Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 23:25, дипломная работа

Краткое описание

Когда создается предприятие, его владельца волнует, прежде всего, доходность, то есть чтобы прибыль организации покрывала затраты. Чем больше прибыль, тем эффективней происходит развитие, и появляются возможности для расширения производственной деятельности предприятия. Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путем сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯИЯ
1.1. Понятие рентабельности и ее роль в деятельности предприятия……………6
1.2. Виды рентабельности предприятия и методика их расчета………...............13
1.3. Методика оценки показателей рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………….……….22
2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»
2.1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»………………………..………….29
2.2. Анализ финансового состояния ЗАО «Челныводоканал»…………………41
2.3. Оценка показателей рентабельности ЗАО «Челныводоканал» и анализ уровня их динамики………………………………………………………………………...…52
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Оценка резервов роста рентабельности предприятия…………………..…..59
3.2. Мероприятия по повышению рентабельности деятельности предприятия……………………………………………………………………...…65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….…78

Вложенные файлы: 1 файл

оценка рентабельтности дипл.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

                Зусл3       Σ [Kф  *Удiбаз * ИЗедiбаз  ]+ НЗбаз

 

 RЗусл4 = Ппусл4 =Σ [Kф *Уд * (Ц – Изедiф )]– НЗбаз *100%            (1.3.1.8.),

                 Зусл4        Σ [Kф  *Уд * ИЗедiф  ]+ НЗбаз

 

 RЗф = Ппф =Σ [Kф *Уд * (Ц – Изедiф )]– НЗбаз *100%                   (1.3.1.9.),

              Зф        Σ [Kф  *Уд * ИЗедiф  ]+ НЗбаз

 

Изменение уровня рентабельности  затрат составит:

Δ RЗобщ =RЗф – RЗiбаз                                                                            (1.3.2.1.),

за  счет:

1) увеличения общего объема продаж     Δ RЗк =RЗусл1 – RЗiбаз         (1.3.2.2.),

2) изменения структуры реализованной продукции

Δ RЗстр =RЗусл2 – RЗусл1                                                                         (1.3.2.3.),

3) изменения уровня отпускных цен    Δ RЗцен =RЗусл3 – RЗусл2           (1.3.2.4.),

4) изменения уровня переменных расходов               

Δ RЗиз =RЗусл4 – RЗусл3                                                                          (1.3.2.5.),

5) изменения суммы постоянных затрат   Δ RЗнз =RЗф – RЗусл4          (1.3.2.6.).

 

При анализе рентабельности  продаж отдельных видов продукции  используется следующая модель:

        Rпi = Пп I=Ki * (Цi – Изедi )– НЗi * 100%                                         (1.3.2.7.),

                       Вi         Ki * Цi

 Расчет влияния факторов  производится с помощью  способа  цепной подстановки:

                            

        Rпiбаз = Пп Iбаз = Kiбаз * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                     (1.3.2.8.),

                        Вiбаз         Kiбаз * Цiбаз

 

        Rпiусл1 = Пп Iусл1 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.2.9.),

                         Вiусл1         K* Цiбаз

 

        Rпiусл2 = Пп Iусл2 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.3.1.),

                         Вiусл2        K* Цiф  

 

        Rпiусл3 = Пп Iусл3 = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                   (1.3.3.2.),

                            Вiусл3        K * Ц

 

        Rп = Пп = K * (Цiбаз – Изедiбаз )– НЗiбаз *100%                           (1.3.3.3.),

                       В       K * Ц

Общее изменение уровня рентабельности одного вида продукции составит:  Δ Rпi =Rп – Rпiбаз                                                                      (1.3.3.4.),

В том числе  за счет изменения:

1) объема реализованной продукции   Δ Rп =Rпiусл1 – Rпiбаз              (1.3.3.5.),

2) цены реализации                              Δ Rпiцен =Rпiусл2 – Rпiусл1       (1.3.3.6.),

3) удельных переменных затрат           Δ Rпiиз =Rпiусл3 – Rпiусл2      (1.3.3.7.),

4) суммы постоянных затрат                Δ Rпiнз=Rп – Rпiусл3                 (1.3.3.3.),

5) изменение суммы постоянных затрат    Δ Rпнз =Rпф – Rпусл4     (1.3.3.8.).

       Преимущество  рассмотренной методики анализа  показателей  рентабельности  состоит в том, что при ее  использовании учитывается  взаимосвязь   элементов модели, в частности   объема продаж, издержек и  прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов ,и как следствие – более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов.

А так же в  работе представлено моделирование  показателей рентабельности активов, как многофакторной модели анализа.

Как уже говорилось в  предыдущей главе, показатели рентабельности активов зависят от двух основных факторов – показателей [38, C. 411]:

 

Р / К = (Р / N) * (N / K)                                                                        (1.3.3.9.),

 

где Р – прибыль (или  бухгалтерская, или чистая);

К – авансированный капитал (активы);

N – выручка от продаж  продукции в отпускных ценах  организации (то есть без НДС  и других косвенных налогов);

P / N – коэффициент прибыльности (рентабельности) продаж;

N / K – коэффициент деловой активности (капиталоотдачи).

Методы факторного анализ рентабельности активов можно свести к следующим  моделям:

  1. двухфакторная мультипликативная модель:

Р / К = (Р / N) * (N / K);

2) трехфакторная модель  фирмы Du Pont для анализа рентабельности собственного капитала по чистой прибыли:

 

Рч / Сч – (Рч / N) * (N / K) * (K / Cc)                                                     (1.3.4.1.),

 

где Рч – чистая прибыль;

Сс – собственные средства (капитал).

 

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, капиталоотдачи и структуры источников средств, авансированных в предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово – хозяйственной деятельности компании; [38, C.413].

Трехфакторная модель рентабельности по бухгалтерской (или чистой прибыли (разработанная автором):

 

Р / К = Р / (F + E) = (P / N) /((F / N) + (E / N))                                   (1.3.4.2.),

 

где F – внеоборотные активы (основной капитал);

Е – оборотные активы (оборотный капитал), то есть Р / N – первый фактор (прибыльность продукции);

F / N – второй фактор (капиталоемкость по основному капиталу);

E / N – третий фактор (оборачиваемость оборотного капитала – коэффициент закрепления оборотного капитала на 1 рубль продаж продукции);

Пятифакторная модель (где  Р – прибыль от продаж), разработанная  автором:

Р / К = (1 – (S / N)) / ((F / N) – (E / N)) =

= (1 – ((U / N) + (M / N) + (F / N))) / ((F / N) + (E / N))                   (1.3.4.3.),

 

где U – оплата труда с начислениями;

М – материальные затраты;

А – амортизация;

U / N – оплатоемкость (трудоемкость продаж);

M / N – материалоемкость продаж;

A / N – амортизациеемкость продаж.

Пятифакторная модель рентабельности производственных фондов, где можно  оценить влияние:

- фондоемкости производства  продукции;

- оборачиваемости оборотных  средств;

- материалоемкости производства  продукции;

- зарплатоемкости продукции;

- амортизациеемкости  продукции.

В целом факторные  модели рентабельности раскрывают важнейшие  причинно – следственные связи между  показателями финансового состояния и финансовыми результатами, они используются при прогнозировании финансовой устойчивости организации [38, C. 415].

Таким образом, рентабельность представляет собой  уровень доходности предприятия (капитала). Рассчитывается как отношение  полученной прибыли к сумме основного  и оборотного капитала, выраженное в процентах. Зависит от множества факторов производства и сбыта произведенной продукции.

Коэффициенты рентабельности делятся  на три основные группы: рентабельность реализованной продукции; рентабельность активов, рентабельность собственного капитала.

Расчет коэффициентов рентабельности этих трех групп позволяет достаточно полно оценить эффективность деятельности предприятия.

 

 

 

 

2. ОЦЕНКА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЧЕЛНЫВОДОКАНАЛ»

2. 1. Характеристика ЗАО «Челныводоканал»

Полное фирменное наименование: Закрытое Акционерное Общество «Челныводоканал».

Юридический адрес: 423808, Республика Татарстан, город Набережные Челны, проспект Муссы  Джалиля, 2.

Фактический адрес: 423808, Россия, Республика Татарстан, город Набережные челны, Промкомзона.

Общество организовано на основании действующего законодательства 11 января в 1996 году как дочерние предприятие ОАО «КАМАЗ».

Общество является юридическим  лицом и имеет в собственности  обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Органами управления Общества являются: Общее собрание акционеров, Генеральный директор. Высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – Генеральным директором, который избирается Общим собранием акционеров Общества сроком на три года.

Основные виды производственной, коммерческой деятельности:

1) обеспечение хозпитьевой, производственной, речной водой город Набережные Челны, юго – восток Татарстана, город Альметьевск, ОАО «КАМАЗ» и сторонних организаций;

2) отведение и очистка стоков промышленных, бытовых, шламовых и иных стоков;

3) проектирование, ремонт, монтаж, пуско – наладка и обслуживание оборудования, инженерных сетей и коммуникаций;

4) выполнение необходимых условий охраны окружающей среды;

5) выдача разрешений и технических условий потребителям на строительство, монтаж и эксплуатацию инженерных сетей и коммуникаций системы водоснабжения;

6) коммерческая деятельность и оказание платных услуг населению;

7) реализация товаров, услуг по видам деятельности.

Производственные мощности ЗАО  «Челныводоканал» позволяют ежесуточно подавать потребителям около 900 кубометров хозпитьевой, производственной и технической воды. Мощности станции биологической очистки сточных вод – одной из лучшей в Поволжском регионе – составляют 370 тыс. кубометров в сутки.

Таблица 2.1.1.

 

Загрузка оборудования ЗАО «Челныводоканал» по данным 2008 года

 

Наименование 

Проект м. куб. в сутки

Факт м. куб. в сутки

% загрузки

Хоз/питьевая вода

543000

303238

55

Производственная

202000

46766

23

Техническая

105000

56550

53

Водозабор

1074000

765862

71

Сточные воды

380000

314583

82


 

В число партнеров ЗАО «Челныводоканал» входят крупнейшие компании Закамского территориально – промышленного  комплекса Республики Татарстан  и Российской Федерации: ОАО «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», ЗАО «Картонно – бумажный комбинат», объекты жилищно – социальной сферы города Набережные Челны. Хозпитьевая вода подается в города Нижнекамск, Заинск, Альметьевск, Бугульма. Качество подготовки хозпитьевой воды контролируется аккредитованной лабораторией предприятия по 66 показателям.

 

 

Таблица 2.1.2.

Количество отклонений качества воды, 2008 год

 

 Наименование 

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Хим. Анализ

0

0

0

0

0

Бак. Анализ

0

0

1

0

7

Гидробиолог

0

0

1

0

0

Отклонения по мутности у потребителей

0

0

7

11

12


 

Таблица 2.1.3.

 

Количество отклонений качества стоков 2008 год  

 

 Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

14

25

25

23

21

18

18


 

 

С 2005 года предприятие ведет системную работу по обновлению распределительной сети хозпитьевого водоснабжения, замене стальных труб на полиэтиленовые, на трубы с внутренним цементно – песчаным или эмалевым покрытием. В 2006 году было заменено и восстановлено 3% от общей протяженности водопроводных сетей хозпитьевой воды, а в 2007 году этот показатель был доведен до 7%. При этом все более активно используются бестраншейные методы ремонта и восстановления трубопроводов с применением отечественного оборудования.

Информация о работе Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии