Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 11:23, дипломная работа

Краткое описание

Обеспечить водой население Российской Федерации – главная задача властей. Пока многие компании по поднятию, обработке и транспортировке являются муниципальные унитарные предприятия, находящиеся под контролем государства, хотя и имеющие свой баланс, свои основные средства, свои обязательства, поэтому являются полукоммерческими.
Сейчас большое внимание уделяется качеству воды. Например, в Калининграде построили новую станцию очистки. На ее выходе вода, по результатам анализов, в принципе чистая, хорошего качества и ее можно пить из-под крана, но пока она дойдет до жителей по еще немецким трубам, результат намного печальней. Все трубы поменять невозможно.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….6
Глава 1.Правовая природа и история государственного унитарного предприятия в соответствии с российским законодательством…..............................................8
1.1 Развитие систем водоснабжения в России…………………………………...8
1.2 Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях15
1.3 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия………....22
1.4 Общая характеристика МУП ЖКХ в соответствии с российским законодательством, основные технико-экономические показатели его работы с точки зрения гражданско-правового положения………………………………..31
1.5 Судебные дела………………………………………………………………..39
Глава 2. Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения.........................................................................44
2.1 Зарубежный опыт решения проблем муниципального водоснабжения…..44
2.2 Отечественный опыт совершенствования системы функционирования муниципального водоснабжения………………………………………………...46
2.3 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования «г.Гурьевск»…………………………………….51
Глава 3. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной работы…………………………………………………………….………………..53
3.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий……………………………………………………..53
3.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы……………………………………………………….55
3.3 Правовое обеспечение выпускной квалификационной работы……………56
Заключение………………………………………………………………………...59
Список использованной литературы.………………………………………….....61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом МЭСИ Адаева М.А. (1).docx

— 121.17 Кб (Скачать файл)

В течение длительного времени финансирование и реконструкция развития жилищно-коммунального хозяйства вообще, и водопроводно-канализационного хозяйства, в частности, осуществлялось по остаточному принципу.

Установленный Строительными нормами и правилами норматив водопотребления 220-230 л./человека в сутки повсеместно значительно превзойден и с учетом потерь воды его фактическая величина в жилом фонде составляет 380-420 л./чел. в сутки.

Одной из причин такого высокого уровня удельного водопотребления явилось игнорирование важности и значения тарифов на подаваемую воду. Для населения плата за воду не соответствует ее фактической цене.

Во многих городах России эксплуатируются системы централизованного водоснабжения с охватом ими таких потребителей, для которых не требуется вода питьевого качества.

В Российской Федерации проблема водоснабжения была и остается сугубо острой. Люди уже настолько привыкли покупать воду в бутылках в магазинах, что даже в частном секторе, где хозяин сам для себя прокладывал трубы для системы водоснабжения, и даже если анализы воды дали хороший результат, все равно не пьют воду из-под крана.

Жилищно-коммунальная сфера в разрезе всей экономики страны в целом является одним из убыточных секторов. Снижение финансовых вложений, нет борьбы за этот рынок, отсутствие появлений новых технологий и возможностей, низкий контроль.

В последние годы, из-за недофинансирования в сфере коммунального хозяйства, происходит опережающий износ существующих сооружений водоподготовки и систем подачи и распределения воды - объем восстановления и обновления трубопроводов составляет 10-12% от реальных потребностей, что ведет к нарастанию протяженности полностью изношенных труб и росту аварийности.

При одновременном ужесточении требований к качеству воды питьевого качества имеет место стабильное ухудшение обеспечения населения большинства городов и поселений РФ питьевой водой.

При этом, порядка 20-30% населения использует индивидуальные фильтры, либо бутилированную воду, либо привозит воду для питьевых целей из имеющихся нецентрализованных источников (родники, колодцы и т.д.).

Следует отметить, что в последние годы в отрасли существенно сократилось централизованное управление. Соответственно, практически прекратилось финансирование региональных программ из федерального бюджета.

Одной из основных задач государства является сохранение и поддержание состояния здоровья населения на уровне, соответствующем критериям цивилизованного общества. При этом безопасность питьевого водоснабжения является одной из главных составляющих безопасности населения.

Россия – самая большая страна в мире, однако гордиться этим не стоит – большинство сетей находятся в очень плохом состоянии.

Человеческий фактор – тоже играет большое значение. Однако увеличение спроса рождало бы увеличение предложения. У нас в техникумах на профессию слесаря учат еще по старинке, а если перенять учения за границей или хотя бы некоторых отправлять туда на курсы повышения квалификации.

Возьмем для примера 100-летний опыт управления французских компаний-операторов, которые специализируются на водоснабжении и водоотведению по всему миру. Это должно иметь частную структуру. И многие страны это понимают, потому что государство не может полностью содержать такой большой сектор экономической сферы. Это характерно для стран с развивающей экономикой или близких к развитию [47,27].

Мы привыкли, что вода – почти бесплатный ресурс. Она нужна для жизни людей. Поэтому мы хотим, чтобы она была хорошего качества, но мало за нее платить. Поэтому для устранения аварийных утечек в России все еще устраняют так называемым «заплаточным» методом. Вырыли экскаватором конкретное место протечки, вырезали старую трубу, поставили новый кусок и заварили. Все, на что хватает денег.

Перенять нам французский опыт… Многие российские частные компании проявили интерес к этому, но отсутствие положительного опыта, боязнь чего-либо пока останавливает. Да и готово ли государство отдать такой «лакомый» кусочек? Вот и получается, что ни нам, ни вам. Да и в принципе полностью отдать все полномочия государство и не сможет. Частные компании тоже не согласятся взять на себя юридические обязательства по обеспечению водой населения в любом случае и при любых обстоятельствах.

В рыночных условиях хозяйствования необходимо прежде всего определить меру ответственности каждого юридического и физического лица за качество и количество подаваемой воды, техническое состояние системы, ее воздействие на окружающую среду. Эти документы должны разрабатываться на основе Гражданского кодекса, Закона о техническом регламенте, законов о местном самоуправлении, Закона о защите прав потребителя. Необходимо провести анализ их полноты во всех возможных ситуациях в области водоснабжения и, в случае необходимости, сформулировать требования к разработке дополнительных правовых документов.

Представляется целесообразным в рамках государственной политики в области водоснабжения более четкое разграничение функций госструктур и введение более жесткой ответственности, в перспективе с переходом на персональную.

 Так хотя бы вместе (государство и частный сектор) должны что-то сделать. Нужно выставлять  на аукцион какие-то программы  действий, меры защиты, определенные работы и услуги на государственном уровне. Выборы должны проходить в разумных мерках и быть более легитимны и прозрачны [27,45].

 

2.3 Направления совершенствования системы водоснабжения на территории муниципального образования «г.Гурьевск»

 

В России все программы, направленные на модернизацию или улучшение жилищных условий – это все федеральные программы. Только на уровне всей страны можно что-то добиться. Сейчас власти страны очень серьезно рассматривают вопросы о воде, о ее качестве, привлекая и затрагивая все области экономики страны. При проблеме о водоснабжении также встает вопрос об энергетике.

Придумываются и реализуются многие программы за счет: федеральных денег, местного самоуправления (местных властей, бюджетов), самим предприятием (кредиты, активы, основные средства собственные и заемные).

Но самым распространенным видом возьмем – установка индивидуальных приборов учета населением. Этот способ уже давно распространен и приобщился в Европе [30,55]. Это намного выгодно. Сколько потребил, за столько и заплатил, чем платить по нормативу, а его надо сделать еще выше. Например, сейчас в квартире прописано 2 человека, а проживают 7 или 8 человек. Вот поэтому и целесообразно для властей заставить поставить счетчики. А иногда для больших семей по 5-6 человек невыгодно платить по нормативу, так как на каждого одно и то же потребление. Например, если стирать в машинке, то все равно 1 или 2 стирки. Люди привыкли, что вода – почти бесплатный ресурс. Она нужна для жизни человека. И поэтому русский менталитет – пользоваться больше, а платить меньше, где бы что-то скрутить, где бы обмануть. Бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а что насчет воды – то это только в реках, озерах и в луже.

Прибор учета воды можно купить и поставить самому. А, например, в многоквартирных домах еще и на общий дом ставят [28,43]. Потому что кто-то в доме платит по нормативу (одну и ту же сумму), а кто-то по индивидуальному счетчику. И потом норматив все равно переводят в кубы, деля общую сумму норматива на тариф по счетчику. Собрав показания общие по всему дому, они должны в сумме сходиться по показаниям всех отдельных квартир. Если это не так, то кто-то неправильно дал показания, либо вообще не давал. Если же ни то, ни другое, в противном случае управляющий дома (теперь многие перешли в ТСЖ (товарищество собственников жилья) и надо выбирать представителя) ставит в известность, что те, у кого не счетчиков (платят по нормативу), на них поровну делится недостача. Тем, у кого нет прибора учета, очень трудно доказать, что у тебя никто не останавливался, что у тебя никто посторонний не проживает, что мылся ты один, а не приходила целая гвардия…[30,17].

Общий прибор учета воды на дом жители могут приобрести сами или управляющая компания может им купить (а он дорогой), а потом в квитанциях, где за содержание жилья, выставлять суммы в рассрочку.

Установку приборов учета возможно осуществить через официальный сайт муниципального образования “Гурьевский муниципальный район”, что не потребует вложения дополнительных средств. Данные, размещенные на сайте, помогут жителям города осознать необходимость установки приборов учета воды, что приобретает особую актуальность в современных непростых социально-экономических условиях.

Глава 3. Программа мер по обеспечению выпускной квалификационной  работы

 

3.1 Экономическое обоснование и социальная значимость внедрения разработанных мероприятий

 

Массовая установка населением приборов холодного и горячего водоснабжения дает право на возможность контроля и регулирования расхода воды.

В работе проанализирована целесообразность установки приборов учета для небольших семей, где по 2,3 или 4 человека.

Например, если взять семью из 2-3 человек. Без счетчика на каждого члена семьи приходится 173 рубля 78 копеек в месяц, то есть 521 рубль 33 копеек с семьи, где водоснабжение составляет 261 рубль 45 копеек, а водоотведение – 259 рублей 88 копеек. Норматив составляет 5,25. Если счетчик поставлен, то по установленным тарифам 1 куб воды 16 рублей 60 копеек, а канализации 16 рублей 50 копеек. Например, в среднем семья израсходует 10-15 кубов воды. И выходит это в денежном выражении по 165 рублей 50 копеек на каждого члена семьи, то есть 496 рублей 50 копеек в общем, где водоснабжение составляет 249 рублей, а водоотведение – 247 рублей 50 копеек. Что является экономичным решением.

Если в квартире центральное отопление, то можно поставить два счетчика: на холодную и горячую воду. А если в квартире или доме автономное отопление, то и водопроводные сети на нем задействованы, то стоит установить четыре счетчика: в кухне два – на горячую и холодную воду и, допустим, в ванной два счетчика.

После покупки счетчиков, их надо установить, а потом дать заявку в Водоканал, чтобы сотрудник приехал и опломбировал (поставил пломбы, написал акт о вводе).

Однако, если при выявлении самовольного нарушения пломбы на приборах учета воды в местах их подключения (крепления), а также самовольного демонтажа прибора учета воды и несакционированного вмешательства в работу указанных приборов, будет произведено доначисление за водоснабжение и водоотведение по пропускной способности трубы и его круглосуточной работы согласно Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354 пункт 62.

Каждые 6 лет прибор учета нужно поверять, нормально ли он работает, не нарушена ли его точность. Для этого приезжает отдельная служба по учету и поверке приборов учета. И, не снимая ваш счетчик, они своим прибором все определят. Может стоит на ремонт отдать или поменять его вообще.

Подсчитаем, если в семье есть маленький ребенок (дети) или количество больше пяти человек. Без приборов учета семья платит 173 рубля 78 копеек с каждого члена семьи, то есть 868 рублей 88 копеек в общем, где водоснабжение составляет 435 рублей 75 копеек, а водоотведение – 433 рублей 13 копеек. А если прибор учета поставить, то они будут платить 827 рублей 50 копеек ( в среднем расход по 25 кубов воды) на каждого члена семьи по 165 рублей 50 копеек, где водоснабжение составляет 415 рублей, а водоотведение – 412 рублей 50 копеек.

Получается, что большим семьям или с маленькими детьми невыгодно платить по счетчику, так как показания почти равны нормативу или больше него.

МУП ЖКХ «Гурьевский водоканал» осуществляет поставку холодной воды, а если у людей есть центральная горячая вода, то услугами Управляющей компании является подогревание ее. Если у человека есть 2 прибора учета – на холодную и на горячую воду, то в конце месяца он должен давать показания по холодной (напрмер 1 куб) и по горячей (например тоже 1 куб). Тогда услуги по водоотведению будут равны 2 кубам. Житель также должен сообщать показания только по горячей воде в управляющую компанию, но только Гурьевский водоканал считает горячую воду по тарифам холодной, так как в природе не существует горячей воды, а управляющая компания эти показания (кубы) умножает на свой коэффициент (показатель, тариф) водоподогревания.

Практически всегда показания (расход) водоснабжения будет равен водоотведению. Сколько «потребил», столько и «слил». Но есть еще и полив земельного участка. Он начинается весной и заканчивается осенью. Там тоже есть счетчики на воду, тариф - как за водоснабжение. Допустим, набрал несколько ведер воды, например 1 куб и заплатил как за водопотребление, а водоотведения не будет, так как вылил, полил землю.

 

3.2 Математическое и статистическое обеспечение выпускной квалификационной работы

 

Представим основные статистические данные, имеющиеся в работе.

В городах и поселках городского типа Российской Федерации эксплуатируется 8659 систем централизованного водоснабжения (водопроводов) и 6354 комплекса отдельных водопроводных сетей.

Общая протяженность водоводов и уличной водопроводной сети в городах и поселках городского типа составляет 185 тыс. километров, из которых в ветхом состоянии находятся 26,4 тыс. километров, что обусловливает значительные утечки воды.

Потери воды в сетях коммунальных водопроводов из-за коррозии и износа труб составляют ежесуточно около 5 млн. куб. метров, более 20 процентов воды теряется из-за утечек в водопроводных сетях жилищного фонда.

Ежегодно предприятиями коммунального хозяйства сбрасывается в водные объекты около 14 куб. километров сточных вод, из которых до нормативных значений очищается всего лишь 1,3 куб. километра, или 9 процентов. Отметим, что из года в год объемы сбросов сточных вод жилищно-коммунальными хозяйствами в водные объекты растет. К примеру, в 2012 году по сравнению с предшествующим годом сбросы в целом по стране увеличились на 2,4%, в то время как увеличение в 2011 году по сравнению с 2010 годом составило лишь 1,6%.

Информация о работе Перспективы и тенденции совершенствования и развития муниципального водоснабжения