Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3
6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59
Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований к их отмене не находит.
Как следует из обстоятельств дела, в период с 03.07.2000 г. по 26.11.2001 г. ОАО "Калина" приняло на работу пенсионера - Басову P.M..
Сведения о приеме на работу пенсионера ответчик в Пенсионный фонд не представил, в результате чего Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска была осуществлена переплата пенсий на 6301 . 07 р..
В связи с тем, что 50% суммы излишне выплаченной пенсии удержано с пенсионера, сумма ущерба составила 3150 . 53 р..
Разрешая спор, суд исходил из правомерности требования Пенсионного Фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 127 Закона Российской Федерации №340-1 от 20.11.90 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего до 01.01.02, организация была обязана сообщать в пятидневный срок органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера.
В случае невыполнения установленных названной статьей обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсии организация и пенсионер должны
возместить соответствующему органу социальной защиты населения
причиненный ущерб (ч. 3 статьи 127).
Поскольку материалами дела подтверждается не сообщение ОАО "Калина"
в Пенсионный Фонд о приеме на работу пенсионера, и выплаты в связи с этим
излишних сумм пенсии, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Ссылки ОАО "Калина" на Федеральный Закон от 17.12.01 №173-ФЗ, не
предусматривающий обязанности организаций сообщать органу, выплачивающему пенсию, о приеме на работу пенсионера, судом отклоняются, так как данный Закон вступил в силу с 1 января 2002 года.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации его действие распространяется на отношения, возникшие после названной даты. На ранее возникшие отношения действие правового акта может распространяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
Федеральный закон от 17.12.01 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" не содержит положений об освобождении организаций, допустивших нарушение требований ранее действовавшего закона, от обязанности возместить причиненный ущерб.
В силу изложенного решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 29.10.2002 г. и постановление апелляционной инстанции от 19.12.2002 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу А60-22527/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения [43].
Таким образом, подчеркнем, что если ранее действовавшим законодательством обязанность о извещении лежала на организации-работодателе, то теперь такая обязанность возложена на работника (служащего), соответственно служащий обязан поставить в известность полномочные органы, в противном случае, задолженность по переплате пенсии может быть взыскана в судебном порядке.
Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения
производится без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств
предусмотренных действующим законодательством в качестве оснований для
снижения размера пенсии.
Перерасчет же размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 г. и Законом от 15.12.2001 г., производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Такое заявление пенсионера и необходимые документы подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.
Перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой степени ограничения способности к трудовой деятельности (группы инвалидности) и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств.
Также подчеркнем, что вопросы, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет федеральных служащих, не урегулированные Правилами Минтруда «Об обращении за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты», разрешаются применительно к Правилам обращения за пенсией, назначения пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. №17/19 п.б (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.05.02. г. №3491)[24, С.12].
Заключение
В последнии годы , а в 2002-2003 в особенности , в пенсионном законодательство Российской Федерации неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.
Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.
Основными источниками пенсионного законодательства являются Федеральные Законы от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсия в Российской Федерации”.
Основные направления пенсионной системы определены в соответствующей концепции, одобренной Правительством Российской Федерации, которая предполагает формирование трехканальной будущей пенсионной системы при ведущей роли государственного пенсионного страхования. Наряду с этим будет усовершенствовано государственное пенсионное обеспечение, охватывающее отдельные категории граждан в связи с особенностями прохождения ими государственной, включая военную службу, а также лиц , которые в силу различных причин не приобрели права на “страховую” пенсию. Проведение пенсионной реформы предполагает формирование обширной законодательной базы.
Принятие Федеральных Законов от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ “О трудовых пенсия в Российской Федерации” предполагает плавный переход к новым принципам предоставления пенсий и не приведет к ухудшению норм пенсионного обеспечения для нынешних пенсионеров, а , напротив, позволяет существенным образом повысить их пенсии.
Для устранения несоответствия механизмов пенсионной системы
развивающимся рыночным отношениям, создания заинтересованности и
мотивации к полной уплате страховых взносов работающим населением от, которых зависит размер назначаемой пенсии, с вкладом конкретного лица в бюджет пенсионной системы. Создание информационной основы для такой связи предусмотрено Федеральным законом “О индивидуальном (персонифицированном)учете в системе государственного пенсионного страхования”. Законом предусмотрена фиксация и сохранение Пенсионным фондом пенсионных прав работающих, т.е. сведения о стаже и заработке каждого, в течении его активной деятельности. При наступлении пенсионного возраста на основании этих сведений будут назначаться пенсии.
В заключение работы подведем итоги проделанному исследованию:
1. Трудовая пенсия - ежемесячная
денежная выплата в целях
Лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий по старости и по инвалидности, которые состоят из базовой, страховой и накопительной частей, а также по случаю потери кормильца, состоящей из базовой и страховой частей.
Одним из
важнейших юридических фактов, с
которыми законодатель
Трудовой стаж - учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии.
Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию
суммарная продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в
течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России , а также иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.
2. Одним из базисных институтов социального обеспечения - пенсия за выслугу лет.
Пенсия за выслугу лет не носит самостоятельного характера. По сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается.
Пенсией за выслугу лет признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.
Выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию (независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия).
Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет строится на десятках разноуровневых нормативных актов. Ключевой из них - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Иерархию актов направленных на правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет можно представить следующим образом. Это: во-первых, международные акты, во-вторых, федеральные законодательные акты, в-третьих, подзаконные нормативные акты.
Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.
3. Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа. Как правило, на практике, основная сложность заключается в подсчете стажа для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более и т.д.
Отдельными законодательными актами может устанавливаться льготное исчисление стажа для пенсии за выслугу лет.
В заключение подчеркнем, что условия, и порядок назначения пенсии за выслугу лет во многом зависит от специфики пенсионного обеспечения конкретных категорий служащих.
Список использованных источников
гражданской авиации " // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2001 . -№49. – С.4561 .
Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет