Прибылеобразующие факторы: состав, содержательная характеристика, механизм воздействия на формирование операционной прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить механизм воздействия на формирование операционной прибыли предприятия, а также факторов влияющих на формирование прибыли предприятия в целом.
Задачами курсовой работы являются:
─ изучить прибыль предприятия и ее функции;
─ изучить виды прибыли;
─ изучить состав и содержание прибыли предприятия.
─ описать факторы, влияющие на величину прибыли предприятия;
─ исследовать механизм воздействия на формирование операционной прибыли предприятия;
─ изучить содержание операционной деятельности предприятия;
─ изучить порядок формирования и планирование операционной прибыли предприятия;
─ провести факторный анализ прибыли предприятия.
Анализ влияния факторов на прибыль проведен в ООО «Тройка» за период 2006-2007 гг.

Содержание

Введение 3
1. Прибылеобразующие факторы 5
1.1. Прибыль предприятия и ее функции 5
1.2. Виды прибыли 11
1.3. Состав и содержание прибыли предприятия 17
1.4. Факторы, образующие прибыль предприятия 21
1.5. Содержание операционной деятеленности предприятия 27
1.6. Порядок формирования операционной прибыли предприятия 30
1.7. Планирование формирования операционной прибыли 32
2. Влияние факторов на прибыль предприятия (на примере
ООО «Тройка») 34
2.1 Модель расчета факторных влияний на прибыль 34
2.2 Факторный анализ прибыли ООО «Тройка» 38
Заключение 47
Список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономике организации.docx

— 211.31 Кб (Скачать файл)

Проблема ценообразования  занимает ключевое место в системе  рыночных отношений. С помощью высоких  цен предприятия возмещают любые  по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению  качества продукции и эффективности  производства.

Результаты факторного анализа  прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Кроме того, на величину прибыли  влияет амортизация основных фондов и нематериальных активов. Сумма  амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости  основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного  использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной  эксплуатации.

При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством  более высоких нормах амортизации  на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль предприятия  формируется под воздействием следующих  основных факторов: валовых доходов  предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен  на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно  в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому  снижение расходов очень заметно  сказывается на росте прибыли  при прочих равных условиях13.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках».

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных  или стохастических приемов (рис. 3).

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы  увеличения прибыли предприятия, основными  из которых являются:

1. Обеспечение роста объема  производства продукции на основе  технического его обновления  и повышения эффективности производства.

2. Улучшение условий продажи  продукции, в том числе за  счет совершенствования расчетно-платежных  отношений между предприятиями.

3. Изменение структуры  производимой и продаваемой продукции  за счет увеличения доли более  рентабельной.

4. Снижение валовых расходов  на производство и обращение  продукции.

5. Установление реальной  зависимости уровня цен от  качества производимой продукции,  ее конкурентоспособности, спроса  и предложения аналогичной продукции  другими производителями.

6. Увеличение прибыли  от прочей деятельности предприятия  (от продажи основных фондов, иного  имущества предприятия, валютных  ценностей, ценных бумаг и т.д.).

Рис. 3 Схема факторного анализа  прибыли.

 

    1. Содержание операционной деятельности

Операционная деятельность - это  основной вид деятельности предприятия, с целью осуществления которой  оно создано.

Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно коммерческая деятельность, которая дополняется осуществляемой ими инвестиционной и финансовой деятельностью.

Операционная деятельность предприятия  характеризуется следующими особенностями, которые определяют характер формирования прибыли14:

  1. Является главным компонентом хозяйственной деятельности предприятия. Прибыль от операционной деятельности предприятия занимает наибольший удельный вес в общем объеме прибыли предприятия.
  2. Носит приоритетный характер по отношению к другим видам деятельности, развитие которых должно поддерживать ее.
  3. Интенсивность развития операционной деятельности является основным характером оценки отдельных стадий жизненного цикла предприятия.
  4. Операции, формирующие деятельность предприятия, носят регулярный характер, что и определяет регулярность формирования прибыли.
  5. Ориентирована на товарный рынок. Соответственно и условия формирования прибыли в значительной степени связанны с состоянием коньюктуры соответствующих видов и сегментов товарного рынка.
  6. Осуществление операционной деятельности, связанной с капиталом, уже инвестированным в нее. Инвестированный в операционную деятельность капитал принимает форму операционных активов предприятия.
  7. В процессе операционной деятельности потребляется значительный объем живого труда. Использование живого труда в значительной мере предопределяет специфику затрат, связанных со стимулированием персонала, обеспечением надлежащих условий налоговых платежей предприятия и т.п, что определяется на условиях формирования операционной прибыли.

На промышленном предприятии  имеется три этапа, т.е. три последовательно  осуществляемых этапов, характер которых  определяется отраслевыми особенностями15. Принципиальная схема осуществления деятельности приведена на рис. 4.

Рис. 4. Планирование этапов осушествления операционнй деятельности на предприятиях промышленности.

 

На рис. 4.1. приведена организация как открытая система с учетом движения материальных потоков и информации, т.е. представлены связи в системе.

