Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:44, курсовая работа
В работе проведен анализ организационной и функциональной структуры молочного подкомплекса АПК Беларуси, эффективности его функционирования, перспектив дальнейшего развития;
проведен анализ функционирования мирового рынка молока, обозначены вероятные пути его дальнейшего развития и влияние возможных изменений на предприятия молочного подкомплекса Беларуси;
проведен детальный анализ эффективности производства молока на ОАО ”Несвижский райагросервис”, выявлены определенные недостатки в организации производственного процесса, даны рекомендации по их устранению;
выявлены и подсчитаны резервы роста производства, обозначены меры по их ликвидации и повышению эффективности производства молока в хозяйстве.
Введение……………………………………………………………………….…………………3
1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:
1.1. Значение и состояние молочного скотоводства РБ……………………………………4
1.2. Развитие, размещение и эффективность производства молока в РБ………………...7
1.3. Показатели экономической эффективности молочного скотоводства……………...12
2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «НЕСВИЖСКИЙ РАЙАГРОСЕРВИС» МИНСКОЙ ОБЛАСТИ:
2.1 Общая характеристика хозяйства……………………………………………………..16
2.2 Структурно-функциональный анализ производственной деятельности……………………………………………………………………………17
2.3 Оценка экономической эффективности использования земельных ресурсов в сельском хозяйстве……………………………………………………………………………..19
2.4 Оценка экономической эффективности использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве……………………………………………………………………………..20
2.5 Определение производительности труда на предприятиях АПК…………………...21
2.6 Оценка экономической эффективности использования основных фондов на предприятии…………………………………………………………………………………….22
2.7 Специализация предприятия………………………………………………..................24
2.8 Использование техники на предприятии…………………………………..................25
2.9 Анализ эффективности производства продукции животноводства….......................26
2.10 Анализ эффективности производства продукции растениеводства……...................28
2.11 Основные финансово-экономические показатели…………………….......................31
3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА….………………………35
Заключение……………………………………………………………………………………...40
Список использованной литературы………………………………………….........................41
Приложение А………………………………………………………………………..................42
Приложение Б………………………………………………………………………..................43
Приложение В………………………………………………………………………..................
РЕФЕРАТ
Тема курсовой работы:
Повышение эффективности
Ключевые слова: молоко, эффективность, производство, резерв, продуктивность, поголовье молочного стада, экспорт.
Объект исследования: молочнопродуктовый подкомплекс агропромышленного комплекса Республики Беларусь, молочное скотоводство цеха животноводства ОАО ” Несвижский райагросервис ”.
В работе проведен анализ
организационной и
проведен анализ функционирования мирового рынка молока, обозначены вероятные пути его дальнейшего развития и влияние возможных изменений на предприятия молочного подкомплекса Беларуси;
проведен детальный анализ эффективности производства молока на ОАО ”Несвижский райагросервис”, выявлены определенные недостатки в организации производственного процесса, даны рекомендации по их устранению;
выявлены и подсчитаны резервы роста производства, обозначены меры по их ликвидации и повышению эффективности производства молока в хозяйстве.
Область возможного практического применения проведенных исследований: создание предпосылок для дальнейшего роста производства, недопущения проявления в дальнейшем негативных моментов в организации производства, оперативное устранение всех выявленных недостатков, распространение передового опыта производства и выявления резервов роста на другие хозяйства.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.
________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3. РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА….………………………35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………....
Приложение А………………………………………………
Приложение Б………………………………………………
Приложение В………………………………………………………………………..
Введение
На современном этапе развития экономики страны повышение эффективности отрасли молочного скотоводства является одной из актуальных проблем, успешное решение которой открывает новые возможности для ускорения темпов его развития, повышения конкурентоспособности молока на продовольственном рынке и надежного снабжения республики продукцией.
Повышение эффективности
сельскохозяйственного
Для определения экономической эффективности на уровне народного хозяйства, предприятия или отрасли следует выбрать несколько наиболее существенных показателей и использовать их повсеместно, четко определив их экономическое содержание. При этом следует исходить из подхода, широко применяемого в экономически развитых странах мира, согласно которому эффективность производства это, прежде всего, его доходность, то есть максимум прибыли на единицу затраченных ресурсов. Следовательно, на уровне предприятия, или отдельной товарной отрасли, основным показателем экономической эффективности должна стать рентабельность. В этом показателе отражаются результаты затрат не только живого, но и прошлого, овеществленного труда, качество реализуемой продукции, уровень организации производства и его управления.
Кроме того, в состав показателей экономической эффективности производства следует включать показатели, характеризующие эффективность использования отдельных видов производственных ресурсов. Такими показателями являются: стоимость валовой и чистой продукции, объем прибыли в расчете на 1 га земельной площади или 1 условную голову, фондоотдача, производительность труда, себестоимость.
Таким образом, целью работы является экономическая оценка эффективности производства молока и поиск путей её повышения.
Задачи курсовой работы:
- выявить эффективность
производства молока на
- выявить тенденции развития производства молока;
- определить пути повышения
эффективности производства
В качестве объекта исследования рассматривается ОАО "Несвижский райагросервис" Минской области.
1 ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1.1 Значение
и состояние молочного
Молочно-продуктовый, или молочный, подкомплекс является одним из важнейших элементов продуктовой структуры аграрно-промышленного комплекса Республики Беларусь.
Значительное место молочного подкомплекса определено высокой ценностью его конечной продукции в структуре питания населения республики. Молоко является важнейшим жизненно необходимым продуктом питания человека. Являясь источником полезных веществ широкого спектра действия в рационе человека, оно легко переваривается и хорошо усваивается организмом. Потребление молочных продуктов нельзя исключить или существенно сократить. Научно обоснованная норма потребления молока и молокопродуктов составляет 380 кг на душу населения в год, из них цельного молока — 120 кг; обезжиренного — 6,8; творога — 8; сыра и брынзы — 6,6; сметаны — 5,8; сливочного масла — 6 кг. Рациональная норма потребления молока и молокопродуктов, разработанная с учетом сложностей экологической ситуации в республике после катастрофы на Чернобыльской АЭС, составляет 403 кг на душу населения в год. [3]
По данным Министерства статистики и анализа РБ, потребление молочных продуктов в группе населения с наибольшим доходом соответствует рациональным нормам и более чем в полтора раза превышает потребление в группе с минимальным доходом.
Поскольку уровень потребления молока и молочных продуктов в Беларуси остается низким и в значительной степени не соответствует рекомендуемой норме потребления, то при дальнейшем сохранении увеличения реальных доходов населения, при прочих равных условиях, спрос на молоко и молочные продукты будет расти. Это в свою очередь является объективной предпосылкой для дальнейшего развития молокоперерабатывающей промышленности.
В структуре товарной продукции молочно-продуктового подкомплекса на долю производителей сырья — сельскохозяйственных организаций приходится 78 %, перерабатывающих предприятий — 22 % . В структуре валовой продукции молокоперерабатывающих предприятий на долю цельномолочной продукции приходится 31 %, масла — 59, сыра — 8,4 % .
Молочное скотоводство дает свыше 25 % валовой продукции сельского хозяйства Беларуси. В структуре товарной продукции животноводства сельхозкооперативов и госхозов Беларуси на долю молочного скотоводства приходится свыше 15 % . В этой отрасли сконцентрировано 20 % основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения и 1/3 фондов животноводства, соответственно 33 и 50 % трудовых ресурсов. Дойное стадо потребляет около 36 % всех кормов, расходуемых в животноводстве, в том числе 24 % — концентрированных.
В общем поголовье условного КРС по сельхозорганизациям Республики Беларусь коровы и нетели занимают 34 % . В целом молочно-продуктовый подкомплекс производит 27 % конечной продукции АПК. В общем валовом надое молока на внутрихозяйственные нужды используется 15 %. Основная его часть направляется на промышленную переработку, включая заводскую пастеризацию и разлив для продажи.
Наряду с обеспечением населения республики молочной продукцией молочно-продуктовый подкомплекс Беларуси является основным поставщиком молодняка для доращивания и откорма крупного рогатого скота. Молочное скотоводство поставляет для растениеводческих отраслей ценное органическое удобрение — навоз. Свиноводство использует молоко для поросят раннего возраста.
Молочный подкомплекс имеет значительный удельный вес в АПК. Он включает в себя: молочное скотоводство; кормопроизводство; молочную и маслосыродельную промышленность; производственную инфраструктуру; реализацию молока и молочных продуктов; социальную инфраструктуру.
Молочный подкомплекс
— достаточно сложная организационно-
Основным ядром молочного подкомплекса, объединяющим взаимосвязанные отрасли, участвующие в процессе производства и обмена конечной продукции, является животноводческая отрасль. Все существующие структурные формирования — многоотраслевые, производящие как животноводческую, так и растениеводческую продукцию. В ближайшей перспективе, даже при достижении стабилизации в экономике, ожидать широкого развития узкой специализации в молочном скотоводстве неправомерно по причине недостаточного развития материально-технической базы отрасли. Существующие и новые формы хозяйствования в молочном скотоводстве будут функционировать в основном на старых производственных фондах, созданных в прошлые годы в сельхозорганизациях в виде крупных объектов.
Основными производителями и поставщиками молока на потребительский рынок в ближайшее время и в будущем в республике останутся высокотоварные фермы сельхозпредприятий. На их долю приходится 60 % общего объема производства молока, на личные подсобные (ЛПХ) и фермерские хозяйства — 40 % .
По мере становления рыночных отношений и реформирования хозяйств высокотоварные молочные фермы хозяйств смогут преобразоваться в самостоятельные структуры рыночного типа, которые затем могут реорганизовываться в производственно-сбытовые объединения, акционерные общества, производственные кооперативы, товарищества, ассоциации и т.п. Развитие фермерства по причине его маломощности существенных коррективов в эти процессы не внесет. [7]
В республике функционирует 105 ОАО по переработке молока, участниками, которых являются более 2000 сельскохозяйственных организаций.
Поскольку переработка молока неизменно сопряжена с реализацией готовой продукции, увеличение объемов производства молока сопровождается увеличением рынков сбыта как внутренних, так и внешних. Но зачастую пробиться на внутренний рынок со своей продукцией не менее сложно, чем соперничать на внешнем. Уже сейчас предприятия-переработчики молока ощущают напряжение на внутреннем рынке.
Ассортимент отечественной
продукции сегодня шире по сравнению
с аналогичным иностранным
Политика Беларуси на внешнем рынке ориентированна на экспорт в Россию и другие государства СНГ с осуществлением импорта преимущественно из стран СНГ. Импорт молочных продуктов занимает незначительный удельный вес. Импортировать в республику целесообразно лишь ассортиментный минимум молочных продуктов (сыры, детское питание и т.д.). Главными импортерами молока и молочной продукции являются Туркменистан, Россия, Узбекистан и Азербайджан (доля каждого из государств составляет от 15 до 20 % в общем объеме импорта). [3]
Как свидетельствует анализ, в 2005-2009гг. более 50% произведенного в стране молока поставлено на внешний рынок. В 2009г. 65,4% молочной продукции, произведенной в стране, отправилась на экспорт.