

Затраты на профилактику

45008

9

2.

Затраты на оценку качества

215041

43

3.

Затраты вследствие дефектов и отказов (внутренние)

140026

28

4.

Затраты вследствие дефектов и отказов (внешние)

80015

16

5.

Контрольно-измерительное  оборудование

20004

4

6.

Итого

500094

100


 

Примечание. Источник: собственная  разработка.

 

Таблица 3.2. Оценка затрат на обеспечение качества продукции по статьям

п/п

Элемент затрат

Величина затрат,

тыс. р.

Уд. вес в  общей величине затрат, %

1.

основная и  дополнительная заработная плата различных  категорий работников контрольных  служб (с отчислениями на социальное страхование)

126722

25,3

2.

выплата соответствующих  надбавок к заработной плате основным производственным рабочим, переведенным на самоконтроль

7013

1,4

3.

премирование  работников, участвующих (прямо или  косвенно) в проведении контроля качества изделий

143020

28,6

4.

амортизация контрольно-испытательного оборудования, измерительной аппаратуры, приборов и т. п., а также зданий и сооружений, используемых для нужд контроля

34726

6,9

5.

топливо и материалы, расходуемые в процессе технического контроля при эксплуатации соответствующего оборудования

29354

5,9

6.

электрическая и другие виды энергии, используемой для обеспечения процессов технического контроля

10844

2,2

7.

пробы полуфабрикатов, комплектующих  изделий, заготовок, деталей, узлов  и готовой продукции, используемые для проведения разрушающего контроля качества

46812

9,4

8.

приобретение контрольно-измерительного инструмента и оснастки недлительного  пользования

5732

1,1

9.

текущий ремонт, поверка  и наладка средств контроля (в  том числе текущий ремонт зданий и сооружений, используемых для нужд контроля)

16385

3,3

10.

оплата служебных командировок работникам технического контроля, расходы  по ведению отчетности, переписки  и другой документации

79486

15,9

11.

Итого

500094

100,0


 

Примечание. Источник: собственная разработка.


Издержки вследствие низкого качества определяется, исходя из величины внутренних и внешних потерь и материальных и нематериальных потерь. Типичным примером внешних нематериальных потерь является сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей. Этот вид издержек еще называют «молчаливый недовольный потребитель». Это человек, который не жалуется и не проявляет своего неудовольствия, но который больше никогда не приобретет Вашу продукцию. По приблизительным оценкам на каждого жалующегося потребителя приходится свыше 20 «молчаливых недовольных потребителей». Типичные внутренние нематериальные потери являются результатом снижения производительности труда из-за переделок, неудовлетворительной эргономики, неиспользованных возможностей и т.д. Материальные потери представляют собою внутренние и внешние затраты, являющиеся следствием дефектов. Примером таких издержек могут служить расходы, связанные с ремонтом изделий при возвращении их потребителем в период гарантийного срока.

По приблизительным подсчетам  издержки вследствие низкого качества составили бы:

  • сокращение в будущем объема сбыта из-за неудовлетворенности запросов потребителей на 20% :  8523038,4 тыс. р. – 8523038,4 тыс. р. 0,2 =  6818430,7 тыс. р.;
  • уменьшение себестоимости выпуска на 15% вследствие сокращения объема сбыта на 20% : 4829853 тыс. р. 0,8 + 1379375 тыс. р. + 104445 тыс. р. = 5347702,4 тыс. р.;
  • прибыль от реализации составила бы: 6818430,7 тыс. р.– 5347702,4 тыс. р. = 1470728,3 тыс. р.;
  • уменьшение прибыли от реализации на 33,4%: 2209365,4 тыс.р.– 1470728,3 тыс. р. = 738637,1 тыс. р.;
  • материальные потери (внешние и внутренние): 140036 тыс. р. + 80015 тыс. р. = 220051 тыс. р.;
  • общая величина потерь: 738637,1 тыс. р. + 220051 тыс. р. = 958688,1тыс.р.


Отчетность по издержкам  вследствие низкого качества является мощным средством для привлечения  внимания руководства и выявления узких мест, где после обнаружения и устранения проблем может быть получена прибыль.

Проведенные расчеты свидетельствуют  о том, что обеспечение качества продукции обходится предприятию  в 500094 тыс.руб. в то время, как издержки вследствие низкого качества составили  бы 958688,1 тыс.руб. Значит, высокое качество производимой предприятием продукции сэкономило ему 458594,1 тыс.руб. (958688,1-500094).

В целом, политика предприятия в  области качества должна предусматривать  следующие направления:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий; ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;
  • включение поставщиков комплектующих изделий и материалов в систему качества продукции.

Для того чтобы достичь таких результатов деятельности, работники контрольных служб должны обеспечить приоритетное развитие тех подразделений, которые способны решать следующие задачи:

    • разработка и реализация мероприятий по профилактике брака в производстве, предотвращению возникновения отклонении от утвержденных технологических процессов, предупреждению сбоев в работе, приводящих к ухудшению качества выпускаемой продукции;
    • разработка и внедрение прогрессивных методов и средств технического контроля, способствующих росту производительности и фондовооруженности труда контролеров ОТК, повышению объективности проверок и облегчению работы персонала контрольных служб;
    • объективный учет и комплексная дифференцированная оценка качества труда различных категорий персонала контрольной службы, определение достоверности результатов контроля;
    • подготовка необходимых данных для последующей централизованной автоматизированной обработки информации о фактическом состоянии и изменении основных условий и предпосылок производства высококачественной продукции (качество поставляемых по кооперации сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и т. п., качество труда работающих, состояние технологической дисциплины в цехах и на участках и т. д.), а также информации о достигнутом уровне качества выпускаемой продукции;
    • проведение специальных исследований динамики качества продукции в процессе эксплуатации, предполагающих организацию эффективной информационной взаимосвязи между поставщиками и потребителями по вопросам качества продукции;
    • планирование и технико-экономический анализ различных аспектов деятельности службы контроля качества продукции;
    • координация работы всех структурных подразделений отделов и управлений технического контроля;
  • периодическое определение абсолютной величины и динамики затрат на контроль качества продукции, влияния профилактичности, достоверности и экономичности технического контроля на качество изделий и основные показатели деятельности предприятий, оценка эффективности работы контрольной службы.

Существенным  результатом планомерного функционирования и совершенствования системы  контроля качества продукции является экономия денежных средств предприятия, которая может быть получена им в результате ликвидации или значительного снижения размеров непроизводительных расходов и многочисленных потерь, возникающих в производстве при неправильном использовании тех или иных видов, методов и организационных форм технического контроля, отсутствии профилактики брака, недостоверности результатов проверок, несвоевременности их проведения и т.п. Такие затраты можно отнести к устранимым, поэтому следует стремиться к их минимизации так же, как и к безошибочной работе. Подробный перечень непроизводительных расходов и убытков, возникающих на предприятии в результате неудовлетворительного проведения работ по контролю качества продукции, был рассмотрен выше. 


Постоянно совершенствуя работу служб  технического контроля предприятий (комплексно по различным направлениям их деятельности), можно существенно уменьшить размеры этих расходов, потерь и убытков, улучшить основные показатели качества выпускаемых изделий, повысить эффективность производства в целом.

Оптимизация расходов на технический  контроль далеко не всегда адекватна  простому снижению затрат по всем статьям  в результате ослабления или усиления действия определенных факторов, влияющих на эти затраты. Нередко наибольший эффект может быть достигнут в результате изменения структуры расходов, правильного определения операций технологического процесса и параметров продукции, подвергаемых контролю, нормирования отдельных элементов затрат по оценке и регулированию качества изделий.

Основная часть текущих затрат предприятия на качество (43% их общего объема) приходится на осуществление приемочного контроля, разбраковку, сортировку и повторную проверку изготовленной продукции. При этом лишь крайне незначительные средства выделяются на профилактику брака в производстве (9 %). В результате потери от окончательного брака, а также затраты на устранение исправимых дефектов достигают весьма значительной величины (44 %).

В подобных условиях профилактика брака приобретает особую актуальность, причем затраты на предотвращение дефектов целесообразно увеличивать именно за счет сокращения расходов на окончательный приемочный контроль готовой продукции, ее разбраковку, сортировку, повторную проверку и т. п.


Необходимо перенести центр  тяжести контрольной работы на наиболее ранние стадии процесса формирования качества изделий. Это позволит обнаруживать и устранять возникающие дефекты с минимальными затратами времени и ресурсов. Приоритетное осуществление мероприятий по профилактике брака даст возможность не только своевременно и эффективно выявить и ликвидировать появившийся брак, но и предотвратить возникновение большей части дефектов, достичь таким образом значительного улучшения качества выпускаемых изделий при неизменной или даже уменьшенной в результате перераспределения общей сумме затрат на контроль.

Введение на предприятии полного  и своевременного учета затрат на технический контроль может способствовать в дальнейшем разработке автоматизированных методов учета отдельных статей расходов, что, в свою очередь, обеспечит более точное определение себестоимости выпускаемых изделий и экономической эффективности мероприятий, направленных на совершенствование системы технического контроля. Установив строгий надзор за общей величиной, структурой, распределением и динамикой расходов на контроль качества продукции, можно более рационально использовать ресурсы, выделяемые на эти цели.

Информация о работе Оценка направлений повышения качества