Оценка направлений повышения качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема повышения качества продукции является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе, когда в повышении эффективности производства все большее значение играет фактор «качество продукции», обеспечивающий ее конкурентоспособность.
Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения — прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости оборотных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия и др.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Теоретические основы по проблеме обеспечения качества . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Оценка качества продукции на СП ЗАО «МАЗ-МАН». . 20
2.1. Динамика показателей качества. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Факторы, влияющие на изменение показателей качества . . . . . . . . .32
Направления повышения качества продукции на
СП ЗАО «МАЗ-МАН». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .47
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaa_rabota_ekonomika_predpriatia.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Для внедрения системы учета  затрат на контроль качества продукции в соответствующем стандарте предприятия должны быть четко и однозначно определены основные направления расходов по техническому контролю, методы сбора необходимой информации, правила ее обработки и анализа, сроки предоставления расчетов и ответственные исполнители.

Для оптимизации расходов на технический  контроль и повышения эффективности проверок за счет изменения технологии контроля необходимо:

  • выявлять основные причины и места возникновения наиболее серьезных и часто повторяющихся дефектов продукции;
  • анализировать результаты контроля качества получаемых полуфабрикатов и комплектующих изделий за длительный период времени в целях оценки стабильности работы конкретных поставщиков и внесения необходимых изменений в установившуюся номенклатуру и объем продукции, подлежащей входному контролю;
  • совершенствовать методы регулирования номенклатуры и количества контролируемых признаков продукции в зависимости от ее входного качества;
  • внедрять высокопроизводительные технические средства контроля качества полуфабрикатов и комплектующих изделий;
  • повышать квалификацию и внедрять научную организацию труда работников входного контроля;
  • совершенствовать систему материального поощрения работников входного контроля в целях повышения их заинтересованности в своевременном и качественном выполнении контрольных операций.

Осуществление перечисленных  мер по рационализации входного контроля позволит повысить эффективность проверок и достоверность их результатов, скоординировать деятельность поставщиков и потребителей в вопросах обеспечения качества изделий при организации договорных взаимоотношений между ними, уменьшить потери, возникающие из-за поставок потребителям и использования ими в производстве недоброкачественной продукции, существенно повысить качество выпускаемых изделий.

В заключении хочется  отметить, что вести работу по улучшению  качества продукции следует постоянно  и целенаправленно. Нужно понимать, что даже отлично работающая система  качества, со временем будет терять свою эффективность.

 

 
Заключение

 

На основании проведенных  исследований и анализа первичных  документов и материалов можно сделать  следующие выводы относительно обеспечения  качества продукции на предприятии.

Качество по определению Международной организации по стандартизации (ИСО) представляет собой совокупность свойств и характеристик продукции или услуги‚ которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Высокое качество  продукции может  быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе управления качеством – целевой подсистеме управления предприятием. Основная цель данной системы – создание условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства, его поддержание и повышение в течение всего периода изготовления при минимальных издержках.

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик  процессов и ресурсов, необходимых  для общего руководства качеством, то есть это те аспекты общей функции управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также реализуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение его в рамках системы качества.

Система качества продукции разрабатывается  с учетом следующих принципов:

  • ориентация на потребителя;
  • продуктовый подход;
  • сочетание обеспечения управления качества;
  • охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»);
  • предупреждение проблем и др.

Остановимся более подробно на основных моментах, касающихся организации работ  по обеспечению качества продукции  на ЗАО «МАЗ-МАН».

Основным видом деятельности закрытого  акционерного общества «МАЗ-МАН» является в соответствии с Уставом производство большегрузных автомобилей европейского класса – седельных тягачей, предназначенных для перевозки  различных грузов в составе автопоезда.

Технический уровень  и качество продукции во многом превосходит  уровень и качество аналогов, что  делает модели МАЗ-МАН конкурентоспособными как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Происходит постепенное увеличение доли экспортной продукции (с 74,3% в 2005 г. до 77,9% в 2006 г.), что свидетельствует  о повышении спроса на седельные  тягачи за рубежом.

В первую очередь, это связано с высокой требовательностью ЗАО «МАЗ-МАН» к себе и своей продукцией, которая стала само собой разумеющимся обстоятельством: 100 %-е качество с самого начала.

В процессе производства основной задачей становится обеспечение  необходимых технических, организационных, производственных и социальных условий для получения заданного уровня качества в строгом соответствии с требованиями технической документации. Для её успешного решения на ЗАО «МАЗ-МАН» предусмотрено следующее:

  1. Каждая монтажная операция сопровождается обязательной отметкой в журнале сборки автомобиля, что позволяет повысить индивидуальную заинтересованность персонала, работающего по принципу "самоконтроля".
  2. Общий контроль за качеством выполнения работы на каждом этапе производят руководители бригад, имеющие оперативную информацию о результатах приемки и испытаний автомобилей. Таким образом осуществляется принцип обратной связи "производство – ОТК".
  3. По аналогии с предприятием в г. Мюнхене создаются мобильные группы, осуществляющие выборочный контроль за соблюдением установленного технологического процесса.
  4. На последнем этапе монтажа автомобиль проходит полную функциональную проверку. Кроме того, каждый автомобиль проходит контрольные испытания пробегом, проверку на станции диагностики (по аналоги с европейской системой TUV), после чего осуществляется окончательная комплексная приемка готового изделия.
  5. На предприятии работает постоянная группа специалистов "MAN Nutzfahrzeuge AG", следящая за соблюдением технологических процессов и поддержанием стабильного качества выпускаемой продукции, соответствующей уровню головного предприятия "MAN Nutzfahrzeuge AG".

Важнейшим элементом  системы качества является входной  контроль 100% материалов и комплектующих, поступающих на завод, а не выборки. Благодаря этому снижается вероятность попадания некачественных комплектующих на сборочное производство. Кроме того, в данный момент внедряется практика участия специалистов «МАЗ-МАН» в процессе производства и контроля комплектующих непосредственно на МАЗе. Данные меры были предприняты в связи с тем, что наибольший удельный вес дефектов, выявленных во время проведения входного контроля и в гарантийный период, приходится на РУП «МАЗ».

На стадиях реализации и эксплуатации созданы необходимые  условия для более длительного сохранения уже созданных полезных свойств продукции. Здесь, прежде всего, имеется в виду сервис, который организован», равно как и производство, на европейском уровне. Это первый прецедент в отечественном автомобилестроении, когда сервисное обслуживание автомобиля может осуществляться не только на территории страны-производителя и стран ближнего зарубежья, но и практически по всей Европе.

 Вести работу по  улучшению качества продукции  следует постоянно и целенаправленно.  Нужно понимать, что даже отлично работающая система качества, со временем будет терять свою эффективность.

Лучшая  возможность повысить качество –  это сравнить товары компании с товарами «лучших в своем классе» конкурентов  или лучших компаний в других отраслях индустрии. Компании всегда должны стремиться достичь или даже превзойти их уровень.


Так, в настоящее время СП "МАЗ-МАН" проходит проверку на получение Европейского сертификата в области качества ISO серии 9000, что позволит на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями автомобильной техники. Это, несомненно, укрепит позиции предприятия на рынке сбыта, поскольку даст заказчикам дополнительную уверенность в возможности предприятия стабильно обеспечивать требуемый уровень качества.

Известно, что высокое качество экономит средства и требует дополнительных расходов. В связи с этим необходимо проводить периодическое сопоставление затрат, осуществляемых на обеспечение качества продукции, с потерями, которые могут возникнуть вследствие низкого качества.

Для проведения такого анализа необходим целевой учет затрат на контроль качества изделий с отражением на специальном счете как общего их размера, так и основных составляющих полученной суммы. Установив строгий надзор за общей величиной, структурой, распределением и динамикой расходов на контроль качества продукции, можно более рационально использовать ресурсы, выделяемые на эти цели. Поскольку на СП ЗАО «МАЗ-МАН» отсутствует подобная система учета затрат качества, ее создание должно стать первоочередной задачей руководства по улучшению работы по обеспечению качества.

