Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Главное- теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.

Содержание

Введение 2
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности ( банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве предприятий 10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

социально-экономические  — факторы, связанные с составом работников, уровнем их квалификации, отношением работ​ников к собственности, условиями труда и быта, эффектив​ностью  стимулирования труда. К ним относятся: матери​альная и моральная заинтересованность; уровень квалифи​кации работников; уровень культуры труда; отношение  к труду; изменение форм собственности  на средства произ​водства и результаты труда и т.п.

В зависимости от преобладания причин возникновения банкротства  предприятий в экономике различают  следующие их типы:

предприятие-банкрот, функционирующее  в сбалансирован​ной экономике, — это предприятие, которое не могло вы​полнить ранее взятые на себя обязательства по субъектив​ным  причинам;

предприятие-банкрот, функционирующее  в экономике мас​сового банкротства, — это предприятие, которое не годится для решения экономических  задач в перспективе.

Возвращаясь к поставленному  вопросу, следует выделить разницу  в экономике России и США. В  России в текущем периоде преоблада​ет второй тип банкротства, а в США  — первый. Соответственно вид​на разница  в наличии у первого и отсутствии у второго причин, обу​словливающих это состояние. В нашей стране доминирует влияние следующих факторов, которое ослаблено в США:

внешние: бедность населения, обусловливающая его низкую покупательную  способность; недостаточная матери​ально-техническая  и финансовая ресурсная база предпри​ятий по причине возрождения предпринимательства  на пус​том месте; несовершенство законодательной  базы из-за от​сутствия собственного опыта в этой области в сущест​вующих  условиях; отсутствие законопослушания; несовер​шенство методического  обеспечения проведения монито​ринга и антикризисного управления предприятий  из-за несо​вершенства действующей  системы учета и отчетности; убы​точность производства продукции с длительным производ​ственным циклом, включая  наукоемкую, по причине инфля​ции; слабая государственная поддержка;

внутренние: слабое материально-техническое  обеспе​чение с высоким уровнем  морального и физического износа основных фондов, доставшихся в наследство от социалисти​ческого хозяйства, отсутствие средств на их обновление, ог​раничение допуска к высоким технологиям; низкий культур​но-технический уровень  участников предпринимательства.

Следовательно, в российской экономике налицо действие от​рицательных факторов, повлекших за собой массовое банкротство предприятий. Это свидетельствует  о низком профессионализме управления, осуществляемого на всех уровнях.[ 7, 642-646.]

1.3. Мониторинг управления  банкротством предприятий.

Мониторинг управления банкротством предприятий пред ​ставляет собой  сформированную на макроуровне систему  сбора данных и расчета показателей  о состоянии предприятий, позво​ляющих диагностировать возникновение  банкротства, отслежи​вать тенденции  и динамику происходящих изменений  и на этой основе принимать оптимальные  управленческие решения по ре​гиону и стране в целом.

В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам  о несостоятельности и финансовому  оздоровлению «О введении мониторинга  финансового состояния организаций  и учета их платежеспособности»  от 31 марта 1999 г. № 13-р. С этой целью  сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие  элементы:

1) участников системы,  к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые  коллективы, руководитель, конкурсный (арбитражный) управляющий, арбитражный  суд, инвесторы, дебиторы и  др.;

2) государственное регулирование,  включающее: правовое (законодательное,  методическое, информацион​ное) обеспечение;  налоговое регулирование, в том  числе установление мора​тория  на уплату обязательных платежей, замораживание начисления пеней,  рассрочку и отсрочку погашения  долга, налоговый кредит, наделение  льготами по налогам;

реструктуризацию — очистку  от несвойственных бизнесу предприятия  объектов, выделение самостоятельно функцио​нирующих элементов бизнеса  или их продажа;

приватизацию несостоятельных  предприятий;

обучение административных и арбитражных управляющих;

финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной  основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

коммерциализацию на основе контрактной системы, в результате которой предприятие остается в  государственной собственности;

социальную защиту работников предприятия-банкрота ,выражающуюся в  создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий.

3) систему государственных  органов и служб на федеральном  и территориальных уровнях, обеспечивающих  государственное регулирование,  в которую входят службы по  делам о несостоятельности и  финансовому оздоровлению; арбитражные  суды; департаменты управления инвестициями; службы занятости; государственные  налоговые службы; налоговая полиция;  внебюджетные фонды; 

4) принципы управления  банкротством, к которым относятся:

•создание правовой основы предпринимательских отношений  в условиях банкротства;

уменьшение влияния государственного и административно​го управления банкротством, т.е. демократический подход к решению  судьбы предприятия-должника;

предоставление честным  должникам возможности возоб​новления своей деятельности;

введение системы безопасных мер при банкротстве;

создание мер для возрождения  бизнеса;

защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение  его развала;

сохранение перспективных  предприятий, имеющих вре​менные финансовые трудности;

защита интересов всех участников банкротства;

справедливое распределение  конкурсной массы, которая со​ставляет  все имущество должника, имеющееся  на момент от​крытия конкурсного  производства и подлежащее распродаже.

5) меры, применяемые к  банкроту, их можно объединить  в две группы (рис.2).

Сущность каждой из мер, разрешенных  законом, рассмотрим далее.[2,132-135]

Меры

Оптимистические Пессимистические

(Реорганизационные) ( Ликвидационные)

Виды пессимистических мер  Виды оптимистических мер

1.​ добровольная ликвидация 1.Наблюдение 
под контролем кредиторов

2.​ Конкурсное производство 2.Внешнее управление

3.​ Принудительная ликвида​- 
ция по решению арбитражно- 
го суда 3. Санация

4. Мировое соглашение

5. Финансовое оздоровление

Рис.2. Меры, принимаемые к  предприятиям-банкротам.

1.4. Пути предотвращения  банкротства предприятий.

Как уже отмечено выше, в  развитии любого предприятия просмат​риваются определенные закономерности, которые  могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим  их по схеме жизненного цикла предприятия (рис.3). В нем можно вы​делить  следующие стадии: стадия 1 - зарождение; стадия II — разви​тие; стадия III - бурный рост; стадия IV - стабильное развитие; ста​дия V — появление тенденции спада; стадия VI — активный спад, ста​дия VII — банкротство; стадия V1I1 —- ликвидация деятельности.

Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает  с ликвидацией самого предприятия. Так, на рисунке между жиз​ненными  циклами Б и В существует временной  лаг Т, т.е. предприятие, исчерпав все  свои резервы в период функционирования в цикле Б, мо​жет продлить свою жизнь в цикле В лишь при  условии сторонних фи​нансовых  инъекций. В период же Т предприятие  претерпевает кризис. Такой жизненный  путь характерен для большинства отечественных предприятий, адаптированных к бюджетным ассигнованиям.

Рис. 3. Жизненный цикл предприятия

Однако существует и другой путь. Кризис можно предотвратить, если вовремя переориентировать направление  деятельности предпри​ятия. Это означает необходимость выделения финансовых средств из прибыли, получаемой от успешно  развивающейся деятельности в пе​риод  стабильного развития предприятия, на маркетинговые исследо​вания  и перепрофилирование этой деятельности в будущем. Причем стадия развития нового вида деятельности должна совпасть со стадией появления тенденции  спада в результатах осуществляемой дея​тельности. В этом случае скачок в развитии предприятия в переход​ный  период будет сглажен (на рисунке  — линия О), так как влияние  негативной тенденции на жизнедеятельность  предприятия будет ос​лаблено наложением позитивной тенденции в развитии новой дея​тельности. Таким образом  жизненный цикл предприятия можно  про​длить. Это идеальная модель жизни предприятия. В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При на​ступлении рискового случая возникает потребность  в финансовом оздоровлении «неудачников».

Различают два вида тактики  финансового оздоровления:

• Защитная — проведение сберегающих мероприятий, осно​ву  которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством  и сбытом продукции, содержанием  основных фон​дов и персонала.

• Наступательная — проведение мероприятий реформатор​ского характера, направленных на приток инвестиций извне  либо обеспечение условий для  их поступлений в любой форме: от реали​зации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения  эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, на​логовых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.

Из сказанного можно сделать  вывод, что основная задача управления банкротством предприятий заключается  не в том, что​бы предотвратить кончину  какой-либо деятельности его, которая  неизбежна в силу объективных  обстоятельств, а в том, чтобы  при выявлении диагноза этой кончины  направить все усилия на качест​венное  преобразование этой деятельности на базе умирающей.[ 7, 646-648]

Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности( банкротстве)" от 26 октября 2002г.

Глава 2. Понятие, критерии и  признаки несостоятельности предприятий.

2.1. Основания возбуждения  дела о банкротстве предприятий.

В соответствии с новым  Законом о несостоятельности  под несостоятельностью (банкротством) должника понимается признанная арбитражным  су​дом или объявленная должником  неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) ис​полнить обязанности по уплате обязательных платежей. При этом юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денеж​ным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных плате​жей, если соответствующие обязательства (обязанности) не исполнены ими в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения при условии, что сумма его обязательств превышает стоимость принад​лежащего ему имущества (ст. 2, 3 Закона). Как видим, положения о критерии не​состоятельности (неплатежеспособность должника) остались неизмененными. Уточнен лишь один из внешних признаков несостоятельности: сумма задолжен​ности должника — юридического лица должна быть не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 33 Закона).[ 6, 3-4].

В соответствии с п. 3 ст. 40 Закона к заявлению кредитора  о признании должника банкротом  должны быть приложены вступившие в  законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших  требование кредитора к должнику, а также доказательст​ва направления (предъявления к исполнению) исполнительного  документа в службу судебных приставов  и его копии должнику. Заявление  кредитора, подан​ное с нарушением данных требований, арбитражный суд  не принимает к рас​смотрению  и возвращает его заявителю (ст. 44 Закона).

В случае вынесения арбитражным  судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом данный факт более не влечет за собой автомати​ческого введения в отношении должника процедуры  наблюдения. Указанная пер​вая процедура  банкротства может быть введена  только по результатам рас​смотрения  обоснованности требований заявителя  к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве  на основании заявления самого должни​ка, когда наблюдение вводится с момента  вынесения арбитражным судом  опре​деления о принятии такого заявления. В остальных случаях судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя проводится арбитражным  судом не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с  даты вынесе​ния определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Если до назначенного арбитражным  судом заседания на его рассмотрение поступают заявления о признании  должника банкротом от других лиц, все  поступившие за​явления рассматриваются  арбитражным судом в качестве заявлений о вступле​нии в  дело о банкротстве и должны быть рассмотрены в течение 15 дней с  даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого  заявителя, обратившегося в арбитражный  суд( пп.6, 8 ст.42, ст.62 Закона о банкротстве).[ 1, 6-7.]

2.2. Лица, участвующие в  деле, а также в арбитражном  процессе

по делу о банкротстве  предприятий.

Серьезным недостатком содержавшихся  в Федеральном законе "О несостоя​тельности (банкротстве)" 1998 года положений  о круге лиц, участвующих в  деле о банкротстве, а также лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о бан​кротстве, было то, что  среди них при проведении таких  основных процедур, как внешнее управление и конкурсное производство, не оказывалось  ни одного лица, заинтересованного  в защите прав должника. В частности, акционеры и иные уч​редители (участники) хозяйственного общества или товарищества — должника, подвергнувшегося банкротству, никак не были представлены среди  названных лиц.

Закон о банкротстве исправил эту ошибку в правовом регулировании. Соглас​но ст. 35 Закона к лицам, участвующим  в арбитражном процессе по делу о  бан​кротстве, теперь наряду с представителем работников должника отнесены также  представитель учредителей (участников) должника и представитель собственника имущества должника — государственного или муниципального унитарного пред​приятия.

Для обеспечения прав и  интересов должника указанные лица наделены необ​ходимыми полномочиями, в частности: правом на обращение  в арбитражный суд, рассматривающий  дело о банкротстве, с заявлением о признании недействи​тельным  решения собрания кредиторов (п. 4 ст. 15); возможностью представлять арбитражному суду возражения относительно требований кредиторов (п. 2 ст. 71); правом заявлять ходатайство первому собранию кредиторов и арбитражному суду о введении в  отношении должника процедуры финансового  оздоровления (ст. 77).

Информация о работе Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий