Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа
Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3
6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59
также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.
Действующее пенсионное законодательство закрепляет приоритет
международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. В случае противоречия норм трудового законодательства нормам международных договоров надлежит применять правила соответствующего международного договора Российской Федерации.
К международным договорам Российской Федерации в области пенсионного обеспечения следует отнести ратифицированные Российской Федерацией Конвенции МОТ, например “Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения ” [28, С.26]. Ключевой акт – “Соглашение о взаимном зачете в общий трудовой стаж и выслугу лет службы в органах и учреждениях прокуратуры в государствах-участниках СНГ” (Москва, 25 ноября 1998 г.)[27, С.27-31].
Существует и судебная практика применения международных положений. Приведем пример:
По делу 01-1/5-99 требовалось истолковать применение части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территории государств - участников СНГ, и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, что законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик, а также возможности применения при этом законодательства государства – участника по месту службы
военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает
основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено
законодательством бывшего Союза ССР в период действия которого
проходил службу военнослужащий.
Экономический Суд, изучив действующее законодательство государств участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему, его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.
Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, то Экономический Суд посчитал, что она должна применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства[40].
Можно выделить и иные международные соглашения, например, Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, заключенное Россией 13 марта 1992 г. с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной[28, С.26], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении, подписанное 29 июня 1999 г. и ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 16.04.01 №43-ФЗ[26, С.3889], и др.
Следующая группа актов – федеральные законодательные акты. Наряду с Законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно выделить:
(с изм. и доп. от 7 августа 2000 г., 21 ноября 2002 г., 30 июня 2003 г.) [8, С.3808];
Каждый из названных законодательных актов регулирует специфику исчисления, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет отдельным категориям служащих (работников).
Наряду с законодательными актами необходимо выделить и подзаконные нормативные акты: акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Важно подчеркнуть, что данная группа актов может приниматься только во исполнение федерального законодательства, а значит не должно ему противоречить.
Среди Указов Президента Российской Федерации можно выделить:
особенностях применения Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. №854 "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы" при определении размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим должности помощника члена Совета Федерации и помощника депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп. от 5 октября 2002 г.)[11, С.4545];
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 114 и ч. 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия, в том числе Федеральными законами, на основании и во исполнение которых оно издает постановления и распоряжения. Аналогичные обязанности Правительства Российской Федерации закреплены и в ст.ст. 22 и 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г. №2-ФКЗ.
В качестве примера акцентируем внимание на отдельных актах Правительства Российской Федерации:
таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных
органах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. №103) (с изменениями от 5 января 2000 г., 15 февраля 2001 г., 15 мая 2003 г.)[18, С.737];
На практике с периодичностью возникают споры о признании отдельных Постановлений Правительства Российской Федерации, направленных на регулирования назначения пенсии по выслуге лет, противоречащими федеральному законодательству.
Приведем пример:
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев в
открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании незаконным (недействующим) со дня принятия абзацев 15 и 16 раздела 2 Приложения 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 года N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных условиях со слов "на остальной территории края - с 1 января 1985 года", установила:
Р. обратился в Верховный Суд с вышеуказанными требованиями считая, что
установленный Правительством Российской Федерации временной период, с которого военная служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях для назначения пенсии, нарушает федеральные законы Российской Федерации, его права и законные интересы, предусмотренные ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 19, ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 37, ч. 2 ст. 39, ст.ст. 55 и 56 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, по мнению заявителя, законами Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1 Правительству Российской Федерации не предоставлено право устанавливать временной период, с которого служба в Приморском и Хабаровском краях должна засчитываться в выслугу лет на льготных условиях.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Р. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицами, проходившими военную службу, согласно частям 2 и 3 указанной статьи входит в исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации.
Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий является Постановление Совета Министров
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и
Приложения NN 1 и 2 к нему.
Согласно Приложению N 1 в Перечень местностей Российской Федерации, в
которых служба военнослужащих засчитывается в выслугу лет для назначения
пенсии на льготных условиях, включены Приморский и Хабаровский края.
При этом служба в указанных краях согласно абзаца 15 и 16 раздела II
перечня для военнослужащих на остальной территории Приморского и Хабаровского краев засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора с 1 января 1985 года.
Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу о том, что установление срока, с которого служба на территории
Приморского и Хабаровского краев засчитывается в выслугу лет на льготных
условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.
Правительство Российской Федерации принимая нормативный акт регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.
Вопреки утверждению заявителя, оспариваемая норма не противоречит Конституции Российской Федерации, Законам Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и "О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 года N 4520-1, так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет