Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Главное- теперь обанкротить предприятие станет гораздо тяжелее, а сама процедура будет более сложной, многоступенчатой, подконтрольной.
Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой обусловлена рядом причин.

Содержание

Введение 2
Раздел 1. Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий
Глава 1. Причины несостоятельности (банкротства) предприятий и её профилактика
1.1. Характеристика глубины состояния банкротства 3
1.2. Причины несостоятельности предприятий 4
1.3. Мониторинг управления банкротством предприятий 6
1.4. Пути предотвращения банкротства предприятий 8
Раздел 2. Комментарии нового Федерального Закона " О несостоятельности ( банкротстве)" от 26 октября 2002г.
Глава 2. Понятие, критерии и признаки несостоятельности предприятий
2.1. Основания возбуждения дела о банкротстве предприятий 9
2.2. Лица, участвующие в деле, а также в арбитражном процессе по делу о банкротстве предприятий 10
2.3. Арбитражные управляющие и саморегулируемые организации 12
2.4. Определение и учёт требований кредиторов 13
Глава 3. Процедуры банкротства
3.1 Наблюдение. 15
3.2 Финансовое оздоровление 16
3.3 . Внешнее управление. 17
3.4. Конкурсное производство 18
3.5. Мировое соглашение 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ.docx

— 81.58 Кб (Скачать файл)

В отличие от ранее действовавшего порядка теперь требования кредиторов могут быть включены в реестр требований кредиторов или, напротив, исключены  из него только на основании судебных актов, устанавливающих состав и  размер соответствующих требований. Исключение составляют лишь требования о вы​плате выходных пособий и  об оплате труда лиц, работающих по трудовому дого​вору, которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным  управ​ляющим или по представлению  последнего — реестродержателем (п. 6 ст. 16 Закона).

Большое практическое значение будет иметь выделение в Законе о банкрот​стве категории так  называемых текущих платежей, под  которыми понимаются денежные обязательства  и обязательные платежи, возникшие  после возбуждения производства по делу о банкротстве должника, а также требования, срок испол​нения  которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротст​ва (ст. 5 Закона).

Практический смысл квалификации того или иного требования в качестве те​кущего платежа состоит в  том, что до окончания процедуры  банкротства (за ис​ключением конкурсного  производства), во время которой  наступил срок исполне​ния соответствующего требования, последнее не включается в реестр требова​ний кредиторов и может быть удовлетворено в  общем порядке, предусмотренном  процессуальным законодательством.

Если же указанные требования не были удовлетворены, то при переходе к следующей процедуре банкротства  обладатели указанных требований признают​ся  лицами, участвующими в деле о банкротстве, а сами требования включаются в реестр требований кредиторов и подлежат удовлетворению в порядке, установ​ленном Законом  о банкротстве.

Что касается обязательств и обязательных платежей, возникших  после приня​тия заявления о  признании должника банкротом, то в  конкурсном производстве они подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы  вне очереди (п. 1 ст. 134 Закона).[ 1, 9-11]

Глава 3. Процедуры банкротства  предприятий.

3.1. Наблюдение.

В отличие от ранее действовавшего законодательства первая процедура  банкротства — наблюдение — по общему правилу вводится не с момента  возбужде​ния производства, а по результатам рассмотрения арбитражным судом обосно​ванности требований заявителя, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, что послужило основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника (п. 1 ст. 62 Закона). Определение о введении наблюдения может быть вынесено лишь в том случае, если требование заявителя соответствует условиям, предусмотренным Законом о банкротстве, признано арбитражным судом обоснованным и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (п. 3 ст. 48).

Именно с моментом вынесения  арбитражным судом определения  о введении наблюдения (а не определения  о принятии заявления о признании  должника бан​кротом, как было ранее) Закон о банкротстве связывает  наступление юридиче​ских последствий  как для кредиторов, так и для  должника (ст. 63 и 64).

Основные изменения указанной  процедуры банкротства касаются порядка от​странения руководителя должника от должности по ходатайству  временного уп​равляющего (вернее, последствий  такого отстранения), а также порядка  и срока представления возражений на требования кредиторов, вступающих в дело о бан​кротстве, и их рассмотрения арбитражным судом.

Ранее, как известно, удовлетворение арбитражным судом ходатайства  вре​менного управляющего об отстранении  руководителя должника влекло за собой  возложение на временного управляющего несвойственных ему обязанностей руководителя должника.

Теперь в аналогичной  ситуации в соответствии с п. 4 ст. 69 Закона о банкрот​стве арбитражный  суд должен вынести определение  об отстранении руководите​ля должника и о возложении исполнения его  обязанностей на лицо, представлен​ное  в качестве руководителя должника представителем учредителей (участников) должника или  иным коллегиальным органом управления должника либо предста​вителем собственника имущества должника — унитарного предприятия. При отсутствии таких  кандидатур арбитражный суд возлагает  исполнение обязанностей руководителя на одного из заместителей руководителя должника (одного из ра​ботников должника). В любом случае возможность перехода к временному управ​ляющему управления делами должника исключается.

Кредиторы и уполномоченные органы, желающие принять участие  в первом собрании кредиторов, могут  вступить в дело о банкротстве  на стадии наблюде​ния. В этих целях  они должны предъявить свои требования к должнику в течение 30 дней с  момента опубликования сообщения  о введении наблюдения. Указанные  требования могут быть оспорены не только должником, как было ранее, но и иными кредиторами, вступившими  в дело о банкротстве, временным  управляющим, а также представителем учредителей (участников) должника или  соответст​венно собственника имущества  унитарного предприятия — должника. Возраже​ния указанных лиц на требования кредитора или уполномоченного  органа могут быть заявлены не позднее  чем через 15 дней со дня истечения 30-дневного срока для предъявления требований к должнику в период наблюдения. При наличии таких возражений арбитражный суд должен проверить  обоснованность соответ​ствующих требований и установить, имеются ли основания  для их включения в реестр требований кредиторов.

По результатам рассмотрения возражений арбитражный суд выносит  опреде​ление о включении или  об отказе во включении указанных  требований в реестр требований кредиторов.

В таком же порядке арбитражным  судом рассматриваются и те требования, в отношении которых не поступило  никаких возражений. Во всяком случае любое требование кредитора или  уполномоченного органа может попасть  в реестр тре​бований кредиторов только на основании определения  арбитражного суда о включении данного  требования в реестр требований кредиторов.[5, 37]

3.2. Финансовое оздоровление.

Новый Закон о банкротстве  отличается от ранее действовавшего законода​тельства своей явно выраженной реабилитационной направленностью. Основ​ным  свидетельством этого является новая, доселе неизвестная процедура бан​кротства — финансовое оздоровление должника, под которой понимается такая  процедура банкротства, которая  применяется к должнику в целях  восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения  задолженности (ст. 2).

Особенности данной процедуры  состоят в том, что при ее проведении имеется возможность сохранить  органы управления должника, включая  его руководителя, которые вследствие этого оказываются заинтересованными  во введении в отно​шении должника финансового оздоровления.

Кроме того, активная роль в  инициировании и проведении финансового  оздо​ровления отводится учредителям (участникам) должника, а также собственнику имущества должника — унитарного предприятия, которые наделяются правом обращения к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансо​вого оздоровления. Указанные  лица вправе также предоставить обеспечение  исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения  за​долженности.

Финансовое оздоровление может быть введено арбитражным  судом и в том случае, если первое собрание кредиторов проголосует за обращение в арбитраж​ный суд  с ходатайством о введении внешнего управления или о признании долж​ника  банкротом и об открытии конкурсного  производства. Необходимым условием для вынесения арбитражным судом  в подобной ситуации определения  о введе​нии финансового оздоровления выступает предоставление лицами, заявляющи​ми ходатайство о переходе к згой процедуре, обеспечения исполнения должни​ком своих обязательств в  соответствии с графиком погашения  задолженности в виде банковской гарантии (пп. 2 и 3 ст. 75 Закона).

К сожалению, в соответствии с Законом о банкротстве правом на обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового  оздоровления наделяются не только учредители (участники) должника и собственник  имущества должника — унитарного предприятия, но и так называемые третьи лица, кото ​рые могут воспользоваться  данной процедурой банкротства для  получения кон​троля над имуществом должника и его органами управления.

Организация и проведение процедуры финансового оздоровления возлагают​ся на административного  управляющего, полномочия которого во многом схожи с полномочиями, осуществляемыми  временным управляющим в период наблю​дения. Вместе с тем административный управляющий выполняет и ряд  специфических функций, характерных  для финансового оздоровления. В  частности, он обязан: рассматривать  отчеты должника о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, а также представлять собра​нию  кредиторов соответствующую информацию; осуществлять контроль за вы​полнением должником текущих требований кредиторов; в случае неисполнения должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение указанных обязательств, испол​нения их обязанностей, вытекающих из такого обеспечения (ст. 82, 83).

Существо же самой процедуры  финансового оздоровления и ее практический смысл заключаются в том, что  в течение этой процедуры (максимальный срок — 2 года) должник производит расчеты  со всеми кредиторами в соответствии с гра​фиком погашения задолженности.

Графиком погашения задолженности  должно предусматриваться погашение  всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания  срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди  не позднее чем через шесть  месяцев с даты введения финансового  оздоровления (п. 3 ст. 84 Закона).

В случае введения процедуры  финансового оздоровления шансы  кредиторов получить удовлетворение своих  требований многократно повышаются, поскольку на случай срыва графика  погашения задолженности в Законе о банкротстве пре​дусмотрен  упрощенный порядок погашения требований кредиторов лицами, пре​доставившими обеспечение исполнения должником  обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, непосредственно  в рамках дела о бан​кротстве должника (ст. 89).[ 5, 38]

3.3. Внешнее управление.

Другая реабилитационная процедура — внешнее управление — не претерпе​ла принципиальных изменений, но отметим, прежде всего, расширение круга спо​собов восстановления платежеспособности должника.

Наряду с известными мерами по восстановлению платежеспособности долж​ника в плане внешнего управления могут быть предусмотрены следующие  новые способы: увеличение уставного  капитала должника за счет взносов  участников и третьих лиц путем  размещения дополнительных обыкновенных акций должника; замещение активов  должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим  лицом (третьими лицами).

Увеличение уставного  капитала путем размещения дополнительных акций может быть включено собранием  кредиторов в план внешнего управления исклю​чительно по ходатайству соответствующего органа управления должника — ак​ционерного  общества. При этом обеспечивается защита прав и законных интере​сов акционеров должника, которым предоставлено  преимущественное право на приобретение дополнительных обыкновенных акций  должника, размещаемых по закрытой подписке.

Указанное преимущественное право на приобретение дополнительных акций может быть реализовано  акционерами должника в течение 45 дней с момента начала размещения указанных акций (ст. 114 Закона).

Замещение активов должника осуществляется путем создания на базе иму​щества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ. В  каче​стве вклада должника вновь  создаваемого акционерного общества в  его уставный капитал вносится все  имущество, входящее в состав предприятия (имуществен​ного комплекса), принадлежащего должнику.

Таким образом, действительно  происходит "замещение активов" должника (предприятия) акциями вновь  созданного акционерного общества. Указанные  акции включаются в имущество  должника и могут быть проданы  на открытых торгах в целях накопления денежных средств для погашения  требований всех креди​торов. Важно  подчеркнуть, что и этот способ восстановления платежеспособно​сти должника может  попасть в план внешнего управления не иначе как на осно​вании решения  соответствующего органа управления должника (общего собрания акционеров или совета директоров) (ст. 115).

В целях прекращения производства по делу о банкротстве собственник  иму​щества должника — унитарного предприятия учредители (участники) должника либо третье лицо (третьи лица) могут в любое время до окончания  внешнего управления удовлетворить  все требования, включенные в реестр требований кредиторов либо предоставить должнику денежные средства, достаточные  для погашения всех требований кредиторов. При этом кредиторы не могут отказать в принятии такого удовлетворения их требований, а должнику вменяется  в обязан​ность использовать полученные средства на погашение требований кредиторов (ст. 113 Закона).

Следует отметить также предусмотренную  Законом о банкротстве (ст. 146) возможность  перехода к внешнему управлению из процедуры конкурсного произ​водства.

Это возможно, когда в  отношении должника ранее не вводились  реабилитаци​онные процедуры —  финансовое оздоровление или внешнее  управление, а в ходе конкурсного  производства появились достаточные  основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена. Определение о пре​кращении конкурсного  производства и переходе к внешнему управлению может быть вынесено арбитражным  судом на основании ходатайства  собрания креди​торов. Решение об обращении  в арбитражный суд с таким  ходатайством прини​мается большинством голосов от общего числа голосов  кредиторов, требования которых включены в реестр требований и остались непогашенными  на дату соот​ветствующего собрания кредиторов.[ 1, 13-14]

Информация о работе Понятие несостоятельности ( банкротства) предприятий