Прибылеобразующие факторы: состав, содержательная характеристика, механизм воздействия на формирование операционной прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить механизм воздействия на формирование операционной прибыли предприятия, а также факторов влияющих на формирование прибыли предприятия в целом.
Задачами курсовой работы являются:
─ изучить прибыль предприятия и ее функции;
─ изучить виды прибыли;
─ изучить состав и содержание прибыли предприятия.
─ описать факторы, влияющие на величину прибыли предприятия;
─ исследовать механизм воздействия на формирование операционной прибыли предприятия;
─ изучить содержание операционной деятельности предприятия;
─ изучить порядок формирования и планирование операционной прибыли предприятия;
─ провести факторный анализ прибыли предприятия.
Анализ влияния факторов на прибыль проведен в ООО «Тройка» за период 2006-2007 гг.

Содержание

Введение 3
1. Прибылеобразующие факторы 5
1.1. Прибыль предприятия и ее функции 5
1.2. Виды прибыли 11
1.3. Состав и содержание прибыли предприятия 17
1.4. Факторы, образующие прибыль предприятия 21
1.5. Содержание операционной деятеленности предприятия 27
1.6. Порядок формирования операционной прибыли предприятия 30
1.7. Планирование формирования операционной прибыли 32
2. Влияние факторов на прибыль предприятия (на примере
ООО «Тройка») 34
2.1 Модель расчета факторных влияний на прибыль 34
2.2 Факторный анализ прибыли ООО «Тройка» 38
Заключение 47
Список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.docx

— 211.31 Кб (Скачать файл)

Уплатив в бюджет соответствующий  налог с прибыли, предприятие  получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль.

Взаимосвязь всех уровней  прибыли показаны на рисунке 1.

Рис. 1 Взаимосвязь показателей  прибыли.

 

    1. Состав и содержание прибыли предприятия

Прибыль, являясь главной  движущей силой экономики рыночного  типа характеризуется многообразием  содержания форм.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики7:

1. Прибыль представляет  собой форму дохода предпринимателя,  осуществляющего определенный вид  деятельности. Эта внешностная, наиболее  простая форма выражения прибыли  является вместе с тем недостаточной  для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная  деятельность в какой-либо сфере  может и не быть связанной  с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная  и др.).

2. Прибыль является формой  дохода предпринимателя, вложившего  свой капитал с целью достижения  определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно  связана с категорией капитала  – особым фактором производства  – и в усредненном виде характеризует  цену функционирующего капитала.

3. Прибыль не является  гарантированным доходом предпринимателя,  вложившего свой капитал в  тот или иной вид бизнеса.  Она является результатом только  умелого и успешного осуществления  этого бизнеса. Но в процессе  ведения бизнеса предприниматель  вследствие своих неудачных действий  или объективных причин внешнего  характера может не только  лишиться ожидаемой прибыли, но  и полностью или частично потерять  вложенный капитал. Поэтому прибыль  является в определенной мере  и платой за риск осуществления  предпринимательской деятельности.

4. Прибыль характеризует  не весь доход, полученный в  процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая  "очищена" от понесенных  затрат на осуществление этой  деятельности. Иными словами в  количественном выражении прибыль  является остаточным показателем,  представляющим собой разность  между совокупным доходом и  совокупными затратами в процессе  осуществления предпринимательской  деятельности.

5. Прибыль является стоимостным  показателем, выраженным в денежной  форме. Такая форма оценки прибыли  связана с практикой обобщенного  стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.

С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие  в наиболее обобщенном виде может  быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход  предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской  деятельности, представляющий собой  разницу между совокупным доходом  и совокупными затратами в  процессе осуществления этой деятельности»8.

Для понимания сути понятия  «прибыль» необходимо знать теорию об издержках, так как понятие  «прибыль», неразрывно связано с  понятием «издержки».

Итак, издержки производства – это вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции. Они, в свою очередь, делятся в  зависимости от их отношения к  собственности предприятия и  характера их учета на: внешние (или  явные) и внутренние (или неявные).

К внешним издержкам относятся  те затраты, которые предприятие  несет в результате осуществления  платежей за необходимые ему ресурсы  и услуги. Поэтому внешние издержки можно назвать, условно, еще и  бухгалтерскими издержками.

Внутренние издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих  предприятию. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от раб. силы, собственником которой  всегда остается наемный рабочий, даже если он подписал трудовой контракт). Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми).

Исходя из понятий издержек, нельзя не сказать и о нормальной прибыли. Вся совокупность усилий и  риска возмещается в форме  дохода, называемого нормальной прибылью. Она входит во внутренние издержки как вознаграждение за предпринимательский талант по управлению предприятием. Но, не смотря на это, для экономиста эта прибыль входит в состав издержек.

Как уже отмечалось, прибыль  предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в  которых она выступает. Под общим  понятием "прибыль" понимаются самые  различные ее виды, характеризуемые  в настоящее время несколькими  десятками терминов. Все это требует  определенной систематизации используемых терминов.

Со структурой отдельных  видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует  структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли  данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие  «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить  сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий9.

Прибыльность принято  считать основным показателем успешной работы подразделения или корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при  начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей  прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны  давно не представляют ни для кого секрета.

Манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических  результатов не составляет труда  для управляющих, что часто и  происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного.

Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и  нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности  и потенциал успешной работы в  будущем.

Резкое увеличение прибыли  скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении  ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли  являются «выжиманием последних  соков» из имеющихся средств.

 

    1. Факторы, образующие прибыль предприятия

Прибыль формируется под  воздействием большого количества взаимосвязанных  факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие  одних факторов способно снизить  или даже свести на нет положительное  влияние других.

 Многообразие факторов  не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку.  Учитывая, что предприятие является  одновременно и субъектом, и  объектом экономических отношений,  то наиболее важным представляется  деление их на внешние и  внутренние.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет  важное значение для определения  основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования10.

Наиболее интересной в  этом смысле является концепция И.А.Бланка, позволяющая дать системную классификацию  факторов прибыли. Данная классификация  дана на рис. 2.

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние  и внутренние.

Внутренние факторы изменения  прибыли, в свою очередь, подразделяются на основные и неосновные.

Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход  от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура  продукции и затрат, величина амортизационных  отчислений, цена продукции.

К неосновным факторам относятся  факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие  как ценовые нарушения, нарушения  условий труда и требований к  качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим  санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся  социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень  развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Рис. 2 Факторы, влияющие на величину прибыли

 

Далее более подробно остановимся  на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного  показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия  от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом  расходов на материальные, трудовые и  другие денежные затраты, связанные  с производством и продажей этой продукции.

В условиях радикального изменения  управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей  деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте  количественного объема выпускаемой  продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции.

А это значит, что производиться  должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием  предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность  предприятий за выполнение принятых на себя обязательств.

Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям  коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной  деятельности.

Заинтересованность предприятий  в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая  при прочих равных условиях находится  в прямой зависимости от объема продажи  этой продукции.

Расходы на производство и  продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных  ресурсов, сырья, основных и вспомогательных  материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также  внепроизводственных затрат11.

Состав и структура  затрат зависят от характера и  условий производства при той  или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также  от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как  конечного финансового результата работы предприятия зависит и  от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия.

Размер валового дохода предприятия  и соответственно прибыли зависит  не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Важнейшими факторами, влияющими  на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются12:

  • изменение объема продажи продукции. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;
  • изменение структуры ассортимента реализованной продукции. Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;
  • изменение себестоимости продукции. Снижение себестоимости приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;
  • изменение цены реализации продукции. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Виды и уровень применяемых  цен определяют в конечном счете  объем валового дохода предприятия, а, следовательно, прибыли.

Информация о работе Прибылеобразующие факторы: состав, содержательная характеристика, механизм воздействия на формирование операционной прибыли