Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Спутник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование организации торгово-закупочной деятельности предприятия с целью разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Достижению поставленной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Изучение теоретических основ управления товарным ассортиментом на предприятии розничной торговли;
2. Анализ коммерческой деятельности предприятия;
3. Разработка предложений по оптимизации величины и структуры товарного ассортимента предприятия.

Содержание

Введение
1. Управление товарным ассортиментом ООО «Спутник»
1.1 Основные факторы формирования торгового ассортимента на предприятиях розничной торговли
1.2 Краткая характеристика гастронома «Спутник»
1.3 Анализ основных показателей коммерческой деятельности гастронома «Спутник» за 2010-2012 гг.
2. Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Спутник»
2.1 Оптимизация ассортимента
2.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
2.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Пушкинский»
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Безубыточность за счет формирования ассортимента на ооо Спутник.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

Во избежание  подобных ошибок необходимо проводить  постоянную работу по оптимизации структуры  реализуемой продукции.

Процесс оптимизации  структуры ассортимента следует  начинать с определения целей  компании. Такими целями в краткосрочном периоде могут быть необходимость введения новых позиций или, наоборот, сокращения ассортимента, корректировка объемов производства и цен.

Руководитель  коммерческой службы и финансовый директор нередко имеют противоположное  представление об оптимальной структуре ассортимента. Так, в целях максимизации текущих прибылей можно сделать ставку на наиболее прибыльные товарные позиции, но при этом упустить возможность закрепиться на привлекательном рынке, что негативно скажется на будущем финансовом состоянии компании. В то же время, чтобы "дожить" до будущих прибылей, необходимо зарабатывать уже сегодня. Поэтому оптимизация ассортимента представляет собой принятие компромиссного решения, которое наиболее полно учитывает финансовые ожидания, производственные и логистические возможности и ограничения, а также сложившуюся на рынке ситуацию. Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность и достаточную стабильность компании в целом. Кроме того, наименований продукции не должно быть слишком много. По нашему опыту, для большинства российских предприятий основной резерв оптимизации заложен в сокращении ассортиментного ряда. Чересчур большой ассортимент плохо сказывается на экономических показателях: появляется много позиций, которые по объемам продаж не могут выйти даже на уровень безубыточности. Помимо этого большой ассортимент заставляет распылять силы компании, затрудняет грамотное предложение товара клиенту. В результате 5-10% наименований товаров "кормят" весь ассортимент. Исключение из ассортимента нерентабельных и малорентабельных товаров позволит компаниям увеличить общую рентабельность на 30-50%.

Этапы оптимизации

В процессе оптимизации  ассортимента можно выделить три  основных этапа.

1 этап. Анализ динамики рынка и структуры спроса. Подразделение, ответственное за управление ассортиментом (как правило, это маркетинговая служба), с установленной периодичностью инициирует процесс оптимизации.

Маркетинговое подразделение анализирует динамику продаж по товарным группам (отдельным товарам), оценивает перспективы изменения спроса и конкуренции в сегментах, на которых представлена или куда собирается выходить компания со своей продукцией (услугами). На основании полученной информации специалисты по маркетингу готовят варианты решений по изменению структуры ассортимента, направленные на повышение удовлетворенности потребителей, укрепление конкурентной позиции компании и увеличение доли рынка.

2 этап. Финансовый анализ разработанных предложений. Планово-экономическая служба анализирует финансовые показатели по товарным группам или отдельным товарам и выносит свои заключения об изменении структуры ассортимента.

3 этап. Утверждение окончательного варианта структуры ассортимента. Рабочая группа, в которую входят специалисты маркетингового, экономического и других подразделений (производство, закупки, логистика), разрабатывает и согласовывает окончательный вариант решения по оптимизации ассортимента продукции компании.

 

2.2 Оптимизация размера товарного ассортимента гастронома «Спутник»

 

С целью выявления  неходовых, залежалых товаров рекомендуется: изучить возможность сокращения по ним торговой надбавки.

Согласно данных учета, величина товарных запасов на 1 января 2013 года составила 280,30 тыс. руб. Товарооборачиваемость в среднем за анализируемый период составила 14 дней или 26,65 оборотов. Посредством опроса торгово-оперативного персонала и по данным инвентаризации установлено, что величина залежалых, неходовых товаров (т.е. сроком поступления до 1 января 2012 года) составляет 425 тыс. руб., основная доля которых приходится на продукты питания.

В условиях инфляции сложившаяся ситуация приводит к  тому, что организация (продавец) реально  получит лишь часть стоимости  реализованной впоследствии продукции.

Допустим, что  средний срок нахождения на складе залежалых товаров 12 месяцев. Цены за этот период возросли на 12%. Соответственно выплата 425 тыс. руб. на 01.01.2013 года равнозначна уплате 379,46 руб. (425:1,12) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 45,54 тыс. руб. (425-379,46).

В этой связи  для организации может оказаться  целесообразным продать часть товара со скидкой. Средний уровень валового дохода от реализации в 2012 году составляет 27,66%.

Допустим, что  предоставление 10%-ной скидки на залежалые  товары позволит организации реализовать 45% от общей суммы залежалых товаров, что в абсолютном выражении составляет 191,25 тыс. руб. С учетом скидки, данная сумма составит 172,12 руб. Реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 18,44 тыс. руб. (172,12-(172,12:1,12)).

Таким образом, предоставление 10%-ной скидки на продукты питания позволяет организации  сократить расходы от инфляции и увеличить в 2012 году прибыль.

Зная, что товарооборачиваемость в среднем за год составляет 35,76 оборота в среднем за год дополнительный товарооборот по себестоимости составит 1027,97 руб. (35,76*33,78). Таким образом, дополнительный валовой доход будет равен 1489,89 тыс. руб.

Условно переменные издержки обращения от реализации составят 328,37 тыс. руб. (1489,89*22,04)/100.

В результате продажи  залежалых товаров со скидкой, организация ООО «Спутник» получит за год дополнительную прибыль 1161,52 тыс. руб. (1489,89-328,37).

 

Таблица 3.2. - Расчет дополнительных доходов от реализации залежалых товаров со скидкой 10%

Показатели

Расчет

Величина

А

Б

1

2

1

Величина товарных запасов на 1.01.2013г., тыс. руб.

 

141166

2

Выручка от продажи товаров за 2012 год, тыс. руб.

 

842423

3

Среднегодовая стоимость товарных запасов, тыс. руб.

 

146151

4

Стоимость залежалых товаров по розничным ценам, тыс.руб.

 

425

5

Средний уровень валового дохода от продажи в 2012 году, %

 

27,66

6

Выручка от продажи залежалых товаров (около 45% их остатков), тыс. руб.

425*45%

191,25

7

Скидка на залежалые товары, %

 

10

8

Выручка от продажи залежалых товаров  с учетом скидки, тыс. руб.

191,25*(100-10):100

172,12

9

Себестоимость 45% залежалых товаров,

тыс. руб.

191,25*(100-72,33):100

138,34

10

Валовый доход от продажи залежалых  товаров, тыс. руб.

172,12-138,34

33,78

11

Фактическая скорость обращения товаров в 2012 году, обор.

 

35,76

12

Дополнительный товарооборот по себестоимости (в среднем за год, тыс. руб.)

35,76*33,78

1207,97

13

Торговая наценка, %

27,66:(100-27,66)*100

38,24

14

Дополнительный валовый доход  за год,

тыс. руб.

1207,97*38,24:100

461,92

15

Дополнительный товарооборот в  продажных ценах, тыс. руб.

1207,97+461,92

1489,89

16

Средний уровень условно-переменных издержек обращения, %

 

22,04

17

Дополнительные условно-переменные издержки обращения, тыс. руб.

1489,89*22,04:100

328,37

18

Дополнительная прибыль за год  от реинвестирования полученных средств  от продажи товаров со скидкой, тыс. руб.

1489,89-328,37

1161,52


1.3 Оценка и пересмотр товарного ассортимента гастронома «Спутник»

 

Рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия, а также  обеспечение необходимого уровня обслуживания в значительной степени зависят  от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Эффективная ассортиментная политика в основном зависит от умения планировать ассортимент, прогнозировать с высокой вероятностью структуру потребительского спроса.

Проблема управления ассортиментом является одной из пограничных областей в сфере менеджмента и маркетинга.

Ассортимент гастронома на сегодняшний день состоит из продовольственных и непродовольственных товаров. Наименьшую прибыль в товарном ассортименте предприятии приносит товарная группа «Салаты», поэтому было предложено исключить данную группу товаров из ассортимента предприятия. Проанализировав динамику продаж, можно прийти к выводу, что в 2013 году не ожидается снижение спроса и покупательской способности на остальные товарные группы, приносящие наименьшую дою в прибыли предприятия. Основной ассортимент товаров гастронома «Спутник» можно представить в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 –  Ассортимент товаров гастронома «Пушкинский» на 2013 год

Товарная группа

Продовольственные товары

Вино-водочные изделия

Слабоалкогольные напитки

Безалкогольные напитки

Молочная продукция

Сыры

 Мясная гастрономия

Мясопродукты

 Рыба

 Хлебобулочные изделия

 Кондитерские изделия

 Замороженные продукты

Овощи-фрукты

Бакалея

 Консервы

 Чай, кофе

 Соусы, специи

Растительное масло

Чипсы, снеки

Детское питание и детские товары

Товары для животных

Непродовольственные товары

Табак

Бытовая химия 

Средства ухода за собой

Сопутствующие товары


 

 

Заключение

 

В процессе выполнения дипломной  работы «Оптимизация управления товарным ассортиментом на предприятиях розничной  торговли», в соответствии с ее целью, была собрана и систематизирована информация по теоретическому обоснованию и методологии управления товарным ассортиментом предприятия; на основе анализа предметно-объектного материала были разработаны предложения ООО "Спутник" по повышению эффективности управления торговым ассортиментом предприятия.

Актуальность темы заключается  в том, что достижение главной  цели торгового предприятия зависит  от ритмичности работы предприятия, правильной организации закупочно-сбытовой деятельности, эффективности формирования товарного ассортимента предприятия.

Объектом исследования курсовой работы являлся гастроном «Спутник».

Планирование ассортимента ведется посредством категорийного  менеджмента, при котором каждая товарная категория рассматривается как самостоятельная бизнес-единица и заключаются в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и одновременно в повышении эффективности взаимодействия между поставщиком и продавцом. Основная цель, которая ставится при управлении ассортиментом - это достижение плановых показателей маржинального дохода.

В рамках данной курсовой работы были решены поставленные в начале исследования задачи, т.е.:

оценена эффективность  управления текущими финансовыми потребностями  и собственными оборотными средствами предприятия;

раскрыта функциональная роль запасов в торговом процессе;

проведен анализ товарооборота  и товарных запасов в разрезе  видов продукции

проведен факторный  анализ товарооборачиваемости.

На основе проведенного анализа результатов коммерческой деятельности сделаны следующие выводы:

структура активов компании обусловлена ее отраслевой принадлежностью. Как следствие, основными статьями баланса ООО «Спутник» являются «Готовая продукция и товары для перепродажи», а также «Товары отгруженные» (суммарная доля в валюте баланса -65%);

доля внеоборотных активов  в составе имущества Общества составляет 0,01%. Низкое значение доли внеоборотных активов обусловлено тем, что  балансодержателем основных средств  предприятия (грузовой автотранспорт, торговые стеллажи, оборудование, электропогрузчики и т.п.) является ООО «КрасФур», с которым заключаются договоры аренды;

на протяжении 2010-2012 гг. ООО «Спутник» демонстрирует регулярный рост выручки от реализации. В частности, за 2012 год выручка составила 842423 тыс. руб., что превышает уровень реализации за предыдущие периоды;

помимо увеличения объема продаж наблюдается положительная  динамика показателей прибыльности деятельности ООО «Спутник»;

показатели финансовой устойчивости демонстрируют возрастание  финансовой устойчивости предприятия. В частности, на последнюю отчетную дату по сравнению с началом анализируемого периода существенно возрос коэффициент автономии, характеризующий долю активов, сформированных за счет собственного капитала, коэффициент маневренности, обеспеченности собственными оборотными средствами;

Информация о работе Предложения по совершенствованию управления товарным ассортиментом гастронома «Спутник»