Предприятие в состоянии кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Причины кризисного состояния предприятия………………………….4
2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы в кризисной ситуации…6
3. Управление конфликтом как совершенствование внутренней
среды организации в кризисной ситуации………………………………...13
4. Моделирование распределения управленческих работ в структуре
аппарата управления организации………………………………………..20
Заключение...……………………………………………………………..….24
Список использованной литературы………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Предприяте в состоянии кризиса.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2

1. Причины кризисного  состояния предприятия………………………….4

2. Анализ внешней и  внутренней среды фирмы в кризисной  ситуации…6

3. Управление конфликтом  как совершенствование внутренней 

среды организации в  кризисной ситуации………………………………...13

4. Моделирование  распределения управленческих работ  в структуре

 аппарата  управления организации………………………………………..20

Заключение...……………………………………………………………..….24

Список использованной литературы………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время разработано  несколько подходов к определению  понятия кризисной ситуации в  организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение  в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью  совершенствования деятельности организации  в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей  или меньшей степени дестабилизирует  ситуацию.

Другие современные авторы характеризуют  кризис как такое состояние организации, при котором она не способна жить дальше, не претерпевая некоторых  внутренних изменений. Очевидно, что  каждая организация испытывает это  состояние, переходя от стадии становления  до стадии роста, от стадии стабилизации до стадии спада и т.д. масштабность данного определения не принимается  в расчет микрокризисы, которыми сопровождается любая деятельность организации в условиях рынка. Другие авторы определяют кризис через описание его характеристик. НапримерН. А. Горелов указывает, что "…возникновение кризисной ситуации сопровождается:

- наличием угроз для реализации  наиболее важных целей организации

- дефицитом времени для принятия  решения по урегулированию кризиса

- давлением окружающих лиц, принимающих  решение.

В любом случае кризисная ситуации характеризуется тремя важными  свойствами, которые можно обозначить как силу масштаб и длительность кризиса.

Сила: чем больше отрицательное  отклонение от нормального состояния  системы, тем сильнее, например, личностный, групповой, общественный кризис.

Масштаб: чем большая часть системы  находится в кризисном состоянии, тем обширнее его распространение.

Длительность: чем дольше система  находится в кризисном состоянии, тем более серьезными могут оказаться  его негативные последствия.

Кризис(с греч.) - решение, крутой перелом, тяжелое переходное состояние какого-либо процесса социального института. В самом общем виде кризис есть нарушение равновесия системы и в то же время переход к новому ее равновесию. Выделяют следующие понятия: кризисная ситуация и кризисное состояние. Кризисная ситуация - это любое отклонение от привычного режима функционирования системы или отдельного ее элемента, вызывающее стрессовые реакции персонала и характеризующееся необходимостью принятия нестандартных решений, мобилизации профессионально-личностного потенциала и наличием как отрицательных, так и положительных последствии.

Кризисное состояние организации - явление, характеризующееся признаками необратимости отдельных процессов, вызванных кризисной ситуацией, требующих более масштабного  вмешательства с целью предупреждения их перерождения в кризис.

 

1. Причины кризисного состояния  предприятия

 

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных  факторов. Данные факторы можно разделить  на две основные группы:

Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);

Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь  подразделить на:

1.Социально-экономические факторы  общего развития страны:

  • Рост инфляции;
  • Нестабильность налоговой системы;
  • Нестабильность регулирующего законодательства;
  • Снижение уровня реальных доходов населения;
  • Рост безработицы.

2. Рыночные факторы:

  • Снижение емкости внутреннего рынка;
  • Усиление монополизма на рынке;
  • Нестабильность валютного рынка;
  • Рост предложения товаров-субститутов.

3. Прочие внешние факторы:

  • Политическая нестабильность
  • Стихийные бедствия
  • Ухудшение криминогенной ситуации

Внутренние факторы возникновения  кризиса:

1. Управленческие

  • высокий уровень коммерческого риска;
  • недостаточное знание конъюнктуры рынка;
  • неэффективный финансовый менеджмент
  • плохое управление издержками производства;
  • отсутствие гибкости в управлении;
  • недостаточно качественная система бухгалтерского учета и отчетности

2. Производственные:

  • Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса;
  • Устаревшие и изношенные основные фонды;
  • Низкая производительность труда;
  • Высокие энергозатраты;
  • Перегруженность объектами социальной сферы.

3. Рыночные:

  • Низкая конкурентоспособность продукции;
  • Зависимость от ограниченного круга поставщиков и покупателей.

Конечно все вышеперечисленные факторы могут лежать в основе кризиса предприятия, но большее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Так, например, слабый финансовый и производственный менеджмент на российских предприятиях привел к тому, что по данным Межведомственной балансовой комиссии которой было проведено исследование финансового состояния российских предприятий, выявлено, что создалась специфическая, неведомая мировой цивилизации ситуация, базирующаяся на трех факторах. Первый - это низкий уровень денежного компонента в расчетах. Деньги едва составляют треть во всех расчетах, остальные проводятся в не денежной форме. Второй фактор - чрезвычайное обременение долгами. Объем долгов российских предприятий приблизился к объему их годовой выручки. Это значит, что средний срок расчета по долгам - больше года. Мировой цивилизации такое долговое бремя неведомо. Третий фактор - специфическое обстоятельство, дополняющее эту неблагоприятную картину, - это низкая производительность труда.

Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной  для современных предприятий  проблеме, препятствующей их эффективному функционированию в условиях сложившихся  рыночных отношений. Эта проблема обусловлена  следующими факторами:

  • Отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
  • Низкая квалификация и неопытность менеджеров;
  • Низкий уровень ответственности руководителей предприятия перед собственниками за последствия принимаемых решений, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также за финансово-хозяйственные результаты его деятельности.

Борьба предприятий за выживание  в кризисных условиях потребует  взаимосвязи организационных, правовых, финансовых и управленческих аспектов.

 

2. Анализ внешней и  внутренней среды фирмы в кризисной  ситуации

 

Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные  исходные события могут проявляться  в любой момент. Поэтому важнейшим  принципом стратегического антикризисного управления является состояние постоянного  ожидания сигналов о надвигающемся  кризисе и немедленная реакция  на эти сигналы.

Наиболее существенные источники  и характер подобных сигналов могут  быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (табл. 1).

Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление  цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения  того или иного сигнала, и выработка  соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных  этими цепочками.

Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла конкурентного  преимущества фирмы. При этом следует  иметь в виду, что жизненный  цикл конкурентного преимущества и  жизненный цикл фирмы — понятия  разные.

 

Внешние сигналы о возможных  изменениях состояния фирмы

Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы

Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих  механизм изменения состояния фирмы

Агрегированные

Детализированные

Сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы

Параметры спроса

Величина спроса

Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные  товары конкурентов

Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров  фирмы

Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров  фирмы.

 

Стабильность спроса

 

Требования покупателей к качеству товаров фирмы

Нарастание спроса на товары, превышающие  стандарты качества

 

Эластичность спроса

Усиление эластичности спроса на товары фирмы

 

Разнообразие (сегментация) потребителей товаров фирмы

Во всех обслуживаемых сегментах  рынка утрачивается интерес к  товарам фирмы 

 

Экономический Потенциал покупателей

Снижение покупательной способности населения

2.. Параметры факторов

Конъюнктура рынков сырьевых и материальных ресурсов

Сокращение предложения сырьевых и материальных

ресурсов; рост цен на сырье и  материалы

 

Конъюнктура Рынков трудовых ресурсов

Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов;

рост уровня оплаты труда в связи  с инфляцией

 

Конъюнктура рынков финансовых ресурсов

Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса  собственных акций фирмы;

прекращение субсидий из фондов благотворительных  организации

 

Развитие инновационной деятельности

Рост стоимости лицензий на использование  изобретений и открытий; ужесточение  условий получения грантов и  государственных заказов на НИОКР

 

Конъюнктура рынков средств производства

Сокращение предложения средств производства; рост цен на средства производства

3. Параметры родственных и поддерживающих  отраслей

Изменение Потенциала Родственных отраслей

Свертывание производства родственных  отраслей; переориентация родственных  отраслей на новую технологию

 

Производственная инфраструктура товаров  фирмы

Стагнация научно-технического экономического потенциала отраслей; внешней инфраструктур

 

Социальная инфраструктура

Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры

 

Использование достижений, полученных в родственных отраслях

Неприемлемость достижений родственных  отраслей для целей фирмы; недоступность  достижений ввиду высокой стоимости

4. Параметры конкурентной среды

Соперничество между существующими  конкурирующими системами

Конкурентный статус фирмы конкурента существенно повысился; число конкурирующих  фирм существенно возросло; ценовая  война началась

 

Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей

«Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, существенно снижает потенциальную  прибыль; покупатели охотно «переключаются»  на товар-заменитель ввиду его дешевизны

 

Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов

Барьер для входа на рынок практически  отсутствует;

фирмы, функционирующие на рынке, проявляют  лояльность к новым конкурентам

 

Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков

Экономический потенциал поставщиков  высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной  конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии

5. Деятельность государственных властных структур

Налоговая политика

Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров  фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты

 

Кредитно-денежная политика

Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение  валютного курса рубля; жесткая  политика финансовой стабилизации

 

Таможенная политика

Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин

 

Правовая среда

Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного  порядка

 

Политика цен и доходов

Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен

6. Случайные явления

Форс-мажорные обстоятельства

Стихийные бедствия и т. п.

 

Внешняя Политика Иностранных государств - партнеров по бизнесу

Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется

 

Научно-технические

Новые изобретения и т. п.


 

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет поддерживать живучесть  фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного  преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

3. Факторы внутренней среды,  определяющие условия функционирования  фирмы

Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фирмы, являются:

1. Параметры технических ресурсов  фирмы:

• средства технического оснащения;

• сырье, материалы, полуфабрикаты;

• энергия.

2. Параметры технологических ресурсов:

• НИОКР;

• технология изготовления товаров  фирмы.

3. Параметры кадровых ресурсов:

• работники, определяющие цели фирмы;

• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;

• работники, организующие процесс  создания средств достижения целей фирмы;

• работники, непосредственно создающие  средства достижения целей фирмы;

• работники, обслуживающие процесс  создания средств достижения целей фирмы.

4. Параметры пространственных ресурсов:

• территория площадки фирмы;

• производственные здания;

• непроизводственные здания;

• сооружения и инженерные коммуникации.

5. Параметры ресурсов организационной  структуры фирмы:

• степень адекватности и время  прохождения управленческих воздействий  по уровням иерархии;

• степень автономии, лиц принимающих  решения (ЛПР), на каждом уровне иерархии управления фирмой;

• степень гибкости организационной  структуры системы управления фирмой.

6. Параметры организационных ресурсов:

• информационное обеспечение производства;

• информационное обеспечение НИОКР;

• информационное обеспечение управления фирмой;

• научно-информационное обслуживание.

7. Параметры финансовых ресурсов:

• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры  стратегического потенциала фирмы:

• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям формирования конкурентного  преимущества (КПФ).

В качестве просматривающей внешнюю  и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов —  специалистов в области маркетинга, стратегического контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служба информационного обеспечения фирмы.

Информация о работе Предприятие в состоянии кризиса