Предприятие в состоянии кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

В настоящее время разработано несколько подходов к определению понятия кризисной ситуации в организации. Так некоторые авторы определяют кризис как нарушение, изменение в худшую сторону одного или нескольких параметров, характеристик какой-либо системы - человека, группы людей, организации, экономики, экологии, общества в целом. Однако любое нововведение с целью совершенствования деятельности организации в целом и персонала в частности, как показывает практика, в большей или меньшей степени дестабилизирует ситуацию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….2
1. Причины кризисного состояния предприятия………………………….4
2. Анализ внешней и внутренней среды фирмы в кризисной ситуации…6
3. Управление конфликтом как совершенствование внутренней
среды организации в кризисной ситуации………………………………...13
4. Моделирование распределения управленческих работ в структуре
аппарата управления организации………………………………………..20
Заключение...……………………………………………………………..….24
Список использованной литературы………………………………………25

Вложенные файлы: 1 файл

Предприяте в состоянии кризиса.docx

— 52.63 Кб (Скачать файл)

Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых методических материалов, перечисленных ниже:

• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для  каждой фирмы параметров внешней  и внутренней среды;

• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о состоянии  и динамике экономической конъюнктуры;

• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии  и динамике стратегического потенциала и конкурентного статуса фирмы;

• периодичность наблюдения установленных  параметров состояния внутренней и  внешней сред фирмы;

• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюдения исходных экономических явлений, которые  могут вызвать кризисное состояние  фирмы;

• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических  явлений;

• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего результаты наблюдения динамики значений параметров внешней  и внутренней среды фирмы и  оценка результатов анализа;

• принципы выработки антикризисных  управленческих решений на основе использования  результатов наблюдений и внутрифирменного экономического анализа.

конфликт поведение спорный  кризисный

3. Управление конфликтом  как совершенствование внутренней  среды организации в кризисной  ситуации

 

Сложность управления предприятием в  кризисной ситуации обусловлена  следующими факторами. С одной стороны, возникновение новых задач, свойственных только этому режиму развития предприятия. С другой стороны, обострение проблем, приобретение ими иного качества по сравнению со стационарным режимом  работы менеджера. Говоря о конфликте  как необходимом атрибуте организации, необходимо отметить качественное отличие  этого явления в условиях кризиса  предприятия. Речь идет о следующих  особенностях и сложностях управления в этом режиме.

Во-первых, повышенная конфликтность  в связи с сопротивлением процессам  обновления, необходимости освоения новых образцов поведения.

Во-вторых, расширение сфер "общешумовых" конфликтов, порождаемых совместной деятельностью людей и субъединиц в организации.

Управление кадрами фирмы в  условиях кризиса обостряет требования к способностям руководителя разрешать  конфликтные ситуации. Анализ опыта  управления в кризисной ситуации российских руководителей показывает, что выход из подобных ситуаций является для них сложной задачей. При  этом необходимо отметить, что по некоторым  оценкам у руководителей уходит до 20% рабочего времени на решение  конфликтных вопросов.

Часто встречающаяся схема развития спорной ситуации состоит в следующем. Участники конфликта начинают усиливать  имеющиеся различия, игнорируют наличие  точек соприкосновения, что ведет  к дальнейшему углублению кризиса. Осложняет ситуацию и то, что стороны  в конфликте оценивают одни и  те же факты различным образом. Конфликт углубляется тем, что между работниками  фирмы возникает резкое сокращение контактов, способствующее осложнению ситуации.

Другая рекомендация руководителям  в условиях кризиса обычно состоит  в "не замалчивании" конфликта, незамедлительном ее разрешении.

Самая большая ошибка, по мнению Г. Гагаринской, которую может совершить  руководитель в кризисной ситуации - это игнорирование конфликтов, возникающих в коллективе. В данной ситуации возможны следующие ошибочные  действия: чрезмерно критическая  оценка событий, постоянное игнорирование  интересов работников, предъявление огромного количества претензий. По мнению другого автора - С. Климовой, "проблема нынешних трудовых конфликтов у большинства фирм состоит в  том, что потенциальные противники или партнеры ошибаются по поводу мотивации других и не склонны  строить договорные отношения с  союзниками об условиях их участия  в конфликте и об условиях разрешения конфликта с противником". Конфликты, по словам автора, могут возникать  по разным причинам и также по-разному  влиять на состояние дел в фирме.

Автор предостерегает руководителей  организаций от игнорирования проблем, возникающих внутри фирмы, и говорит  об опасности последних, так как  они могут отличаться разрушительными  результатами.

В конфликте важно проявлять  интерес и заботу к работникам. Никогда не откладывать решение  разногласий на потом, необходимо активно  поддерживать сотрудничество внутри организации.

Анализируя конфликты, автор считает  целесообразным "обращать внимание на стороны конфликта, на промежуточные  и конечные цели участников конфликта  и на то, при каких условиях следует  ожидать, что данный конфликт может  привести к обострению ситуации".

Вместе с тем признается, что  простые схемы разрешения конфликта  не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории  бурно развивающихся и краткосрочных  в вяло текущий, систематически обостряющийся  без видимых очертаний периода  его полного разрешения.

Во многом такое положение обусловливается  неправильным представлением руководителя о природе конкретного конфликта  и использованием несоответствующего инструментария.

Так, по мнению Е. Поповой, в наше время  конфликты в организациях не только возможны, но и желательны. Вся проблема, по словам автора, заключается в  умении управлять ими. Проблема конфликта  в организации содержится в том, какую позицию в нем занимает руководитель, знает ли он сильные  и слабые стороны данной организации. Самой большой ошибкой руководителя в управлении этой ситуацией становится игнорирование проблемы. Автор говорит, что конфликты могут развиваться  различным образом, следовательно, возможны различные методы их преодоления (например, структурные и межличностные).

Для решения конфликта важно  знать все его скрытые и  явные причины, провести анализ различных  позиций и интересов сторон и  сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы. Автор напоминает, что важно справедливое отношение к инициатору конфликта, сокращение числа претензий, осознание и контроль руководителем своих действий.

Автор утверждает, что нет универсальных  способов преодоления конфликта. Для  его "решения" единственно возможным  является полное вовлечение в ситуацию. Только "вжившись" в сложившуюся  на фирме ситуацию можно изучить  проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии  поведения и методов его преодоления, которые необходимо знать руководителю.

В этой связи необходимо не только знать классификации конфликтных  ситуаций, но и методы для эффективного их разрешения.

Более того, эти знания руководителю необходимы не только для своей деятельности, но и для формирования требований к специалистам психологической  и социологической службы персонала  предприятия.

Так, например, целесообразна разработка и внедрение в деятельность организации "Кодекса поведения в конфликте". В этом документе устанавливается  норматив поведения при разрешении конфликта. Например, необходимо предоставить возможность конфликтующим сторонам спокойно обосновать свои претензии, сформулировать желаемый конечный результат и проблему, предложить свои соображения по решению  проблемы. Должны быть сформулированы права конфликтующих сторон, создана  возможность высказывания мнения и  позиции по предмету конфликта. Важно  также определение форм поведения  в этот период, обеспечивающих восприятие личных позиций конфликтующих сторон. Создание подобного норматива поведения, обучение руководителей всех уровней  управления предприятия, контроль за его соблюдением является одной из основных задач формирования корпоративной культуры. Последняя - результат длительной систематической работы менеджеров высшего звена управления. Вместе с тем корпоративная культура, ее уровень, как показывает опыт, служит базисом эффективного управления в кризисной ситуации. Роль подобных нормативов обусловливает повышение требований к специалистам-психологам на современном предприятии.

Известно, что в условиях кризиса  многие характеристики конфликта изменяются качественно, что не дает положительных  результатов при использовании  традиционных подходов к анализу  спорных ситуаций. Выход из этого  методологического тупика можно  найти в подходе к анализу  конфликта с позиций теории организации.

Основным методологическим моментом в данном подходе является рассмотрение организации как комплекса отношений  между организационными единицами. Это с одной стороны. С другой - развитие организации рассматривается  как усложнение коммуникаций между  организационными единицами, переход  к сетевым принципам их организации. Более того, развитие организации, как  правило, сопровождается увеличением  количества организационных единиц, а также расширением набора функций, реализуемых ими.

Анализ кризисных явлений на предприятии (состояние банкротства) с позиции теории организации  показывает, что кризис по существу представляет этап в развитии организации. В этой связи конструктивным подходом к поиску эффективных способов решения  конфликтных ситуаций будет служить  качественно иной взгляд на организацию  в целом в противовес подходу, опирающемуся на исследование только особенностей каждого из этапов развития организации.

Простые схемы разрешения конфликта  не всегда эффективны, а часто даже усугубляют его, переводя из категории  бурно развивающихся и краткосрочных  в вяло текущий, систематически обостряющийся  без видимых очертаний периода  его полного разрешения.

Используемая теория организации  рассматривает наличие силовых  противоположностей как вполне естественное. С этих позиций ранее социально неприемлемое поведение становится более объяснимым, постижимым и понятным.

Второе. Поведение, ориентированное  на силу, и поведение при ведении  переговоров теперь объяснимы таким  способом, который делает оба вида поведения более доступными для  вмешательства и регулирования  извне.

Третье. Важнейшие достижения развития организации сохраняются и интегрируются. Речь идет об элементах эффективной  организации, таких как ориентация на процессы, нацеливание анализа  на отношения между людьми и группами в организациях, расширение инструментария вмешательства, т.е. гибкая реакция  на различные по природе конфликты, большее соответствие методов разрешения спора его природе.

Четвертое. Рассматриваемая традиционная теоретическая модель систем и модель участвующих сторон является зауженной  и односторонней. Модель, опирающаяся  на теорию организации, представляет возможность  получения как системных характеристик организаций, так и характеристик участвующих сторон.

Пятое. Анализ конфликтов с позиции  теории организации позволил систематизировать  множество принципов управления конфликтом и связать процессы разрешения споров с развитием организации  в единую модель. Интеграция различных  аспектов развития конфликтов достигнута посредством редуцирования различных  рекомендаций и результатов исследований до ограниченного количества взаимозависимых  теоретических элементов, которые  также применяются в качестве средств воздействия в стратегии  изменения.

Шестое. Предложенный алгоритм разрешения конфликта опирается на систематическую  процедуру упорядочения проблем  во взаимосвязи теоретических положений  и практики работы предприятия в  режиме кризиса. При этом совершенствование практики позволяет периодически корректировать теоретические положения разрешения конфликтов не только в специальном, но и в регулярном режимах работы предприятия.

Седьмое. Предложенная комплексная  стратегия изменения содержит конкретные директивные указания эффективного воздействия как на структуру, так и на культуру организации. Разработанная общая схема разрешения конфликта определяет способы создания организационной культуры, опирающейся на внутриорганизационный поиск развития организации через разрешение конфликтов.

Анализ организации с позиции  ее представления как сети субъединиц позволяет особо рассматривать  расширение организаций как один из режимов ее развития. Известно также, что недостаточное регулирование  процессов расширения организации, свойственное традиционному подходу, часто негативно влияло на ее жизнеспособность и адаптивность к изменениям внешней  среды.

Иными словами, предложенный подход разрешения конфликтов в кризисном режиме развития предприятия рассматривает направления  формирования такого важнейшего свойства коммерческой организации в условиях рынка как выживаемость. Вместе с  тем, менеджеру предлагается расширенный  дифференцированный арсенал вмешательств в неизбежные конфликты между  организационными единицами.

Выделим следующие виды конфликтов, появление которых наиболее часто  отмечается исследователями в организации:

Первый - между работодателями и  служащими.

Второй - между подразделениями  крупных организаций.

Третий - межличностные конфликты.

Четвертый - межэтнические конфликты.

В научной и специальной литературе обсуждаются несколько подходов к разрешению конфликта, которые  реализуются в функциях консультанта при различных вмешательствах:

Информация о работе Предприятие в состоянии кризиса