В целом, политика предприятия в  области качества должна предусматривать  следующие направления:

  • улучшение экономического положения предприятия;
  • достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий; ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
  • освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
  • улучшение важнейших показателей качества продукции;
  • снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
  • увеличение сроков гарантии на продукцию;
  • развитие сервиса;
  • включение поставщиков комплектующих изделий и материалов в систему качества продукции.

 

 

 

 
Список используемых источников

 

 

  1. Атамашева Л. А. Влияние технического уровня производства на качество продукции. Автореферат. /НИИ Министерства экономики Республики Беларусь – Мн., 2002. – 192 с.
  2. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /под ред.В. И. Стражева. – Мн.: Выш. шк. – 2001.- 398 с.
  3. Бабанский А. В. Система непрерывного улучшения продуктов и процессов – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 237 с.
  4. Басовский Л. Е. Планирование и прогнозирование в условиях рынка: учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2001. – 260 c.
  5. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б.. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 212 с.
  6. Варакута С. А.. Управление качеством: Учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2005. – 207 с.
  7. Геммерлинг Г. А. Ваше ДЕЛО. Практический курс предпринимательства. – М.: Восточная Книжная Компания, 2001. – 272 с.
  8. Гиссин В. И.. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 256 с.
  9. Горемыкин В. А., Бугулов Э. Р., Богомолов А. Ю. Планирование на предприятии. Учебник. – М.: Информ.-издат. дом «Филинъ», 2001. – 328 с.   
  10. Жданов С. А. Методы и рыночная технология экономического управления – М.: Изд-во « Дело и сервис», 2001. – 371 с.
  11. Золотогоров А. В. Организация и планирование производства: Практ. пос. – Мн.: ФУАинформ, 2003. – 528 с. 
  12. Каленюк П. В. Динамическое управление качеством продукции промышленных предприятий в современных условиях. Автореферат. – Мн., 2004. – 116 с.
  13. Кожекин Г. Я., Синица Л. М. Организация производства: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. – 334 с.
  14. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М: Издат. дом «Вильямс», 2002. – 944 с.
  15. Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качеством: Учеб. пос. для экон.вузов – М.: ИНФРА-М, 2004. – 231 с.
  16. Круглов М. И. Стратегическое управление компанией: Учебник для вузов – М.: Русская Деловая Литература, 2000. – 365 с.
  17. Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции: Учебник для экон. спец. вузов.– 2-е изд., перераб. и доп.– М: Высш. шк. – 1999. – 304 с.
  18. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг: Учеб. пос. для студ. всех спец. и напр. – М.: ЮРАЙТ-М, 2001.
  19. Михайлов О. В. Основы мировой конкурентоспособности – М.: Изд-во «Познавательная книга плюс», 2003. – 591 с.
  20. Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2004. – 238 с.
  21. Огвоздин В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пос. – М.: Изд-во « Дело и сервис», 2002. – 276 с.
  22. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Менеджмент». – М.: « Экономика», 2002. – 639 с.
  23. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий /под ред.  С. Е. Каменицера, Ф. Ф. Русина. –  М.: «Высшая школа», 2001. – 243 с.
  24. Стратегический менеджмент и внутрифирменное планирование /под ред. В. А, Богомолова, В. Я. Рейгасс. – М.: МГАП «Мир книги», 2001. – 147 с.
  25. Управление качеством:  Учебник для вузов по экон. спец. /под ред. Ильенковой С. Д. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 199 с.
  26. Экономика предприятия /под ред.В. Я. Хрипача. – Мн.: Экономпресс, 2000. – 464 с.
  27. Вне конкуренции // Советская Белоруссия. № 117. 19 аперля 2002 г. с.1.
  28. Статистические данные по качеству ОТК СП ЗАО «МАЗ-МАН».
  29. http://www.maz-man.by.



Информация о работе Оценка направлений повышения качества