Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:48, реферат
В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Причины кризисного состояния предприятия………………………….4
2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы в кризисной ситуации…6
3. Управление конфликтом как совершенствование внутренней
среды организации в кризисной ситуации………………………………...13
4. Моделирование распределения управленческих работ в структуре
аппарата управления организации………………………………………..20
Заключение...……………………………………………………………..….24
Список использованной литературы………………………………………25
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Причины кризисного
состояния предприятия………………………
2. Анализ внешней и
внутренней среды фирмы в
3. Управление конфликтом
как совершенствование
среды организации в
кризисной ситуации………………………………
4. Моделирование
распределения управленческих
аппарата
управления организации……………………
Заключение...……………………………………………
Список использованной литературы………………………………………25
В настоящее время разработано
несколько подходов к определению
понятия кризисной ситуации в
организации. Так некоторые авторы
определяют кризис как нарушение, изменение
в худшую сторону одного или нескольких
параметров, характеристик какой-либо
системы - человека, группы людей, организации,
экономики, экологии, общества в целом.
Однако любое нововведение с целью
совершенствования деятельности организации
в целом и персонала в
Другие современные авторы характеризуют
кризис как такое состояние
- наличием угроз для реализации
наиболее важных целей
- дефицитом времени для
- давлением окружающих лиц,
В любом случае кризисная ситуации характеризуется тремя важными свойствами, которые можно обозначить как силу масштаб и длительность кризиса.
Сила: чем больше отрицательное отклонение от нормального состояния системы, тем сильнее, например, личностный, групповой, общественный кризис.
Масштаб: чем большая часть системы
находится в кризисном
Длительность: чем дольше система
находится в кризисном
Кризис(с греч.) - решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствии.
Кризисное состояние организации
- явление, характеризующееся признаками
необратимости отдельных
Кризис предприятия вызывается
несоответствием его финансово-
Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).
Внешние факторы возникновения кризиса можно в свою очередь подразделить на:
1.Социально-экономические
2. Рыночные факторы:
3. Прочие внешние факторы:
Внутренние факторы
1. Управленческие
2. Производственные:
3. Рыночные:
Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в не денежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.
Именно неэффективность
Борьба предприятий за выживание в кризисных условиях потребует взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.
2. Анализ внешней и
внутренней среды фирмы в
Поскольку и внешняя, и внутренняя
среды фирмы динамичны, указанные
исходные события могут проявляться
в любой момент. Поэтому важнейшим
принципом стратегического
Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (табл. 1).
Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими цепочками.
Важно увязать антикризисное
Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы
Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы |
Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы | |
Агрегированные |
Детализированные |
Сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы |
Параметры спроса |
Величина спроса |
Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы. |
Стабильность спроса | ||
Требования покупателей к |
Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества | |
Эластичность спроса |
Усиление эластичности спроса на товары фирмы | |
Разнообразие (сегментация) потребителей товаров фирмы |
Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы | |
Экономический Потенциал покупателей |
Снижение покупательной | |
2.. Параметры факторов |
Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов |
Сокращение предложения сырьевы ресурсов; рост цен на сырье и материалы |
Конъюнктура Рынков трудовых ресурсов |
Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня оплаты труда в связи с инфляцией | |
Конъюнктура рынков финансовых ресурсов |
Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов благотворительных организации | |
Развитие инновационной деятельности |
Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР | |
Конъюнктура рынков средств производства |
Сокращение предложения средств производства; рост цен на средства производства | |
3. Параметры родственных и |
Изменение Потенциала Родственных отраслей |
Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию |
Производственная |
Стагнация научно-технического экономического потенциала отраслей; внешней инфраструктур | |
Социальная инфраструктура |
Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры | |
Использование достижений, полученных в родственных отраслях |
Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой стоимости | |
4. Параметры конкурентной среды |
Соперничество между существующими конкурирующими системами |
Конкурентный статус фирмы конкурента существенно повысился; число конкурирующих фирм существенно возросло; ценовая война началась |
Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей |
«Потолок цен» создаваемый товаром- | |
Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов |
Барьер для входа на рынок практически отсутствует; фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурентам | |
Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков |
Экономический потенциал поставщиков
высок ввиду существенной доли затрат
на их продукцию в издержках | |
5. Деятельность государственных властных структур |
Налоговая политика |
Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты |
Кредитно-денежная политика |
Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации | |
Таможенная политика |
Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин | |
Правовая среда |
Изменчивое гражданское и | |
Политика цен и доходов |
Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен | |
6. Случайные явления |
Форс-мажорные обстоятельства |
Стихийные бедствия и т. п. |
Внешняя Политика Иностранных государств - партнеров по бизнесу |
Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется | |
Научно-технические |
Новые изобретения и т. п. |
Своевременное зарождение очередного
цикла конкурентного
3. Факторы внутренней среды,
определяющие условия
Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:
1. Параметры технических
• средства технического оснащения;
• сырье, материалы, полуфабрикаты;
• энергия.
2. Параметры технологических
• НИОКР;
• технология изготовления товаров фирмы.
3. Параметры кадровых ресурсов:
• работники, определяющие цели фирмы;
• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;
• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;
• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фирмы;
• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения целей фирмы.
4. Параметры пространственных
• территория площадки фирмы;
• производственные здания;
• непроизводственные здания;
• сооружения и инженерные коммуникации.
5. Параметры ресурсов
• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;
• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;
• степень гибкости организационной структуры системы управления фирмой.
6. Параметры организационных
• информационное обеспечение производства;
• информационное обеспечение НИОКР;
• информационное обеспечение управления фирмой;
• научно-информационное обслуживание.
7. Параметры финансовых ресурсов:
• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:
• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного преимущества (КПФ).
В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.