Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 17:28, курсовая работа
По одним данным, термин «олигополия» в научный аппарат ввел английский экономист Э. Чемберлин [3, с. 291]. Другие – что его создателем был Т.Мор [17, с. 242]. Но сущность олигополии исследователи определяют одинаково.
Олигополия – это синоним конкуренции между немногими [4, с. 359]. Олигополия дословно означает «несколько продавцов» (греч. «oligos» – несколько, «poleo» - продаю, торгую) [5, с. 353]. Это вид рыночной монополии [6, с. 137].
3. Картелеподобная структура рынка («игра по правилам») - фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение в отрасли равновесия Курно или близкого к нему состояния, и получают олигополистическую прибыль.
Общественная эффективность олигополии как особого типа рынка различна для разных её форм. В форме картеля олигополия неэффективна более всего.
4. Рыночные модели в Республике Беларусь
4.1 Несовершенная конкуренция в Республике Беларусь
Особенность олигополизма и монополизма в нашей республике заключается в исторических причинах их возникновения: они сформи-ровались не в результате конкурентной борьбы, а были созданы вследствие государственного администрирования. Природа происхождения пред-приятий-монополистов и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, имеет исторический характер, когда в рамках СССР сборочным цехом для производства тракторов, автомобилей, холодильников, телевизоров и других товаров являлась БССР. Именно эти рынки сегодня имеют признаки монополии и олигополии.
Монополизм — это господство на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединяющихся в целях захвата рынка, вытеснения конкурентов, продающих аналогичный товар, контроля цен
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом, находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства..
В бытность СССР
белорусский
Как и везде в мире, в Беларуси государственная монополия присуща сферам деятельности, обеспечивающим институтам власти и управления выполнение функций, связанных с обороной и безопасностью государства, а также занятым производством и реализацией ряда товаров и услуг, в числе которых — оружие, лекарства, ядохимикаты, ликеро-водочные и табачные изделия, драгоценные металлы. Большинство предприятий автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, станкостроения, радиоэлектронной и приборостроительной промышленности являются узкоспециализированными, сосредоточившими в себе 90-100% объема производства многих видов продукции, выпускаемой в республике. Это Оршанский льнокомбинат, Гомельский химический завод, солигорский «Беларуськалий», завод «Атлант»
Таким образом, в белорусской
экономике доминируют по содержанию
монополия государственной
1. деконцентрированные отрасли;
2. олигополии;
3. локальные монополии в масштабах региональных товарных рынков.
К совершенно конкурентным рынкам с ограничениями можно отнести некоторые рынки сельскохозяйственной продукции и некоторые рынки ценных бумаг. В нашей стране фермерство неразвито, преобладают крупные предприятия, их число нельзя назвать очень большим, как того требуют условия совершенной конкуренции. Кроме того, сельскохозяйственный рынок настолько зарегулирован государством, что, в принципе, его сложно назвать рынком. А действующие на совершенно конкурентном рынке предприятия не должны быть государственными. Хотя, наверное, рынок сельскохозяйственной продукции, продавцами на котором выступают индивидуальные производители (рынки типа Ждановичи) близок условиям совершенной конкуренции. Что касается рынка ценных бумаг, то в Республике Беларусь он недостаточно развит, говорить об очень большом числе продавцов не приходится. Поэтому можно сделать вывод: совершенно конкурентных рынков в стране нет. Примерами продукции, производимой на монополистически конкурентных рынках, может служить продукция, продаваемая на вещевых рынках, в коммерческих киосках. Рынки строительных материалов и строительных услуг, страховых и банковских услуг также являются монополистически конкурентными. Примерами продукции олигополистических отраслей являются, телевизоры, услуги сотовой связи, производство пива. Примерами продукции монопольных отраслей являются трактора, грузовики МАЗа, карьерные самосвалы БелАЗа, грузовики Минского завода колесных тягачей, холодильники «Атланта», продукция локальных монополий – предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, предприятий торговли и бытового обслуживания в отдаленных населенных пунктах, естественные монополии в системе водо-, электро-, газо- и теплоснабжения.
4.2 Олигополия на примере рынка сотовой связи в Республике Беларусь
На современном этапе общества прослеживается динамичное развитие рынка мобильной сотовой связи. Развивается он и в республике Беларусь и в настоящий момент его представляют четыре мобильных оператора. Именно они совместно задают рыночную кривую спроса и формируют цену.
Как описать рынок услуг связи в Республике Беларусь? На совершенно конкурентном рынке каждая фирма настолько мала в сравнении со всем рынком, что она не имеет никакой возможности повлиять на рыночную цену своей продукции и принимает ее как заданную условиями рынка. На монополизированном рынке весь объем товара поставляет единственная фирма, способная выбирать любую комбинацию цена–объем выпуска на рыночной кривой спроса.
Рынок услуг связи в нашей стране не соответствует ни модели совершенной конкуренции, ни модели монополии. Конкуренция и монополия – предельные формы структуры рынка. Когда на рынке действует множество фирм, предлагающих по существу однородную продукцию, - преобладает конкуренция; когда на рынке господствует единственная фирма, - мы имеем дело с монополией. Это полярные наиболее простые для понимания случаи. Однако, значительное число отраслей, включая поставщиков мобильной связи, находятся между двумя крайностями. Экономисты называют такую ситуацию несовершенной конкуренцией или олигополия
По данным на октябрь 2011 года сотовой связью в Беларуси пользуются 10,5 млн. абонентов.
Доли операторов сотовой
связи на белорусском рынке
расположились следующим
Рынок сотовой связи
в Республике Беларусь
4.3 Особенности антимонопольной политики в Республике Беларусь
Нормы конкурентного права Республики Беларусь заложены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, Гражданском кодексе Республики Беларусь, Уголовном Кодексе Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве, законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности.
Основу антимонопольного законодательства составляет Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. В целях реализации Закона создана и постоянно совершенствуется правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:
- определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйст-вующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий;
- правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;
- порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собст-венности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества;
- порядок организации и проведения проверок по соблюдению анти-монопольного законодательства хозяйствующими субъектами, домини-рующими на товарных рынках;
- порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь;
- порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах;
- порядок выявления монопольных цен;
- порядок рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству;
- порядок рассмотрения заявлений (обращений) о нарушении анти-монопольного законодательства, в части осуществления недобросовестной конкуренции;
- порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства.
Государственная антимонопольная политика направлена на ограничение монополистической деятельности и создание здоровой конкуренции. Антимонопольная политика республики способствует снижению и ликвидации административных, экономических, правовых, информационных и организационных барьеров для входа на рынки новых хозяйствующих субъектов, достижению эффективности защиты прав собственников и равных условий конкуренции для предприятий всех форм собственности.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики
по-новому ставит проблему оценки экономической
концентрации при создании хозяйственных
и финансово-промышленных групп, холдингов
и других объединений хозяйствующих
субъектов. Государственная
Важным и актуальным направлением регулирования отношений на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.
Информация о работе Понятие олигополии и особенности олигополистического рынка