Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Обеспечить водой население Российской Федерации – главная задача властей. Пока многие компании по поднятию, обработке и транспортировке являются муниципальные унитарные предприятия, находящиеся под контролем государства, хотя и имеющие свой баланс, свои основные средства, свои обязательства, поэтому являются полукоммерческими.
Сейчас большое внимание уделяется качеству воды. Например, в Калининграде построили новую станцию очистки. На ее выходе вода, по результатам анализов, в принципе чистая, хорошего качества и ее можно пить из-под крана, но пока она дойдет до жителей по еще немецким трубам, результат намного печальней. Все трубы поменять невозможно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1.Правовая природа и история государственного унитарного предприятия в соответствии с российским законодательством…..............................................8
1.1 Развитие систем водоснабжения в России…………………………………...8
1.2 Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях15
1.3 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия………....22
1.4 Общая характеристика МУП ЖКХ в соответствии с российским законодательством, основные технико-экономические показатели его работы с точки зрения гражданско-правового положения………………………………..31
1.5 Судебные дела………………………………………………………………..39
Глава 2. Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения.........................................................................44
2.1 Зарубежный опыт решения проблем муниципального водоснабжения…..44
2.2 Отечественный опыт совершенствования системы функционирования муниципального водоснабжения………………………………………………...46
2.3 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования «г.Гурьевск»…………………………………….51
Глава 3. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы…………………………………………………………….………………..53
3.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий……………………………………………………..53
3.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы……………………………………………………….55
3.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы……………56
Заключение………………………………………………………………………...59
Список использованной литературы.………………………………………….....61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом МЭСИ Адаева М.А. (1).docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

В этот период создаются системы эксплуатационных организаций — водоканалы. Они  обеспечивали эксплуатацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства от  забора воды до ее подачи потребителю. Они же стали заниматься и аварийным обслуживанием.

В 70—80-е годы водопроводно-канализационное хозяйство развивались достаточно стабильно. В условиях динамичного развития областных, краевых центров средняя мощность водоочистных станций в них возросла за 1970—1980 гг. на 50% и достигла 100 тыс. м3/сут, в других городах и поселках она держалась на уровне 19—22 тыс. м3/сут. Рост количества водоочистных станций происходил в основном за счет малых и средних городов, ранее не имевших сооружений по очистке воды. На 70-е годы приходится переход на новый стандарт в водоснабжении ГОСТ 2874,73 "Вода питьевая".

К 1980 году системы централизованного водоснабжения имели 965 городов 995 городов РСФСР. Тем не менее, только 10% из них имели системы водоснабжения, объекты которых по производительности и технической оснащенности отвечали требованиям надежного и бесперебойного водоснабжения населения при стандартном качестве воды.

К началу 1991 г.  централизованным водоснабжением в РСФСР было охвачено 99% городов и 86% поселков. Средний уровень водопотребления на одного человека на  хозяйственно-питьевые и бытовые нужды достиг 327 литров в сутки. Ресурсы природных пресных вод (поверхностных и подземных) позволяли, за редким исключением, надежно решать задачу полного удовлетворения потребности населения Российской Федерации в воде питьевого качества с учетом перспективы. Мощности действующих городских водопроводов при рациональном использовании воды могли обеспечивать нормальное водоснабжение. Сложившиеся системы коммунального водоснабжения, их конструктивные и технологические элементы были проверены многолетней практикой.

Изменения в России, обусловленные переходом от государственной экономической политики к  рыночной, перестройкой ранее сложившихся производственных связей, общим экономическим кризисом, оказали неблагоприятное воздействие на состояние водопроводно-канализационного хозяйства. Состояние ВКХ непрерывно ухудшалось. Начало этого ухудшения наблюдалось уже в 80-х годах в ходе начавшейся перестройки. Реконструкция распределительных систем водоснабжения, оптимизация режима их работы приобрели первостепенное значение, тем более, что износ трубопроводов в то время уже превышал 40% и с каждым годом нарастал, более одной трети водопроводных сетей и насосов требовали полной замены. Ежегодно на  водопроводных сетях происходило около 75 тыс. порывов.

В результате в период перехода к рыночной экономике отрасль в целом и подавляющее большинство ее предприятий оказалось в кризисном состоянии. В 90-е годы среднесуточный объем питьевой воды, подаваемой в сеть, в целом по стране уменьшился примерно на 15%; заметно увеличилась доля ветхих сетей, требующих замены, и почти вдвое возросли утечки и неучтенные расходы воды. Средний уровень водопотребления на одного человека на хозяйственно-питьевые и бытовые нужды к 2000 году сократился до 327 литров в сутки.

По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, в 2000 г.  средний износ водопроводных сетей по 70 Водоканалам составил 75% с колебаниями от 56% до 92%. При этом ежегодно восстанавливалось лишь по 0,72% общей протяженности сетей вместо необходимых 5%.

В 28% городов утечки и неучтенный расход воды превысил 1/3 от объема воды, поданной в сеть. Число аварий и повреждений в год на 1 км сети в отдельных городах многократно превысило среднестатистическую величину, которая, в свою очередь, в  2—3 раза выше, чем, например, в городах Германии и Финляндии.

Почти во всех российских городах значительная часть водопроводных сооружений и сетей находится в эксплуатации свыше 30 лет, а, следовательно, физически и морально устарела.

В 2003 году Правительство РФ призвало крупные российские компании к активному участию в реформировании жилищно-коммунального комплекса, привлечению к  управлению коммунальными предприятиями современного менеджмента и крупных инвестиций, необходимых для модернизации и развития коммунальной инфраструктуры.

 

    1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях

 

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

С января 1995 г. основы правового положения унитарных предприятий определяются ГК РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» [4,22] было установлено, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным предприятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предприятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300).

Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Таким образом, ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус унитарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, могут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.

На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря; далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законодательства, регулирующим правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия, а также ряд других отношений.

Закон действует со дня его официального опубликования в отношении всех унитарных предприятий на территории Российской Федерации начиная с указанной даты уставы существующих унитарных предприятий применяются в части, не противоречащей Закону, и подлежат приведению в соответствие с его нормами до 1.07.2003 г.

Основы статуса унитарных предприятий установлены ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового положения таких предприятий (ст. 113), особенности унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохранения прав на имущество при переходе предприятия к другому собственнику (ст. 300). Основные требования к содержанию уставов унитарных предприятий и порядку утверждения этих учредительных документов в ГК РФ определены в общих нормах ст. 52, а также в специальных правилах его ст. 113-115.

Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ).

Государственная регистрация унитарных предприятий с 1.07.2002 г. осуществляется по общим для регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» [3,9], а после введения в действие Закона - также с учетом положений его ст. 10.

Сравнительный анализ содержания п. 6 ст. ИЗ ГК РФ и ст. 1 Закона позволяет сделать два важных вывода:

а) правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий может определяться только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе. Поэтому если в других нормативных правовых актах имеются нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться лишь при условии, что они полностью соответствуют положениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом (см. п. 2 ст. 38 Закона);

б) права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганизации и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время применительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирование при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентированы и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Помимо отношений, прямо названных в ст. 1, Закон регулирует отношения, связанные с имуществом и уставным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. III), определяет статус руководителя такого предприятия, устанавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и регламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-28 гл. IV). Указанные отношения могут регулироваться не только Законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 Закона.

Наиболее общие отношения, связанные с управлением унитарными предприятиями, были урегулированы, в частности, Указом Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий» [5,19].

Поскольку имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности государству (Российской Федерации), государственному образованию (субъекту Российской Федерации) или муниципальному образованию, принципиальное значение для создания унитарных предприятий имеют нормы, установленные в постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Ведомости РСФСР, 1992, № 3, ст. 89), действующем в редакции постановлений Верховного Совета РФ от 23.05.1992 г. № 2824-1, от 27.01.1993 г. № 4375-1, от 21.07.1993 г. № 5475-1 с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 10.09.1993 г. Важное значение имеют также нормы ФЗ от 17.07.2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю» [2,39].

Следует обратить внимание на то, что в системе правового регулирования унитарных предприятий большой удельный вес имеют подзаконные нормативные правовые акты. Особенно много их было принято за время, прошедшее с момента введения в действие части первой ГК РФ до принятия Закона. Среди указанных правовых актов наиболее важное значение имеют, в частности:

постановления Правительства РФ:

- от 12.08.1994 г. № 908 «Об утверждении Типового устава унитарного предприятия, созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия» [28,19], действующее с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999 г., 27.11.2000 г., 7.06.2001 г.;

- от 6.10.1994 г. № 1138 «О Порядке  планирования и финансирования деятельности унитарных предприятий» [2,22], действующее с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлениями от 27.07.1998 г., 27.08.1999 г., 27.11.2000 г., 7.06.2001 г.; от 5.01.1998 г. № 3 «О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений» [3,12];

- от 30.06.1998 г. № 685 «О мерах  по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» [5,32];

- от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации  учета федерального имущества и ведения Реестра федерального имущества» [42,21];

- от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании  государственных унитарных предприятий  военной торговли, основанных на  праве оперативного управления» [23,42];

- от 9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции  управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» [41,53];

- от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении  порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» [43,13];

- от 6.12.1999 г. № 1348 «О федеральных  государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» [44,63];

- от 9.12.1999 г. № 1366 «О передаче  федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» [45,64];

- от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре  показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» [46,22];

- от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских  проверках федеральных государственных унитарных предприятий» [47,56];

- от 3.02.2000 г. № 104 «Об усилении  контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» [48,77];

- от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке  заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» [49,38];

- от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы  государственной, регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» [50,31];

- от 16.10.2000 г. № 784 «О передаче  отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации» [18,38];

- от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах  по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» [21,24];

распоряжения Мингосимущества РФ:

- от 30.07.1998 г. № 802-р «О составе  имеющегося у юридических лиц федерального движимого имущества, подлежащего учету в Реестре федерального имущества» (БНА РФ, 1998, № 24); от 16.02.2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 11); от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» [22,36];

Информация о работе Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения