Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3

6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Действующее        пенсионное     законодательство     закрепляет       приоритет

международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. В случае противоречия норм трудового законодательства нормам международных договоров надлежит применять правила соответствующего международного договора Российской Федерации.

К международным договорам Российской Федерации в области пенсионного обеспечения следует отнести ратифицированные Российской Федерацией Конвенции МОТ, например  “Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения ” [28, С.26]. Ключевой акт – “Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ” (Москва, 25 ноября 1998 г.)[27, С.27-31].

Существует и судебная практика применения международных положений. Приведем пример:

По делу 01-1/5-99 требовалось истолковать применение части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территории государств - участников СНГ, и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, что законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР  на  территориях бывших союзных республик,  а   также возможности применения при    этом     законодательства     государства – участника     по     месту      службы

военнослужащего   (а   именно  Республики   Казахстан),   если  оно  устанавливает

основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено

законодательством    бывшего    Союза   ССР      в     период      действия    которого

проходил службу военнослужащий.

Экономический Суд, изучив действующее законодательство государств участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему, его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, то Экономический Суд посчитал, что она должна применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства[40].

Можно выделить и иные международные соглашения, например, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное Россией 13 марта 1992 г. с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной[28, С.26], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении, подписанное 29 июня 1999 г. и ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 16.04.01 №43-ФЗ[26, С.3889], и др.

Следующая группа актов – федеральные законодательные акты. Наряду с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно выделить:

  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. №155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"[9, С.4561];
  • Федеральный закон от 25 июля 1998 г. №130-ФЗ "О борьбе с терроризмом"

(с изм.  и  доп.  от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г.) [8, С.3808];

  • Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (с изм. и доп. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г.,  30 июня 2003 г.) [7, С.3586];
  • Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. №4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп. от 28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.)[10, С.328] др.

Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).

Наряду с законодательными актами необходимо выделить и подзаконные нормативные акты: акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что данная группа актов может приниматься  только  во  исполнение федерального законодательства, а значит не должно ему противоречить.

Среди Указов Президента Российской Федерации можно выделить:

  • Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 2001 г. №374 "О пересчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, и лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР"[14, С.1329];
  • Указ  Президента  Российской  Федерации  от  10 ноября 2000 г. №1864 "Об

особенностях применения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности помощника члена Совета Федерации и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.)[11, С.4545];

  • Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 1999 г. №350 "Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации" (с изм. и доп. от 22 января, 25 февраля 2003 г.)[12, С.1453].

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ.

В качестве примера акцентируем внимание на отдельных актах Правительства Российской Федерации:

  • Постановление СМ Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 1994 г., 20 февраля, 14 марта, 26 июня, 20 ноября 1995 г., 3, 15 апреля, 1 мая, 31 октября 1996 г., 5 апреля, 31 октября 1999 г., 6 января, 22 февраля, 14 июля, 26 августа, 4, 15 сентября, 12 октября 2000 г., 31 июля 2001 г., 26 февраля, 18 апреля, 7 июня, 1 октября, 21 ноября 2002 г., 8 августа, 12 ноября 2003 г.)[23, С.3753];
  • Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам

таможенных  органов  с учетом  особенностей прохождения службы в таможенных

органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103) (с изменениями от 5 января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая 2003 г.)[18, С.737];

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. №141 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [22, С.1002];
  • Постановление   Правительства   Российской Федерации   от   28 апреля   2003   г  . №247   "Об организации назначения, перерасчета размера, выплаты и доставки пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, ежемесячных доплат к пенсиям отдельным категориям граждан"[20, С.1719].

На практике с периодичностью возникают споры о признании отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на регулирования назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими федеральному законодательству.

Приведем пример:

Военная  коллегия  Верховного  Суда  Российской  Федерации,  рассмотрев  в

открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным (недействующим) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года", установила:

Р. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями считая, что

установленный Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст.ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.

Кроме того, по мнению заявителя, законами Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения    и    выплаты    пенсий   является   Постановление   Совета Министров

Правительства   Российской   Федерации    от   22   сентября   1993   года   N 941   и

Приложения NN 1 и 2 к нему.

Согласно Приложению N 1 в Перечень местностей Российской Федерации, в

которых  служба  военнослужащих  засчитывается  в  выслугу  лет для назначения

пенсии на льготных условиях, включены Приморский и Хабаровский края.

При  этом  служба  в  указанных  краях  согласно    абзаца  15  и  16  раздела II

перечня для военнослужащих на остальной территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора с 1 января 1985 года.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что   установление срока, с которого служба на территории

Приморского   и  Хабаровского  краев  засчитывается  в  выслугу лет  на  льготных

условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Правительство   Российской    Федерации       принимая     нормативный     акт регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Вопреки   утверждению   заявителя,  оспариваемая   норма  не    противоречит Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1, так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом   которого   осуществляется   пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет