Проблемы реформирования налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой является рассмотрение проблем реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Проанализировать основы налоговой системы РФ, противоречия действующей налоговой системы России, а также ошибки налогового кодекса РФ.
Задачами курсовой работы являются
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Содержание

Введение…………………..……………………………….…............................3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………………...............................5
1.1. Функции налогов…………………..…………………………..…………5
1.2. Основные принципы построения налоговой системы…………………8
1.3. Виды налогов в РФ ………………………………………….………….11
Глава 2. Противоречия действующей налоговой системы России…...16
2.1. Налоговая система России…………………………………………….16
2.2.Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России………………………………………………………………….……….24
2.3. Перспективы развития налоговой системы…….……………………..30
Глава 3.Ошибки налогового кодекса Российской Федерации…………35
3.1. Ошибки налоговом учете…………………………………………….35
3.2. Положение налогового кодекса РФ………………………………….37
Заключение……………………..………………….…………………................39
Список литературы………….……………………………………...………….21

Вложенные файлы: 1 файл

УИРС оригинал.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Основными чертами налога являются: односторонний характер установления; безвозмездность; принудительность.

Налоги являются важнейшим  элементом экономической политики государства и выполняют следующие  функции:

*фискальную;

*регулирующую;

*социальную;

*контрольную.

Фискальная  функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Благодаря фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Регулирующая  функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.

 Регулирующая функция налогов способствует:

       *регулированию спроса и предложения;

       *побуждению сбережения граждан;

       *выравниванию доходов отдельных социальных групп;

       *развитию малого и среднего предпринимательства;

       *регулированию экспортно-импортной деятельности;

        *стимулированию научно-технического прогресса.

Социальная функция  поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства  в доходах, прибылях, приводящее к  отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши.

Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой  системы России необходимо также  рассмотреть понятие “налоговое бремя”.

Налоговое бремя - это  величина налоговой суммы, взимаемой  с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изъятие  государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Главная цель государства - создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налог

В соответствии с Налоговым  Кодексом от 31 июля 1998 №146-ФЗ в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и  сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:

*налога на добавленную стоимость

*акцизы

*налог на доходы физических лиц

*единый социальный налог

*налог на прибыль организаций

*налог на добычу полезных ископаемых

*водный налог

*сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

*государственная пошлина;

региональным  налогам относятся:

налог на имущество организаций

налог на игорный бизнес транспортный налог;

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований

К местным налогам относятся:

земельный налог

налог на имущество физических лиц;

Специальные налоговые  режимы устанавливаются Налоговым  Кодексом и применяются в случаях  и порядке, которые предусмотрены  настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и  сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

*система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

*упрощенная система налогообложения

*система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

*система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

          Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Так, в зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают  в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно  с дохода или имущества. Отличительная  особенность этих налогов - относительно сложный механизм расчета налоговой  базы.

Среди прямых налогов выделяются:

*реальные налоги.

Они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия  имущества является основанием для  обложения. Например, налог на ценные бумаги;

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налог - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:

*на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);

*универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2) принцип недискриминации  (нейтральности) налогообложения  в отношении форм экономической  деятельности - налоги и сборы  не могут иметь дискриминационный  характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости  создания препятствий реализации  гражданами своих конституционных  прав - недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;

4) принцип единства  экономического пространства - не  допускается устанавливать налоги  и сборы, нарушающие единое  экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия для не запрещённой законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

5) принцип определённости  правил налогообложения - при  установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения; акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6) принцип истолкования  всех неясностей в налоговом  законодательстве в пользу налогоплательщика  - все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются в пользу плательщика налога или сбора.

В экономической литературе встречается и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер.

К ним можно отнести:

1) принцип подвижности  (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;

2) принцип стабильности - этот принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений (для государства при формировании доходной части бюджета, а для плательщиков - при планировании своих доходов, в том числе налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего  перечня региональных и местных  налогов - суть его заключается  в исключении возможности установления и введения дополнительных налогов субъектами РФ и органами местного самоуправления.В мировой практике имеет место использование и ряда других принципов налогообложения, к которым можно отнести принцип доступности и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального удобства для налогоплательщиков; принцип обложения чистых доходов налогоплательщика и др.

 

2.2. Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России

     По мнению многих ученых и авторов, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Таблица 1. Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2005-2009г. В текущих миллиардах рублей.

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

 

Налоговые доходы всего в текущих ценах

из них:

3735,2

4942,1

7058,4

8680,8

10656,7

 

526,5

867,6

1332,9

1670,6

2172,0

 

- налог на  прибыль организаций

         

- НДФЛ

455,7

574,5

707,1

930,4

1266,6

 

- НДС

882,1

1069,7

1472,2

1511,0

2261,7

 

- акцизы

347,7

247,0

253,7

270,6

254,4

 

- налоги на  имущество юридических лиц.

137,8

146,8

253,1

310,9

411,2

 

- платежи за  пользование природными ресурсами

395,8

581,0

1001,6

1281,6

1317,5

 

- единый социальный  налог

364,6

442,2

267,9

316,0

405,1

 

- прочие налоги  и сборы

85,6

96,8

69,3

56,4

121,6

 

Информация о работе Проблемы реформирования налоговой системы РФ