Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 21:12, курсовая работа
Целью данной курсовой является рассмотрение проблем реформирования налоговой системы Российской Федерации.
Проанализировать основы налоговой системы РФ, противоречия действующей налоговой системы России, а также ошибки налогового кодекса РФ.
Задачами курсовой работы являются
Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.
Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.
Введение…………………..……………………………….…............................3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ………………...............................5
1.1. Функции налогов…………………..…………………………..…………5
1.2. Основные принципы построения налоговой системы…………………8
1.3. Виды налогов в РФ ………………………………………….………….11
Глава 2. Противоречия действующей налоговой системы России…...16
2.1. Налоговая система России…………………………………………….16
2.2.Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России………………………………………………………………….……….24
2.3. Перспективы развития налоговой системы…….……………………..30
Глава 3.Ошибки налогового кодекса Российской Федерации…………35
3.1. Ошибки налоговом учете…………………………………………….35
3.2. Положение налогового кодекса РФ………………………………….37
Заключение……………………..………………….…………………................39
Список литературы………….……………………………………...………….21
Основными чертами налога являются: односторонний характер установления; безвозмездность; принудительность.
Налоги являются важнейшим
элементом экономической
*фискальную;
*регулирующую;
*социальную;
*контрольную.
Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Благодаря фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом.
Регулирующая функция налогов способствует:
*регулированию спроса и предложения;
*побуждению сбережения граждан;
*выравниванию доходов отдельных социальных групп;
*развитию малого и среднего предпринимательства;
*регулированию экспортно-импортной деятельности;
*стимулированию научно-технического прогресса.
Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши.
Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.
Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
Главная цель государства - создание налогового права и финансового аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны хозяйственной жизни страны, используя все функции налог
В соответствии с Налоговым Кодексом от 31 июля 1998 №146-ФЗ в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
*налога на добавленную стоимость
*акцизы
*налог на доходы физических лиц
*единый социальный налог
*налог на прибыль организаций
*налог на добычу полезных ископаемых
*водный налог
*сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
*государственная пошлина;
региональным налогам относятся:
налог на имущество организаций
налог на игорный бизнес транспортный налог;
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований
К местным налогам относятся:
земельный налог
налог на имущество физических лиц;
Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
*система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
*упрощенная система налогообложения
*система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
*система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Так, в зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые.
Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий.
Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).
В зависимости от механизма уплаты налоги и сборы делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов - относительно сложный механизм расчета налоговой базы.
Среди прямых налогов выделяются:
*реальные налоги.
Они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Например, налог на ценные бумаги;
Косвенные налоги - налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налог - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:
*на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);
*универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).
Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип
2) принцип недискриминации
(нейтральности)
3) принцип недопустимости
создания препятствий
4) принцип единства
экономического пространства - не
допускается устанавливать
5) принцип определённости
правил налогообложения - при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер.
К ним можно отнести:
1) принцип подвижности (эластичности) - суть его заключается в том, что налоговая нагрузка может быть оперативно изменена в соответствии с объективными потребностями государства;
2) принцип стабильности
- этот принцип предполагает
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
2.2. Особенности и противоречия действующей налоговой системы в России
По мнению многих ученых и авторов, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Таблица 1. Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2005-2009г. В текущих миллиардах рублей.
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Налоговые доходы всего в текущих ценах из них: |
3735,2 |
4942,1 |
7058,4 |
8680,8 |
10656,7 |
|
526,5 |
867,6 |
1332,9 |
1670,6 |
2172,0 |
||
- налог на прибыль организаций |
||||||
- НДФЛ |
455,7 |
574,5 |
707,1 |
930,4 |
1266,6 |
|
- НДС |
882,1 |
1069,7 |
1472,2 |
1511,0 |
2261,7 |
|
- акцизы |
347,7 |
247,0 |
253,7 |
270,6 |
254,4 |
|
- налоги на имущество юридических лиц. |
137,8 |
146,8 |
253,1 |
310,9 |
411,2 |
|
- платежи за
пользование природными |
395,8 |
581,0 |
1001,6 |
1281,6 |
1317,5 |
|
- единый социальный налог |
364,6 |
442,2 |
267,9 |
316,0 |
405,1 |
|
- прочие налоги и сборы |
85,6 |
96,8 |
69,3 |
56,4 |
121,6 |
Информация о работе Проблемы реформирования налоговой системы РФ