Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на коммерческом предприятия с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита;
- на примере реального предприятия общественного питания рассмотреть производственно-экономическую характеристика продукции и товарооборота;
- проанализировать ассортимент и показатели формирующие продуктовую номенклатуру ресторана «Ручей»;
- провести комплексный анализ товарооборота в ресторане «Ручей» в зависимости от факторов влияния.
Введение
1. Описание продукции и ассортимента предприятий общественного питания
2. Характеристика партнеров предприятий
3. Общая финансовая оценка предприятия
4. Характеристика работы предприятий общественного питания на примере ресторана «Ручей»
5. Экономическая оценка предприятия
6. Пути повышения эффективности деятельности предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Данный метод состоит в том, что по каждой группе продукции определяют перечень и количество блюд, которые должны быть реализованы на каждый день недели, декаду или месяц. После этого по всем видам блюд определяют среднесуточный выпуск и удельный вес каждого наименования блюд в соответствующей группе. Умножая среднесуточный выпуск блюд на число дней в планируемом периоде, определяют задание по выпуску блюд в групповом ассортименте.
Расчет выпуска блюд по данным изучения спроса потребителей можно производить на любом предприятии общественного питания. Его сущность заключается в том, что на основании наблюдения за ежедневной реализацией блюд по ассортименту в течение небольшого отрезка времени (неделя, декада, месяц) устанавливают среднесуточный выпуск блюд и, учитывая перспективы работы предприятия, намечают предполагаемый среднесуточный план выпуска блюд.
Расчет на основе данных ожидаемого выполнения плана за отчетный период является наиболее распространенным методом планирования выпуска блюд на предприятиях, где контингент потребителей не постоянен. Ожидаемое выполнение плана по выпуску блюд в текущем году корректируют исходя из необходимости увеличения выпуска обеденной продукции и производственных возможностей предприятия. Ожидаемое выполнение плана должно быть исчислено в сопоставимом с планируемым периодом виде. После определения общего выпуска блюд определяют их выпуск по отдельным группам (первые, вторые, сладкие, холодные). Расчет производится умножением количества блюд, предусмотренного планом, на удельный вес каждой группы блюд в общем выпуске.
Один из методов определения
плана выпуска продукции
Производственная мощность
предприятия общественного
Для измерения производственной мощности используют различные натуральные показатели. Мощность столовой характеризуется выпуском блюд за период, мощность заготовочного предприятия — количеством тонн полуфабрикатов и т.д.
Производственную мощность
предприятия общественного
Производственная мощность горячего цеха рассчитывается по формуле:[21]
(1.7.)
где, Мщ— производственная мощность горячего цеха, блюд;
Вц— продолжительность работы цеха, мин;
Вп— время на простой по организационно-техническим причинам, мин;
О к— емкость котлов, л;
в— средняя продолжительность одной варки, мин;
Впз— время, необходимое для проведения подготовительно-заключительных работ (мойка котлов, закладка сырья и т.п.), мин;
Об— объем первого блюда, л;
Кз— коэффициент заполнения котлов, ед.
Сравнивая данные среднедневного
выпуска первых блюд по плану и
среднедневной
Производственная мощность
не является постоянной величиной. Большое
влияние на ее изменение оказывают
технический прогресс, совершенствование
организации труда и
Отношение фактического выпуска
продукции к производственной мощности
характеризует коэффициент
(1.8.)
Кмщ - коэффициент использования производственной мощности;
ВБф - фактический выпуск продукции, блюд.
Сравнивая коэффициент использования производственной мощности за текущий и предшествующие периоды, можно установить динамику этого показателя.
Понижение коэффициента использования мощности цеха может быть связано с увеличением времени на простой оборудования из-за нерациональной организации технологического процесса, а также со снижением спроса потребителей на приготовляемую продукцию. Для определения планового выпуска блюд за период (год, квартал, месяц) используют формулу:
ВБпл = Мщ х Кмщ х Д. (1.9.)
При планировании выпуска блюд на основе пропускной способности зала ставятся задачи: выявить эффективность использования его площади, ускорить оборачиваемость мест и в конечном итоге улучшить экономические показатели предприятия.[23]
Пропускная способность зала — это максимально возможное количество потребителей, обслуженных в единицу времени (за смену, месяц, год). Она рассчитывается исходя из количества часов работы зала, числа мест, продолжительности приема пищи одним потребителем, нормы площади на одно место и его оборачиваемости за день.
Продолжительность работы зала зависит от типа предприятия, контингента потребителей, количества потребляемых блюд и форм обслуживания.
Число мест в зале определяется делением величины его полезной площади, которая может быть использована для размещения обеденных столов, на типовые нормы площади, установленные на одно место.
Пропускную способность зала и интенсивность потока потребителей характеризует оборачиваемость одного места, которая представляет собой число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии за день. Чем меньше времени затрачивается на обслуживание одного потребителя, тем выше показатель оборачиваемости.
Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует рассчитанное количество блюд умножить на среднюю цену одного блюда.
Составление производственной
программы завершается
Объем прочей продукции собственного производства определяется в натуральном и стоимостном выражениях и вместе с обеденной продукцией составляет весь объем производственной деятельности предприятия.
Планируемый выпуск прочей продукции рассчитывают отдельно для кулинарных, кондитерских изделий, полуфабрикатов, горячих напитков по количеству и сумме. Например, оборот по реализации горячих напитков определяют умножением количества стаканов на среднюю цену за один стакан, с учетом численности обслуживаемых потребителей. Выпуск штучных мучных изделий рассчитывают с учетом возможности их изготовления и спроса потребителей. Выработку полуфабрикатов для продажи населению планируют по количеству, ассортименту продукции и периодам года также с учетом спроса.[24]
Оборот по оптовой реализации
продукции собственного производства
планируют только те предприятия, которые
имеют для этого
При планировании оборота по покупным товарам принимаются во внимание ожидаемое выполнение за предплановый период, спрос потребителей, сезонность в реализации отдельных товаров (мороженое, безалкогольные напитки, фрукты), специфические условия работы. Расчет производят по каждому виду покупных товаров в отдельности.
На основании произведенных плановых расчетов по выпуску обеденной и прочей продукции собственного производства, а также реализации покупных товаров составляют сводный проект плана выпуска продукции и товарооборота на планируемый год с распределением по кварталам.
Сначала определяют общий
объем товарооборота с учетом
сопоставимых данных за предшествующий
период, а затем — состав оборота
(соотношение продукции
При планировании стоимостных
показателей товарооборота
Непосредственно после разработки
плана товарооборота и выпуска
продукции предприятия
При планировании снабжения сырьем и товарами определяют:[25]
- потребность в сырье и покупных товарах;
- величину товарных запасов на начало и конец планируемого периода;
- поступление сырья и товаров в планируемом периоде.
- Наиболее ответственным моментом в разработке плана снабжения является расчет потребности в сырье и покупных товарах.
Потребность предприятий
общественного питания в сырье
может быть определена различными методами.
Как упрощенный вариант расчета
может быть использован фактически
сложившийся расход основных видов
продуктов на одного питающегося. При
разработке таких расчетных норм
продуктов ориентирами должны служить
нормы рационального
Потребность в основных продовольственных товарах (мясопродуктах, рыбе, маслу животному, овощам, картофелю и др.) можно определить по формуле:[26]
П = ЧПхНхД, (1.10.)
где, П — потребность каждого вида товара в планируемом периоде для определенного контингента;
ЧП — планируемая численность обслуживаемого контингента;
Н — норма расхода отдельного товара на одного питающегося данного контингента в день;
Д — количество дней в планируемом периоде.
Потребность в остальных
продовольственных товарах
Для специализированных предприятий,
обслуживающих конкретные контингенты
населения — школьников, студентов,
рабочих завода и др., можно рекомендовать
метод расчета потребности в
сырье и продовольственных
Исходя из набора продуктов
в одном комплексе и количества
комплексов (равного количеству питающихся
в завтрак и обед) рассчитывается
количество продуктов, необходимых
для приготовления завтраков
и обедов в расчете на день. При
нескольких вариантах дневного комплекса
учитывается потребность в
Потребность в сырье для выпуска обеденной продукции можно определить как по индивидуальным, так и по среднегрупповым нормам.[27]
Расчет по индивидуальным нормам осуществляют умножением нормы вложения сырья в граммах (по рецептурам) на количество запланированных к выпуску блюд каждого наименования; расчет производится по массе брутто. Если предприятие определенную долю сырья получает в виде полуфабрикатов, то потребность в них определяется по массе нетто.
Нормы расхода сырья определены
сборниками рецептур блюд и кулинарных
изделий. В общественном питании
ассортимент выпускаемой
Расчет среднегрупповых норм расхода сырья производится при помощи абсолютных величин, выражающих количество блюд, или с использованием относительных величин — удельного веса блюд. Основанием для расчета является плановое меню.
При расчете среднегрупповых норм по абсолютным величинам индивидуальную норму расхода сырья умножают на количество запланированных блюд каждого наименования, затем полученные произведения (взвешенные числа) суммируют и результат делят на общее количество блюд данной группы.
Расчет среднегрупповых норм чаще производят по относительным величинам. Для этой цели индивидуальные нормы расхода сырья умножают на соответствующий удельный вес каждого вида блюд и сумму полученных произведений делят на 100.
При определении потребности
предприятия в сырье
Информация о работе Пути повышения эффективности деятельности предприятия