Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 14:51, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать современные правовые основы назначение и выплаты пенсии за выслугу лет. Именно «современные», т.к. пенсионное законодательство стремительно развивается, за ним не успевают исследователи, судебная практика устаревает. Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
• рассмотреть общие положения о трудовых пенсиях в Российской
Федерации;
• дать ключевые легальные понятия;
• исследовать особенности правового регулирования назначения пенсий за выслугу лет;
• определить положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации;

Содержание

Введение
Глава 1 Общие положения назначения и выплаты пенсии
за выслугу лет 3

6
1.1 Трудовые пенсии в Российской Федерации : основные понятия 6
1.2 Правовое регулирование назначения пенсий за выслугу лет 15
Глава 2 Специфика назначения пенсии за выслугу лет 35
2.1 Положение пенсии за выслугу лет в системе пенсионного обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика
35
2.2 Условия назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 37
2.3 Порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 43
Заключение 55
Список использованных источников 59

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Решением Амурского областного суда от 24 декабря 2002 г. прокурору в удовлетворении заявления отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 11 марта 2003 г. протест участвующего в деле прокурора, в котором ставился вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным истолкованием и применением материального закона и вынесении нового решения об удовлетворении заявления, удовлетворила по следующим основаниям.

Прокурором   области   оспариваются   Законы   области,   которыми   внесены

изменения и дополнения в Закон Амурской области от 2 июля 1997 г. N 19-ОЗ "О денежном   содержании   государственных   служащих   государственной    службы

 

области и лиц, замещающих государственные должности области категории "А".

Согласно п. 1 ст. 1 Закона области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ денежное содержание государственного служащего государственной службы области состоит из : должностного оклада , надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые  условия  государственной  службы,  надбавки  к  должностному  окладу  за

выслугу   лет   на   государственной   службе,   премий    по  результатам    работы,

материальной помощи.

Законом   области   от  9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ п.  2 ст. 1 Закона  Амурской

области  "О денежном  содержании  государственных  служащих  государственной

службы области и денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности области категории "А" изложен в следующей редакции: денежное вознаграждение лиц, замещающих государственные должности области категории "А", имеет установленный размер, определенный с учетом должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы (за сложность, напряженность и специальный режим работы), за выслугу лет на государственной службе, премий по результатам работы, материальной помощи.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд пришел к выводу, что оспариваемые нормы областных Законов не противоречат Федеральному закону от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) и Указу Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств  и   консульских  учреждений Российской Федерации, аппаратов

Федеральных   судов   и   органов     прокуратуры     Российской     Федерации"    (с

изменениями от 9 ноября 2000 г.).

С таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственному служащему гарантируются денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами  и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и 
иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

То есть законодатель четко отграничил денежное содержание от иных выплат.

В ст. 17  названного  Федерального  Закона определено,  что  включает  в  себя

денежное содержание федерального государственного служащего, а также государственного служащего субъекта Российской Федерации. Данной нормой установлено: денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу, а также премий по результатам работы.

Таким образом, материальная помощь не входит в денежное содержание государственного служащего. Однако она может быть отнесена к иным выплатам.

Несостоятельна и ссылка в решении в подтверждение вывода о возможности включения материальной помощи в состав денежного содержания на ст.ст. 129, 135, 139 ТК Российской Федерации, а также п. 13 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2000 г. N 38 "О порядке исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах", в силу которого для работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывается при исчислении среднего заработка в размере 1/12 от начисленной суммы с начала года на момент наступления события за каждый месяц расчетного периода. Материальная помощь указана и в п. 14 прилагаемого к Постановлению Перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

Согласно  ст.  11   Трудового   Кодекса   Российской  Федерации   особенности

правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются Кодексом и иными федеральными законами.

Правовое положение государственных служащих, в том числе состав денежного содержания, определены в ст. 17 Федерального Закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", и материальная помощь в нем не предусмотрена.

Не входит она в состав заработка, поскольку не обусловлена системой оплаты труда  (что следует из норм раздела VI Трудового Кодекса Российской   Федерации

и     других      положений      действующего       законодательства           Российской

Федерации).

Включение     определенных   случаях   материальной   помощи  в   сумму,   из

которой исчисляется средний заработок (например, в упомянутом постановлении Министерства труда и социального развития Российской Федерации), само по себе не может свидетельствовать о том, что материальная помощь входит в денежное содержание государственного служащего, установленное Федеральным законом.

Ссылка на Указы Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" также несостоятельна, так как из положений названных актов не следует, что материальная помощь подлежит включению в денежное содержание государственного служащего.

При      решении     вопроса     о      проверке      соответствия       федеральному

законодательству Закона области от 9 декабря 2002 г. N 156-ОЗ Судебной коллегией учтено, что на момент рассмотрения дела в кассационном порядке этот закон вступил в силу, оспаривается в части включения материальной помощи в состав денежного содержания государственного служащего по тем же основаниям, что и Закон области от 27 апреля 2002 г. N 102-ОЗ, с которым находится в тесной связи.

Поскольку   обстоятельства,   имеющие   значение   для   дела,      установлены

 правильно, но допущено  неправильное применение норм  материального права, Судебная    коллегия    по    гражданским    делам    Верховного  Суда    Российской

Федерации      отменила      решение      суда    и     приняла     новое     решение    об

 удовлетворении заявления  прокурора области.

Таким  образом, включение  материальной  помощи  в денежное  содержание

государственного    служащего     признано     противоречащим        федеральному

законодательству[41, С.48-54].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Специфика назначения пенсии за выслугу лет

2.1 Положение пенсии за выслугу  лет в системе пенсионного  обеспечения в Российской Федерации: понятие, значение, специфика 

 

До 1 января 2002 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 августа 1995 года № 854 лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих и государственные должности государственной службы, устанавливались ежемесячные доплаты к государственной пенсии, назначенной на основании Закона Российской Федерации  “О государственных пенсиях в Российской Федерации”.

В связи с принятием и введением в действие с 1 января 2002 года Федерального Закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ “О  государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ” федеральным государственным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренной Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. № 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона  “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”  гражданам Российской Федерации из числа лиц, замещавших государственные должности и государственные должности федеральных государственных служащих, получающим по состоянию  на  31 декабря 2001 г. ежемесячную доплату к  государственной пенсии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 , с 1 января 2002 года установлена пенсия за выслугу лет.   

Как мы уже подчеркнули выше, с 1 января 2002 г. федеральным государственным служащим взамен ранее устанавливаемых доплат (установленных Указом Президента Российской Федерации) назначаются пенсии за  выслугу  лет.   Правовые  основы    пенсионного  обеспечения  за  выслугу    лет

Федеральных      государственных       служащих      закреплены       в      Законе    о

государственном пенсионном обеспечении.

Согласно нормам данного Закона этот вид пенсии не носит самостоятельного характера.

Более того, как верно подчеркивают эксперты, по сути, она является дополнением к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и отдельно от трудовой пенсии по старости (инвалидности) не устанавливается. Поэтому обязательным условием назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является также установление трудовой пенсии по старости (инвалидности)[35].

Дадим определение пенсии за выслугу лет. Действующее законодательство легального понятия данного вида пенсии не содержат, однако систематический анализ норм пенсионного законодательства позволяет такое понятие сформулировать.

Пенсией за выслугу лет признается не только ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (п.2 ст.7 Федерального Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” но и компенсация утраченного заработка(дохода) в связи с прекращением государственной службы, компенсация вреда, нанесенного здоровью при прохождении военной службы.

Еще раз подчеркнем, что пенсия за выслугу лет может быть установлена только по достижении возраста, требуемого для назначения трудовой пенсии по старости, в том числе и назначаемой.

Однако  трудовая  пенсия   за выслугу  лет  может  быть  назначена  досрочно

при :

  • невозможности трудоустройства безработного, уволенного в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата, но не ранее, чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. При установлении  указанной  пенсии  по  старости  также  может  быть решен вопрос о

назначении   пенсии   за   выслугу   лет.  В данном  случае  для  назначения  пенсии

за выслугу лет необходимо иметь статус  безработного,   т.е.  требуется  официальная;

  • регистрация   гражданина   в   государственной  службе  занятости  в  целях поиска подходящей работы;
  • при установлении  инвалидности.

В   соответствии   со   ст.5   Закона   право   на   пенсию   за   выслугу    лет имеют государственные    служащие   и   военнослужащие    (ст. 19 ФЗ «Об основах    государственной   службы     Российской   Федерации»    и  ст. 13   Закона о пенсионном   обеспечении  лиц,   проходивших  военную службу).  Пенсия     за выслугу  лет   военнослужащим   и  приравненным  к  ним    лицам,    проходящим военную   службу   по контракту,   назначается в порядке, предусмотренном Законом   о   пенсионном   обеспечении   лиц,   проходивших   военную   службу.

Круг субъектов, имеющих право на пенсию за выслугу лет, довольно широк. В него входят: работники, занятые на работах с особыми условиями труда; работники гражданской авиации; лица, занятые лечебной и иной работой по охране здоровья населения; артисты и другие категории творческих работников; военнослужащие; государственные служащие.

Пенсия по государственному обеспечению может назначаться и выплачиваться только в соответствии с Федеральным законом “О государственном пенсионном обеспечением в Российской Федерации”. Вместе с тем данный Закон предусматривает существование иных федеральных законов для лиц пенсионное обеспечение которых не предусмотрено в рамках настоящего закона о государственном пенсионном обеспечении.

 

2.2 Условия назначения  и выплаты пенсий за выслугу  лет 

 

Возникновение права на пенсию по выслуге лет законодатель связывает с наличием у работника (служащего) необходимого стажа (выслуги лет).

Как правило, на практике,  основная  сложность заключается в подсчете стажа

для назначения пенсии за выслугу лет. Так, если для государственных служащих такой стаж установлен в срок не менее 15 лет, то для работников летно-испытательного состава он составляет не менее 25 лет. Сотрудники таможенных органов должны иметь стаж в размере 20 лет и более; сотрудники таможенных органов, уволенные со службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по болезни, либо в связи с проведением организационно - штатных мероприятий и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющий общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет служба в таможенных органах.

Информация о работе Правовые основы назначения и выплаты пенсии за выслугу лет