Повышение эффективности использования основных производственных фондов в сельском хозяйстве на примере СПК «Ворони»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является оценка наличия, движения, уровня обеспеченности, а также оценка уровня экономической эффективности использования основных производственных фондов, для выявления путей повышения экономической эффективности использования основных производственных фондов в рыночных условиях на примере конкретного предприятия. Объектом исследования является СПК «Ворони». Для достижения поставленной цели необходимо выделить ряд задач:
– изучение теоретических аспектов основных производственных фондов и эффективности их использования;
– изучение состава основных производственных фондов данного предприятия;
– изучение динамики воспроизводства основных производственных фондов;
– изучение динамики фондообеспеченности данного предприятия и фондовооружённости труда;
– изучение динамики фондоотдачи и фондоёмкости;
–определение возможностей улучшения экономической эффективности использования основных производственных фондов в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоритические основы основных производственных фондов……………….5
1.1 Роль, значение, сущность основных производственных фондов………….5
1.2 Современное состояние проблемы в Республике Беларусь ……………...12
1.3 Мировой опыт, опыт передовых предприятий, достижения науки………16
2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Ворони»………….
2.1 Анализ эффективности использования земельных ресурсов………………
2.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов……………….
2.3 Анализ эффективности использования основных фондов…………………
2.4 Специализация предприятия………………………………………………….
2.5 Анализ эффективности производства продукции растениеводства………
2.6 Анализ эффективности производства продукции животноводства……….
2.7 Платежеспособность и финансовое состояние предприятия………………..
2.8 Анализ эффективности деятельности предприятия…………………………
3. Повышение эффективности использования основных производственных фондов в сельском хозяйстве на примере СПК «Ворони»………………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая готовая.doc

— 917.50 Кб (Скачать файл)

По степени применения различают  следующие виды основных средств:

– находящиеся в эксплуатации (действующие) – основные средства, используемые в производственной и хозяйственной деятельности;

– находящиеся в запасе (резерве) предназначенные для замены действующих во время ремонта, модернизации или полного выбытия основных средств;

– в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной  ликвидации (бездействующие) – это такие основные средства, которые по различным причинам не используются.

В зависимости от имеющихся прав на объекты:

– объекты основных средств подлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

– объекты  основных средств, находящиеся у  организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;

– объекты  основных средств, полученные организацией в аренду.

Соотношение стоимости отдельных  групп основных фондов в их общей  стоимости, выраженное в процентах, называется структурой основных фондов. Различают производственную (видовую), технологическую и возрастную структуру  основных фондов.

Под производственной структурой понимается соотношение различных групп  основных производственных фондов по вещественно – натуральному составу  в их общей среднегодовой стоимости.

Важнейшим показателем производственной структуры основных производственных фондов является доля активной части в их общей стоимости. Это связано с тем, что объем выпуска продукции, производственная мощность предприятия, другие экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от величины активной части основных производственных фондов. Поэтому повышение ее доли до определенного уровня является одним из направлений совершенствования производственной структуры основных фондов на предприятии.

Производственная структура основных производственных фондов на предприятии зависит от следующих факторов: специфики предприятия; ускорения научно – технического прогресса; уровня концентрации, кооперирования, специализации, комбинирования и диверсификации производства; географического местонахождения и др.

Технологическая структура основных производственных фондов характеризует их распределение по структурным подразделениям предприятия в процентном выражении от их общей стоимости.

Возрастная структура основных производственных фондов характеризует  их распределение по возрастным группам (до 5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 до 15 лет; от 15 до 20 лет; свыше 20 лет). Средний возраст оборудования рассчитывается как средневзвешенная величина. Такой расчет может быть осуществлен как в целом по предприятию, так и по отдельным группам машин и оборудования. [4]

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современное состояние  проблемы в Республике Беларусь

 

Проблема повышения эффективности  использования основных средств  и производственных мощностей предприятий  занимает центральное место в  период перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит место предприятия в сельском хозяйстве его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Эффективность использования основных средств измеряется в том числе  величиной прибыли на рубль вложений в основные средства.

Имея ясное представление о  роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование  основных средств, можно выявить  методы, направления, при помощи которых  повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда. [4]

Эффективность использования основных средств в АПК зависит от многих факторов; среди них можно выделить внешние, не зависящие от самих предприятий, и внутренние, на которые они могут и должны активно влиять.

К внешним факторам относятся: общая  экономическая ситуация, особенности  налогового законодательства, условия  получения кредитов и процентные ставки по ним, возможность получения целевого финансирования, участие в программах, финансируемых из бюджета. Приспосабливаясь к этим факторам, предприятие может задействовать внутренние резервы роста эффективности использования основных средств.

В условиях высокой инфляции и диспаритета цен требуется перестройка не только отношений собственности и форм хозяйствования, но и хозяйственного механизма, разработка и реализация целевых программ по интесификации сельского хозяйства, развитию научно-технического прогресса в этой отрасли, восстановлению и развитию машиностроения для АПК. Имеющаяся техника по всем основаниям ее параметрам очень низкого качества и нуждается в модернизации. Специалисты считают, что в настоящее время наша техника отстала от лучших зарубежных аналогов на два поколения. [4]

Приобретение новой техники, оборудования и других средств производства в  рыночных условиях осуществляется товаропроизводителями  по критериям их экономической выгоды, в первую очередь – по прибыльности. Новые средства производства должны не только увеличивать выход продукции, повышать ее качество, сохранять окружающую среду, облегчать труд, но и обеспечивать рост его рентабельности. Поэтому со стороны государства необходимо создавать условия, способствующие обновлению и расширенному воспроизводству основных средств АПК, привлекая такие инструменты, как льготное кредитование и лизинг.

В международной практике термин “лизинг” применяется для обозначения  различного рода сделок, основанных на аренде товаров длительного пользования (инвестиционных товаров). Таким образом, лизинг — это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за лизингодателем на весь срок договора аренды. Основные преимущества лизинга вытекают из принципа разделения юридического и экономического права собственности на арендуемые активы. Юридический владелец (арендодатель) может положиться главным образом на способность пользователя (арендатора) обеспечить достаточное количество средств для выплаты арендной платы. По этой причине лизинг может оказаться привлекательнее, чем традиционное банковское кредитование, особенно для быстроразвивающихся малых и средних компаний.

Лизинг в Беларуси начал внедряться 10 лет назад, когда появились первые лизинговые компании. Заметный рост количества лизинговых компаний в РБ наблюдался с 1993 по 1996 года. К тому моменту, когда было введено лицензирование этого вида деятельности, в стране насчитывалось около 60 реально действующих лизинговых компаний. В настоящий момент на рынке работает не более 50 таких предприятий. Однако динамичное развитие лизинговых операций начало наблюдаться только начиная с 2002- 2003годах. До этого времени лизинг в большинстве случаев использовался отечественными предприятиями скорее не как инструмент осуществления инноваций (которые являются основной сферой применения лизинга в странах со стабильной экономикой), а как инструмент финансового менеджмента по оптимизации налогооблагаемой базы путем завышения издержек и быстрого сокращения стоимости внеоборотных активов. В период с 2003 по 2008 годах. вместе со стабилизацией экономической ситуации в республике, ситуация на рынке лизинговых услуг начала выравниваться, а объемы лизинговых операций расти. В 2003 году доля лизинга в инвестициях в основные фонды по объему переданного в лизинг имущества впервые превысила 4% (4,32% в 2003 году по сравнению с 2,27% в 2000 годом), а в 2008году уже превысила рубеж в 6,5% (таблица 1). После последовавшего за этим спадом 2009 году (явившемся следствием мирового финансового кризиса), когда произошло существенное падение рынка как в абсолютном выражении – объем лизинговых операций сократился почти на 40%, так и в качественных показателях роста – доля лизинга в ВВП и инвестициях откатилась на уровень 2002 году, продемонстрировав почти двукратное сокращение по сравнению с 2008 годом, в 2010 году набранные темпы развития отрасли вернулись на прежний уровень. Так, в абсолютном выражении произошел более чем двукратный рост по отношению к 2009 году и почти на треть по отношению к 2008 году, а в качественных показателях роста произошел возврат к уровню 2007-2008 годах (а по доле лизинга в ВВП даже обновлен исторический максимум), данные предоставлены в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Суммарная стоимость переданного  в лизинг имущества

 

Период

Передано в  лизинг за год

Доля в инвестициях в основной капитал

млрд., руб.

в % к ВВП

всего

производственного назначения

2004

564,5

1,1

5,2

7,9

2005

734,6

1,1

4,9

7,4

2006

1016,6

1,3

5,3

7,4

2007

1463,6

1,5

5,8

9,0

2008

2335,9

1,8

6,5

10,1

2009

1452,7

1,1

3,4

5,3

2010

3102,5

1,9

5,7

9,4


 

Следует отметить, что в качестве основной оценки динамики рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь принята именно стоимость переданного в лизинг имущества в связи с тем, что официальная статистика по лизинговым операциям ведется только с 2004 года (при этом в 2008году был перерыв, когда статистическая отчетность по лизингу не подавалась), а данные Национального банка Республики Беларусь по лизинговым операциям банков оцениваются последним именно по вышеуказанному показателю. [4]

Также важным условием повышения эффективности производственных фондов является совершенствование их структуры, которая должна соответствовать специализации предприятия, зональным особенностям, а также общему уровню развития материально-технической базы АПК.

Решение всех этих проблем возможно лишь в том случае, если государство  своими экономическими, финансовымим и правовыми рычагами поможет предприятиям АПК преодолеть негативные тенденции, возникшие в ходе осуществления аграрной реформы, будет стимулировать рост производства продукции, оказывать всемерную поддержку отечественным товаропроизводителям, как это делается во всех странах с развитой рыночной  экономикой.

1.3 Мировой опыт, опыт  передовых предприятий, достижения  науки

 

Сегодня все согласны с тем, что  без государственного регулирования  и поддержки деятельность сельскохозяйственных предприятий малоэффективна. Современный подход к концепции такого управления агропромышленным производством основан на сочетании механизмов саморегуляции рынка и активного воздействия государственных органов.

В Республике Беларусь очевидная необходимость такого подхода вызвана объективными и субъективными причинами: крайне низкий уровень производительности и оплаты труда в отрасли, дисбаланс цен, недоступность кредитов, в особенности – «длинных денег», высокая бюрократизация и коррупция в земельных отношениях. Перечислять можно долго. Однако наша страна не первая, кто сталкивался с этими проблемами. Время обратиться к мировому опыту и перенять его. [4]

Государственно-рыночное регулирование  АПК имеет многоаспектный характер как с точки зрения методов  его осуществления, так и объектов, на которые оно направлено. Как для нашей страны, так и для наших славянских соседей, интересен и полезен опыт использования рациональных элементов в организации системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства в странах с развитой экономикой. К таким мерам, прежде всего, относятся:

        • поддержание уровня цен на многие виды сельхозпродуктов;
  • выделение дотаций на одни гектар земельной площади, условную голову скота;
  • льготное кредитование крестьян, основным принципом которого является частичная компенсация действующей процентной ставки из бюджетных средств;
  • установление щадящего налогообложения сельскохозяйственных предприятий;
  • финансирование государственных научных исследований;
  • бюджетное субсидирование инфраструктуры в сельской местности;    

Основную роль во всей системе государственного регулирования сельского хозяйства  в зарубежных странах играет поддержание  цен, обеспечивающее стабильность доходов  производителей и обеспечение ценового равновесия в отношения сельского  хозяйства со смежными с ним отраслями и прямые выплаты фермерам.

 Инструментом государственного  регулирования цен во всех  странах служат скупка или  продажа нескоропортящейся продукции  в целях товарной интервенции  и поддержания желаемого уровня  цен (последняя мера используется  в России, но до сих пор она является скорее экстренной, нежели плановой). Прямые выплаты включают широкий спектр различных типов платежей, оказывающих различное воздействие на сельское хозяйство: компенсационные платежи; субсидии в расчете на единицу площади и поголовье скота; страховые и возмещающие платежи; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства, экспорта и т.д. В целом из общей суммы прямых платежей в странах с развитой рыночной экономикой 2/3 составляют выплаты в расчете на земельную площадь и поголовье животных. Размер и структура выплат различаются по странам с учетом природных и экономических условий, принципов аграрной политики.   В структуре расходов на поддержку сельского хозяйства наибольшая доля прямых платежей отмечается в странах с неблагоприятными условиями производства (Норвегия, Исландия, Финляндия, Швейцария, горные районы Франции). Цель этих выплат: компенсировать своеобразную отрицательную земельную ренту, повышающую издержки производства, например, в гористых и северных районах. Количество и общая площадь ферм, которые классифицировались как менее благоприятные, постоянно росли, и теперь площадь таких ферм составляет почти половину всех сельскохозяйственных угодий в странах ЕС. В Финляндии все хозяйства вообще получают погектарные субсидии, а севернее 62 градуса широты введены повышенные цены и особые надбавки. Такие же льготные надбавки существуют на севере Швеции. Аналогичная система и в Норвегии. В Австрии, Швейцарии и в горных районах Франции давно применяется погектарная система дотаций или в расчете на голову скота. В системе государственного регулирования большое внимание отводится поддержке финансовых ресурсов фермерских хозяйств. Оно осуществляется путем создания сельскохозяйственных кооперативных банков, развития сельской кредитной кооперации, ориентированной не на прибыль, а на обслуживание, расширения системы ипотечного кредита, установления щадящего налогового режима для сельского хозяйства. В странах с развитой рыночной экономикой весьма высока степень воздействия государства на формирование производственной инфраструктуры агропромышленного комплекса: осуществление мелиоративных проектов, создание дорожной транспортной сети, осуществление мер по рекультивации земель, строительство ферм и птицеферм, складов сельхозпродукции, навесов, мастерских, производственных линий, ветеринарных лабораторий, гаражей, станций техобслуживания и многого другого.

Информация о работе Повышение эффективности использования основных производственных фондов в сельском хозяйстве на примере СПК «Ворони»