 

Два этапа осуществления  операционной деятельности связаны  исключительно с формированием  затрат, в то время как третий этап – преимущественно с формированием  доходов и частично с формированием  затрат. Это предопределяет и формирование конкретных типов центров ответственности  в процессе операционной деятельности:

  • на базе структурных подразделений, которые осуществляют первые два этапа операционной деятельности, должны формироваться центры затрат;
  • на базе структурных подразделений, осуществляющий заключительный этап операционной деятельности, должны формироваться центры дохода;
  • на базе структурных подразделений, осуществляющих все три этапа операционной деятельности, должны формироваться центры прибыли.

В процессе всех трех этапов операционной деятельности предприятие расходует  различные виды ресурсов (материальные, нематериальные, трудовые, финансовые).

Операционная деятельность предприятия  постоянно возобновляется и осуществляется по замкнутому циклу.

Период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит последовательная смена их форм, называется операционным циклом. Характеристикой операционного  цикла является общая его продолжительность. Она включает период времени от момента  расходования денежных средств на приобретение производственных запасов, сырья и  материалов до поступления денег  от дебиторов за реализованную им готовую продукцию.

Продолжительность операционного  цикла (Поц) имеет следующий вид:

 

Поц = Пда + Ппз + Пнп + Пгп + Пдз,

 

где: Пда – период оборота денежных активов, в днях;

Пп з– период оборота производственных запасов, в днях;

Пнп – период нахождения оборотных активов в форме незавершенного производства продукции, в днях;

Пгп - период оборота запасов готовой продукции, в днях;

Пдз - период инкассации дебиторской задолженности, в днях.

 

    1. Порядок формирования операционной прибыли предприятия

С учетом последовательности осуществления  операционной деятельности, ее цикличности, особенностей формирования доходов  и затрат процесс формирования различных  видов операционной прибыли представлен  на рис. 4.2.

Из приведенной схемы видно, что в процессе осуществления  операционной деятельности формируются  три вида операционной прибыли16:

  • маржинальная операционная прибыль;
  • валовая операционная прибыль;
  • чистая операционная прибыль.

 


 

Рис. 4.2. Схема формирования различных  видов операционной прибыли предприятия

 

    1. Планирование формирования операционной прибыли

Уровень  обоснованности разрабатываемых  планов формирования операционной прибыли  определяется качеством и широтой  исходной базы планирования. Основные исходные предпосылки планирования операционной прибыли следующие17:

Анализ формирования операционной прибыли в предплановом периоде.

Цель анализа – выявление  основных тенденций формирования операционной прибыли, оценка достигнутого уровня и  выявление степени влияния основных факторов на процесс ее формирования. При этом основное внимание уделяется  изучению влияния на операционную прибыль  следующих факторов:

    • изменение объема реализации продукции в натуральном измерении;
    • изменение структуры реализации продукции в разрезе основных ее видов;
    • изменение среднего уровня цен на реализуемую продукцию;
    • изменение среднего уровня операционных затрат на единицу реализуемой продукции;
    • изменение рентабельности операционных активов.

Результаты этого анализа используются в процессе построения факторной  модели планирования операционной прибыли  предприятия.

Разработанная общая  политика управления прибылью предприятия.

В процессе планирования должны быть учтены: система стратегических целей  формирования прибыли, система разработанных  отдельных целевых показателей, конкретизированных по периодам их реализации.

Разработанные частные  политики, связанные с формированием  прибыли предприятия. В процессе формирования операционной прибыли  должны быть учтены: ценовая политика, амортизационная политика, налоговая  политика.

Разработанные планы операционной деятельности предприятия, т.е. основные виды планов на предстоящий период:

  • производственная программа предприятия;
  • план операционных доходов предприятия;
  • план операционных затрат.

Система этих планов обеспечивает взаимосвязь  всех основных показателей развития операционной деятельности предприятия  в предстоящем периоде.

 

2. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ  НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА  ПРИМЕРЕ ООО «ТРОЙКА»)

2.1 Модель расчета  факторных влияний на прибыль

Анализ прибыли производится по плановым и фактическим данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии, а также форм годовой и периодической отчетности.

Важное значение имеет  анализ прибыли, который производится по отдельным ее источникам.

Особое внимание в процессе анализа прибыли следует обратить на наиболее значимую статью ее формирования – прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую  составляющую прибыли предприятия, которая зачастую по своему объему превышает балансовую прибыль18.

Чтобы осуществить данный анализ наиболее удобным и широко используемым является факторный анализ прибыли от реализации.

При проведении данного исследования определяется влияние объема и структуры  товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения.

Для проведения факторного анализа используется необходимая  информационная таблица, исходные данные которой позволяют рассчитать влияние  факторов на изменение прибыли от реализации продукции.

Рекомендуется проводить  многофакторный анализ изменения прибыли  от реализации продукции в отчетном периоде по сравнением с предыдущим под воздействием факторов, оказывающих  либо положительное, либо отрицательное  влияние на ее изменение.

Материалами для анализа  прибыли является годовой бухгалтерский  баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Информация о работе Прибылеобразующие факторы: состав, содержательная характеристика, механизм воздействия на формирование операционной прибыли