Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3
6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59
Ключевым понятием в определении пенсии выступает страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная
продолжительность периодов работы и/или иной деятельности, в течение которых
уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд России, а также иные
периоды, засчитываемые в страховой стаж.
В страховой стаж включаются (засчитываются):
России лицами, застрахованными в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании;
1) прохождение военной службы, а также иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
2) получение пособия по
3) уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) получение пособия по
5) содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и отбывание наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) уход трудоспособного лица за инвалидом I степени, ребенком - инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.
Периоды работы или иной деятельности , которые выполнялись лицами,
имеющими право на трудовую пенсию, за пределами территории России, включаются в трудовой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или ее международными договорами, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России в соответствии со ст.29 Федерального закона №167-ФЗ и подтверждаются документом территориального органа Пенсионного Фонда России об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или ее международным договорами.
Особо следует отметить, что в трудовой стаж включаются период получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности, независимо от уплаты за этот период обязательных платежей, и периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, в том числе дополнительных. Кроме того, работа в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составляла полный год.
Исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.
Порядок подсчета страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555[17, С.3110 ]. Сохраняется в действующем законодательстве и понятие трудового стажа (Закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации). Трудовой стаж - учитываемая при определении права на
отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению
суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые
засчитывается в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной
Федеральным Законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Главой II Федерального Закона “ О трудовых пенсиях в Российской Федерации ” предусмотрены условия назначения трудовой пенсии по старости, инвалидности по случаю потери кормильца.
Пенсионный возраст, как и до принятия этого Закона, сохранился и по
общему правилу составляет для мужчин - 60 лет, а для женщин - 55 лет. Однако ст.27 и 28 Закона предусмотрена возможность досрочного назначения трудовой пенсии отдельным категориям граждан и лицам, работающим на определенных видах работ.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России или ее международным договором.
Одним из базисных институтов социального обеспечения является пенсия за выслугу лет. Исследование правовых основ пенсии за выслугу лет и является объектом нашего исследования данной работы.
О намерении государства ввести для государственных служащих пенсии за выслугу лет впервые говорилось в ст. 19 Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации»[5, С.3686]. Данная статья закрепляла за государственными служащими право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с федеральным законом, который в то время так и не был принят.
До принятия соответствующего федерального закона пенсионное обеспечение указанных лиц регулировалось Указом Президента Российской Федерации от 16.08.95 №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности в Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" (в ред. от 13.12.2000)[13, С.3423]. Согласно названному указу этим категориям граждан устанавливалась ежемесячная доплата к государственной пенсии. Федеральным государственным служащим доплата устанавливалась при наличии 12,5 лет стажа государственной службы у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. Размер доплаты увеличивался на 3% месячного денежного содержания за каждый полный год выслуги свыше установленного требуемого стажа, при этом сумма пенсии и доплаты не могла составлять более 80% месячного денежного содержания указанных лиц.
Иные условия предусматривались для лиц, замещавших государственные должности. Они имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии независимо от продолжительности стажа государственной службы. При этом размер ежемесячной доплаты определялся им с таким расчетом, чтобы сумма пенсии и доплаты составляла 80% месячного денежного содержания указанных лиц.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. N 755 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих"[13, С.3442] устанавливается, что право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеют лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации на постоянной основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий в связи с их виновными действиями. Изменился и порядок определения размера доплаты указанным лицам. Сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней при замещении государственной должности Российской Федерации от одного года до трех лет составила 55%, свыше трех лет - 75% месячного денежного вознаграждения. Месячное денежное вознаграждение определялось по выбору получателя ежемесячной доплаты либо по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на государственную пенсию по старости, либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены.
Были повышены требования к стажу государственной службы и для лиц,
замещавших государственные должности федеральной государственной службы и
государственные должности федеральных государственных служащих. Для
получения ежемесячной доплаты им необходимо иметь уже не менее 15 лет такого стажа, при этом его продолжительность устанавливается одинаковой как для мужчин, так и для женщин. Кроме того, Указ от 15 июня 1999 г. N 755 предусмотрел еще один юридический факт, необходимый для получения доплаты к государственной пенсии, - определенное основание увольнения с федеральной государственной службы, причем устанавливается исчерпывающий перечень таких оснований.
Был изменен также и размер ежемесячной доплаты. При стаже государственной службы 15 лет сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты составляет 45% месячного денежного содержания федерального государственного служащего. За каждый полный год такого стажа свыше 15 лет размер доплаты увеличивается на 3% месячного денежного содержания, но общая сумма государственной пенсии и доплаты не может превышать 75% месячного денежного содержания федерального государственного служащего.
Изложенные выше правила обеспечения лиц, замещавших должности
федеральной службы, претерпели некоторые изменения в связи с Указом от 13 декабря 2000 г. N 2005[16, С.4984], которым вводится дополнительное условие, необходимое для установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии этим лицам. Помимо наличия у них стажа государственной службы не менее 15 лет и увольнения с федеральной государственной службы по определенным основаниям, Указ предусматривает дополнительный юридический факт, которого ранее не было: замещение должности федеральной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением. Это условие необходимо как при увольнении с должностей, установленных для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, в связи с прекращением этими лицами своих полномочий, так и при увольнении в связи: с достижением предельного возраста, установленного федеральным законом для замещения должности федеральной службы; обнаружившимся несоответствием замещаемой должности федеральной службы вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению государственной службы; по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию. Для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев в связи с ликвидацией федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также в связи с сокращением штата федеральных государственных служащих в этих органах, как и для лиц, уволенных с федеральной государственной службы до истечения 12 полных месяцев со дня введения федеральной государственной службы в государственном органе, но по одному из оснований увольнения, предусмотренных в Указе от 13 декабря 2000 г. N 2005, для получения ежемесячной доплаты необходимо лишь одно условие - наличие стажа государственной службы не менее 15 лет.
Правовое регулирование назначения и выплаты пенсии за выслугу лет строится на десятках разноуровневых нормативных актов. Ключевой из них, как отмечалось, - Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г.)[2, С.4831] .
Выстроим иерархию источников, направленных на регулирования порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет: во-первых, международные акты, во-
вторых, федеральные законодательные акты, в - третьих, подзаконные
нормативные акты.
В российскую правовую систему согласно ч. 4 ст. 15 Конституции входят
Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет