Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Когда создается предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия. Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ
1.1. Понятие рентабельности и ее роль в деятельности предприятия……………6
1.2. Виды рентабельности предприятия и методика их расчета………...............13
1.3. Методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22
2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41
2.3. Оценка показателей рентабельности ЗАО «Челныводоканал» и анализ уровня их динамики………………………………………………………………………...…52
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка резервов роста рентабельности предприятия…………………..…..59
3.2. Мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………………...…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78

Вложенные файлы: 1 файл

оценка рентабельтности дипл.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ

1.1. Понятие рентабельности и  ее роль в деятельности предприятия……………6

1.2. Виды рентабельности  предприятия и методика их  расчета………...............13

1.3. Методика  оценки показателей рентабельности  деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22

2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

2.1. Характеристика  ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29

2.2. Анализ  финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41

2.3. Оценка  показателей рентабельности ЗАО  «Челныводоканал» и анализ уровня  их динамики………………………………………………………………………...…52

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1. Оценка резервов  роста рентабельности предприятия…………………..…..59

3.2. Мероприятия по  повышению рентабельности деятельности  предприятия……………………………………………………………………...…65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной работе будет рассмотрена тема «Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии».

Когда создается предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль  организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия.

Обобщающим показателем  экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

На основе анализа  средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Рентабельным считается  предприятие, которое приносит прибыль. В современных рыночных условиях для того, чтобы покупатели предпочитали продукцию, изготовленную данным предприятием, чтобы товары пользовались большим спросом, необходимо тщательно следить за финансовым положением, правильно организовывать производственную деятельность и прослеживать экономические показатели.

Предприятие реализует  свою продукцию потребителям, получая  за нее денежную выручку. Но это еще  не означает получение прибыли. Для  выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство продукции и ее реализацию.

Актуальность темы заключается  в том, что анализ рентабельности и финансовых показателей в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемость вложений в активы.

Из вышесказанного ясно, что прибыль и рентабельность предприятия и пути ее повышения – тема весьма актуальная в условиях рыночной экономики, и рассматривается в данной работе.

Без глубокого изучения прибыли и рентабельности невозможен научный подход к решению проблемы повышения эффективности хозяйствования, усиления материальной заинтересованности и ответственности руководителей, специалистов и других работников предприятий в достижении высоких конечных финансовых результатов при наименьших затратах ресурсов.

Прибыль важная и сложная  экономическая категория, является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников, занятых в сфере  производства и товарного обращения. Сумма прибыли и рентабельность являются основными показателями оценки конкурентоспособности организации или предприятия.

Увеличение прибыли, залог  дальнейшего успешного функционирования организации на рынке. Вместе с тем, рост прибыли может быть вызван необоснованным увеличением цен, а также стремление любыми путями получить высокий доход, в ущерб потребителям.

Прибыль используется в  предприятиях для развития материально -  технической базы на основе внедрения  достижений научно – технического прогресса, поколении собственных оборотных средств, выплаты дивидендов акционерам, выплаты материального поощрения работников, обеспечение социального развития трудового коллектива и др.

Проблема повышения прибыли и рентабельности является актуальной для предприятий всех отраслей народного хозяйства России.

Объектом исследования работы является Закрытое Акционерное  Общество «Челныводоканал» (ЗАО «Челныводоканал»).

Предметом исследования являются: понятие рентабельности, ее  показатели, виды; оценка рентабельности, пути ее повышения на предприятии.

Целью данной работы –  анализ рентабельности предприятия  и изыскание путей ее увеличения на предприятии.

Исходя из цели, формируются  задачи работы:

  1. рассмотреть рентабельность как экономическую категорию, понятие рентабельности;
  2. рассмотреть экономическую характеристику ЗАО «Челныводоканал»;
  3. провести оценку показателей рентабельности предприятия;
  4. разработка предложений по увеличению показателей рентабельности предприятия.

Методологической основой  для написания данной работы послужили  сборники научных трудов, периодическая литература, бухгалтерская отчетность ЗАО «Челныводоканал» (Форма №1 «Бухгалтерский Баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Структура предложенной работы состоит из трех глав. В первой главе рассмотрено понятие рентабельности, ее роль в деятельности предприятия. Рассмотрены виды рентабельности и методика их расчета.

Во второй главе данная теория применена на практике на примере  конкретного субъекта хозяйствования – предприятия ЗАО «Челныводоканал»: дана характеристика деятельности предприятия, проведен анализ финансового состояния. Глава иллюстрирована различными таблицами, графиками и рисунками, содержит основный расчеты.

В третьей главе представлены пути увеличения рентабельности: оценка резервов роста рентабельности предприятия; мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие  рентабельности и ее роль в  деятельности предприятия

Одной из основных целей  любого предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, является его прибыль. Но абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами и т.д., поэтому в целях финансового и экономического анализа  используются система относительных экономических показателей в которую и входят коэффициенты рентабельности. Экономический смысл которых заключается в  определение прибыли, приходящейся на рубль вложенных средств предприятием [16, C.302]. В процессе анализа рентабельности исследуются уровень показателей, их динамика, определяется система факторов, влияющих на их изменение, количественно оцениваются факторные влияния.

Порядок расчета и интерпретации полученных коэффициентов рентабельности, методики их факторного анализа широко представлены в отечественной литературе и переводных изданиях, освещающих вопросы финансового и экономического анализа. В качестве примера можно назвать таких авторов как Шеремет А.Д., Палий В.М., Ковалев В.В., Стоянова Е.С., Бернстайн А.А. и т д.

Кроме того, вопросу рентабельности предприятий и отраслей  реального  сектора экономики уделяется  большое внимание в периодических  изданиях, что связано с тем, что способность предприятий получать прибыль и быть рентабельным важна не только на микроэкономическом уровне для директоров, служащих предприятия, поставщиков и покупателей, банковских и других кредитно-финансовых учреждений, выдающих кредиты предприятию, но и на макро уровне, т.к. за счет отчислений в бюджет из прибыли предприятий формируется основная часть ресурсов государства, зависят темпы экономического развития страны, регионов, уровень жизни населения и т.д. Необходимо отметить, что названия коэффициентов рентабельности несколько отличаются в различных источниках, но исходя из их экономического содержания наиболее часто в литературе можно встретить деление коэффициентов рентабельности на три основные группы: рентабельность реализованной продукции, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Расчет коэффициентов рентабельности, исходя из приведенного выше деления, позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия. Так, рентабельность реализованной продукции показывает, какую прибыль приносит предприятию рубль вложенных средств, но она не позволяет оценить эффективность использования предприятием его активов: основных и оборотных средств и его пассивов: собственных и заемных средств. Оценить эффективность использования основных и оборотных средств позволяет расчет коэффициента рентабельности активов, который показывает, сколько рублей прибыли приносит рубль всех вложенных в предприятие средств, но этот показатель не может дать ответ на сколько эффективно предприятие использует собственные и привлеченные источники финансирования. По этому для ответа на вопрос эффективно ли предприятие использует свои собственные средства, необходимо ли ей привлекать дополнительные займы и кредиты позволяет расчет коэффициента рентабельности собственных средств. Таким образом, расчет и сопоставление между собой коэффициентов этих трех групп позволит достаточно полно осветить эффективность основной деятельности предприятия, использования активов и пассивов, выявить сложившиеся тенденции, принять решения о необходимых мероприятиях по повышению рентабельности предприятия [38, C. 89].

Показатели рентабельности активов  рассчитываются как отношение показателей  прибыли к показателям средних  за отчетный период активов предприятия. В качестве показателя прибыли могут использоваться валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль. [37, С. 281].

В качестве показателей активов  могут использоваться величины всех активов предприятия, чистых активов, то есть величина собственного капитала, который принято называть капиталом предприятия.

Рентабельность активов - важнейший  показатель эффективности деятельности коммерческой организации, основной норматив (то есть средняя величина в рыночной экономике), с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности (или норма прибыли), как отношение бухгалтерской прибыли (прибыли до налогообложения) к общей величине активов, является главным показателем межотраслевой конкуренции, основным показателем для определения эффективности инвестиционных проектов. Норма рентабельности или норма прибыли имеет тенденцию к понижению и в настоящее время по данным зарубежных институтов экономического анализа составляет примерно 18 – 20%. Отсюда в мировой рыночной экономике для определения эффективных проектов часто используется коэффициент 0,20. [38, C.403]

Показатели  рентабельности активов формируются  как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия, инвестиционный капитал, акционерный (собственный) капитал предприятия.

Данные показатели специфичны, они отвечают интересам  всех участников бизнеса предприятия. Например, администрацию предприятия интересует отдача или (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей –доходность акций и так далее.

Каждый из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:

 

Рч / К = (Рч / N) * (N / K)                                                                       (1.1.1.),

 

где Рч — чистая прибыль;

К— все активы;

N— продажа.

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:

 

Рчс = (Рч / N) * (N / K) * (K / Cс )                                                       (1.1.2.),

 

где Сс — собственные средства (капитал).

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала [38, C.405].

Информация о работе Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии