Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Обеспечить водой население Российской Федерации – главная задача властей. Пока многие компании по поднятию, обработке и транспортировке являются муниципальные унитарные предприятия, находящиеся под контролем государства, хотя и имеющие свой баланс, свои основные средства, свои обязательства, поэтому являются полукоммерческими.
Сейчас большое внимание уделяется качеству воды. Например, в Калининграде построили новую станцию очистки. На ее выходе вода, по результатам анализов, в принципе чистая, хорошего качества и ее можно пить из-под крана, но пока она дойдет до жителей по еще немецким трубам, результат намного печальней. Все трубы поменять невозможно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1.Правовая природа и история государственного унитарного предприятия в соответствии с российским законодательством…..............................................8
1.1 Развитие систем водоснабжения в России…………………………………...8
1.2 Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях15
1.3 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия………....22
1.4 Общая характеристика МУП ЖКХ в соответствии с российским законодательством, основные технико-экономические показатели его работы с точки зрения гражданско-правового положения………………………………..31
1.5 Судебные дела………………………………………………………………..39
Глава 2. Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения.........................................................................44
2.1 Зарубежный опыт решения проблем муниципального водоснабжения…..44
2.2 Отечественный опыт совершенствования системы функционирования муниципального водоснабжения………………………………………………...46
2.3 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования «г.Гурьевск»…………………………………….51
Глава 3. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы…………………………………………………………….………………..53
3.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий……………………………………………………..53
3.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы……………………………………………………….55
3.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы……………56
Заключение………………………………………………………………………...59
Список использованной литературы.………………………………………….....61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом МЭСИ Адаева М.А. (1).docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых в соответствии с федеральным законом допускается участие юридических лиц.

Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Оно не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих унитарных предприятий при недостаточности их имущества.

Статья 7 Закона об унитарных предприятиях регулирует ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Это означает, что в общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать от созданного им унитарного предприятия денежных средств или иного имущества для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва).

Речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие может на свой риск осуществлять предпринимательскую деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий несут весьма ограниченную ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия. Такая ответственность может наступить только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия  [47,111].

В России в настоящее время насчитывается, по разным оценкам, от 9800 до 13786 федеральных государственных унитарных предприятий. В большинстве случаев они управляются собственниками недостаточно эффективно, их удельный вес в экономике страны невелик. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий признано необходимым определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия [21,25].

 

1.4 Общая характеристика МУП ЖКХ в соответствии с российским законодательством, основные технико-экономические показатели его работы с точки зрения гражданско-правового положения

 

Объектом анализа для написания дипломной работы является деятельность Муниципального унитарного предприятия   «Жилищно-коммунальное хозяйство» г. Гурьевск.

Предприятие имеет сокращенное фирменное название МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал».

Местонахождение предприятия – г.Гурьевск, ул.Лесная, 13.

Предприятие МУП ЖКХ является коммерческой организацией, представляет собой самостоятельно хозяйствующую организацию, действует на основании хозрасчета и субсидий из бюджета.

Как юридическое лицо предприятие отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и несет ответственность по своим обязательствам. Всем принадлежащим ему имуществом, руководствуется в своей деятельности Гражданским Кодексом РФ, Уставом, действующим законодательством РФ.

Структура представлена в приложении.

Учредитель предприятия решает следующие вопросы:

    • определение цели, предмета и вида деятельности предприятия;

    • утверждение Устава и формирование уставного фонда;

    • назначение на должность директора предприятия;

    • реорганизация или ликвидация предприятия;

    • утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятия и контроль за их выполнением;

    • осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранению принадлежащего предприятию имущества.

Предмет деятельности предприятия – оказание жилищно-коммунальных услуг населению и организациям Гурьевского района, а именно: основной вид деятельности – водоснабжение и водоотведение. Также есть прочие услуги: замена водомера, обследование участка на возможность подключения к инженерным сетям водопровода и канализации, справка о выполнении технических условий, согласование места раскопок на присоединение к инженерным сетям водопровода и канализации и услуга ассенизаторской машины.

Основные виды и цели деятельности:

ü обеспечивать подачу питьевой воды физическим и юридическим лицам через водопроводные сети, а также прием от них сточных вод в канализационные сети;

ü осуществлять строительство, ремонт и содержание водопроводных сооружений, водопроводно-канализационных сетей и центральной магистрали;

ü контролировать качество подаваемой воды по водопроводным сетям;

ü устанавливать водомеры юридическим лицам на основании заключенных договоров, а также физическим лицам по заявлению, за счет заявителя.

Для обеспечения питьевой водой суточный подъем воды составляет 21,6 тыс. м3 , а объем канализационных стоков 12,3 тыс. м3. Протяженность водопроводных сетей - 85,8 км, в том числе магистральных 20,5 км, канализационных коллекторов - 35,2 км.

Магистральные водопроводы приняты в эксплуатацию в период 1992-1995г. В связи с этим можно отметить, что износ магистральных водоводов составляет 76,6 % и разводящих сетей 76 %. Ветхость сетей обуславливает дополнительные расходы на проведение текущего и капитального ремонтов, что не всегда принимается в расчет при установлении экономически обоснованных тарифов в муниципальных образованиях. Об этом свидетельствуют факты потери воды в магистральных водопроводах в размере 678 тыс. м3 , что составляет 24% всего дебета воды.

Такое положение обуславливает низкую рентабельность и, соответственно, на устранение утечек, поддержание соответствующего вида и капитальный ремонт средств не хватает.

Услуги, оказываемые населению и предприятиям, кроме подачи воды, включает прием использованной воды в канализационный коллектор и их очистку. В этом сегменте предпринимательской деятельности существует ряд проблем. Во-первых, только ½ часть отпущенной воды обратно принимается в коллекторы, и очистные сооружения работают не на полную мощность. В связи с этим, потенциал снижения себестоимости посредством управления постоянными затратами реализуется не в полной мере. Во-вторых, «лишняя» вода (сточные воды и грунтовая вода) просачиваясь в коллекторы, завышают объем перерабатываемой воды, за что несет дополнительные расходы предприятие.

Низкий уровень качества воды обуславливает ряд признаков, в частности: даже при почти идеальном состоянии в г.Гурьевске (а недавно запустили станцию очистки и обезжелезывания воды) нужно постоянно менять и ставить хорошие и дорогие фильтра, а менять их надо действительно часто, так как в Калининградской области изначально географически много железа в воде.        Поднятие воды, выставление квитанций и счетов, повлекло за собой увеличение водного налога. Вместе с тем, существующее тяжелое положение муниципального унитарного предприятия, учредителем которого является Администрация Гурьевского муниципального района, не позволяет своевременно погашать задолженность. МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» как и любое предприятие сферы жилищно-коммунального хозяйства, заведомо убыточно и существует в основном только за счет платежей населения и предприятий, платежеспособность которых очень низкая. Фактически предприятие напрямую зависит от выплаты субсидий, согласование которых требует больших временных затрат. На предприятии сложилось сложное финансовое положение. С начала существования предприятия накапливалась кредиторская задолженность по зарплате, по налогам и сборам, перед поставщиками и подрядчиками за выполненные работы и оказанные. По итогам 2012г. на предприятии сложился убыток от предоставления населению услуг по регулируемым ценам (так как фактическая себестоимость оказанных услуг на предприятии гораздо выше), который по договорам на обслуживание муниципального имущества подлежит компенсации администрациями сельских и городского поселений. Не погашен убыток поселениями за 2011г. Тарифы утверждает Служба по государственным ценам и тарифам Калининградской области, изначально подав заявление и калькуляции наша организация. Тариф утверждается как минимум на полгода, указывая только начальную дату, за основу берутся фактические затраты.

Предприятие в соответствии со статьей 346.12 Главы 26.2 Налогового кодекса РФ применяет упрощенную систему налогообложения.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 Кодекса учредителю предприятия), налога на имущество организаций.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса. Если, например, наша организация захочет перейти на общую систему налогооблажения, и тогда у нас появятся дополнительные расходы на налоги, то обратиться в службу по регулированию цен и тарифов на увеличение нашего тарифа мы сможем только по факту, и значит в следующем месяце после отчетного квартала.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Деятельность общества не ограничивается вышеназванными видами. Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных действующим законодательством.

Одна из основных социальных проблем, которая была и остается в центре особого внимания при формировании рыночных отношений в Российской Федерации — это осуществление преобразований (реформирования) и построение рыночных механизмов  в жилищно-коммунальном секторе. Сегодня уже можно сделать вывод, что прошедший период подтвердил правильность и эффективность выбранных государством в конце 90-х годов путей реформирования ЖКХ.

Сегодня очень важно продолжать работу по наведению порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве. Без этого невозможна эффективная работа отрасли. Смысл проводимых преобразований заключается в снижении затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, создании надежной системы социальной защиты населения и гарантий.

Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства характеризуется ухудшением отрасли и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды, других ресурсов. Необходимых собственных средств для надежной и устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса в его сегодняшнем виде нет по отдельности ни у одной из заинтересованных сторон: государства, местных властей, предприятий и населения. Поэтому для выхода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса необходимо объединить средства всех заинтересованных сторон.

Система жилищно-коммунального хозяйства, доставшаяся в наследство от периода развития плановой экономики, является крайне неэффективной и затратной. Содержание этой системы в ее нынешнем виде непосильно ни для потребителей жилищно-коммунальных услуг, ни для бюджетной системы.

Сегодня ЖКХ региона испытывает большие трудности и сильно отстает от современных требований. Одна из основных причин этого является нехватка средств, выделяемых из бюджетов всех уровней, а также повсеместные неплатежи и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг населением. Да и инвестиционные вложения обходят стороной эту отрасль. И все же наиглавнейшая, “кризисообразующая” проблема—это существующая структура управления ЖКХ (рисунок 1). Отсутствие специалистов по менеджменту и маркетингу тормозит развитие конкурентной среды в ЖКХ. Сочетание этих двух факторов - нехватка средств и квалифицированных управленцев—в сочетании с морально и физически устаревшей научно-технической и производственной базой приводит к большим издержкам и, как следствие, высокой стоимости услуг, что, в свою очередь, приводит к неплатежам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 



 

 


 


 

 


 



 

 


 

 

Рисунок 1.- Существующая схема управления жилищно-коммунальным хозяйством на муниципальном уровне

 

 

      1.  Судебные дела

 

При работе в юридическом отделе я опиралась на помощь моего  руководителя, мнения и советы которого помогли мне постигнуть суть работы  в  организации  МУП ЖКХ в  должности юрисконсульта.

    Юридический отдел  общества имеет хорошую нормативно-правовую базу, представленную  как  в  электронном  виде, так и  в печатном виде.

    Особую  роль  в  работе   современного   юридического   отдела   занимает электронная правовая база, которая часто обновляется и  позволяет  быстро  и точно найти требуемые нормативно-правовые акты, образцы  документов,  статьи в профильных журналах и иную информацию. Трудно переоценить значение  такого серьезного подспорья в работе любого юриста.

    В процессе написания дипломной работы я  приобрела  навыки  работы  с  электронной  правовой системой,  научилась эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Она мне помогала найти ответы на возникающие в процессе деятельности вопросы,  такие как  поиск   источников   регулирования   определенных   гражданско-правовых отношений.

    Во время  написания дипломной работы руководитель предложил мне провести анализ договора  подряда,  заключенного  ранее  нашей организацией. Мне этот договор показался  интересен  тем,  что  в  настоящее время подряд широко используется и  является  важным  элементом  гражданских правоотношений, и каждый  юрист-практик  должен  уметь  грамотно  составить, проанализировать форму и содержание такого типа договоров.

Информация о работе Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения