Развитие франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия (Автосохраненный).docx

— 78.65 Кб (Скачать файл)

На экономическом  форуме в Давосе в 2006 году отмечалось, что Россия превратилась в страну повышенного интереса со стороны крупнейших компаний западного мира. Указанные компании расценивают россию как огромный постоянно  увеличивающийся рынок в сфере потребления. За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют  такие известные западные франшизные системы, как «Баскин Роббинс», «Карло Пазолини», «Кодак», «Сабвей» и др. наряду с развитием международного франчайзинга отечественные франшизные системы завоевывают все большую долю отечественного рынка. Такие российские компании, как «Эконика-обувь», «Мастерфайбр», «Копейка», «Ароматный мир» и др.

Ниже  приведен список нескольких компаний, развивающих франчайзинг в нашей  стране:

компания

Происхождение, регион

Направление

Bennetton

Италия

Сеть бутиков

Coca-cola

США

Предприятие питания

Ecco

Дания

Обувные магазины

English Ferst

Великобритания

Школы иностранных языков

Formoza

Россия, москва

Сеть компьютерных магазинов

Grillmaster

Германия

Предприятия питания

Ives Rocher

Франция

Салоны парфюмерии

kodakExpess

США

Фотолаборатория

Naf-naf

Франция

Сеть бутиков

Pjzza Hut

США

Предприятия питания

SPAR

Нидерланды

Сеть супермаркетов

Subwej

США

Предприятия питания

Ароматный мир

Россия, Москва

Торговля , алкоголь

Баскин Роббинс

США

Предприятия питания

Диана

Россия, Москва

Сеть химчисток

Копейка

Россия, Москва

Сеть универмагов

Красный куб

Россия, москва

Магазины посуды и подарков

Крошка-картошка

 

Предприятия питания

Куда.ру

 

Сеть турагенств

Обувь ХХ1 века

 

Обувные магазины

Очаково

 

Реализация пива

Сибнефть

Россия, Омск

АЗС

ТЕХНОСИЛА

 

Сеть магазинов электроники и  бытовой техники

ТНК

Россия Тюмень

АЗС

ЮКОС

москва

АЗС


 

 

    1. Проблемы развития франчайзинга в России

Франчайзинг в России не получил такого широкого распространения как, например, в  США.

Основные  проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.

    1. Экономические проблемы

Франчайзинг – экономический инструмент, и  для его внедрения необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично.

К данным проблемам можно отнести:

    • Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые системы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
    • Отсутствие у большинства предпринимателей – потенциальных франчайзи – необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему. Например, (со слов руководителя компании «Эконика» О.Соловьева) для ремонта и обустроиства  помещения по стандартам «Эконики» необходимо 15 000-20 000 долларов. На закупку достаточной для начала торговли партии обуви необходимо около 50 000 долларов. Получается 65 000-70 000 долларов, не считая аренды помещения. «Для малого предпринимателя это очень серьезные деньги, - говорит Соловьев, - а получить кредит в банке практически невозможно. Все только говорят о поддержке малого предпринимательства, но на деле ничего не происходит». Причем «Эконика» вообще не берет платы за использование франшизы, ее выгода – в экслюзивных поставках.
    • Сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала

2.Организационно-правовые проблемы.

Хотя  франчайзинг – экономический  инструмент и его проблемы в первую очередь следует искать в сфере  экономики, в России сдерживание  развития франчайзинга происходит прежде всего в правовой сфере.

Эти проблемы связаны с практическим отсутствием  правового обеспечения франчайзинга в России. В правовой системе  термин «франчайзинг» встечается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса  РФ,  где утверждается:»коммерческая  концессия» является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: «коммерческая концессия» значительно  уже понятия франчайзинга.; франчайзинг  в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных  актах, т.е. на «обходных» правовых схемах. Все это затрудняет использование  франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развития франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство.ими необходимо достичь следующих целей:

1.создание условий  для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.

2.обеспечение удобства применения  законодательных актов для участников  франчайзинговой системы

3. создание прозрачности франчайзинговой  системы и ее элементов для  контролирующих органов.

Все три  цели тесно связаны между собой.

 Российская  система  ведения бизнеса отличается  очень широкой информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где наоборот превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях.

 

 

3.Социально-психологические

Экономические и организационные проблемы франчайзинга, естественно, очень важны, но не в  меньшей степени сдерживают развитие франчайзинга и социально-психологические  проблемы. Первое,  с чем сталкиваются организаторы франчайзинговых систем в России – это отсутствие собственного отечественного опыта франчайзинга и боязнь предпринимателей-потенциальных  франчайзи провала во франчайзинговой  системе в целом. Ссылка на зарубежный опыт воспринимается, как правило, достаточно скептически, и на него следует возражение, что не весь западный опыт работает в России, особенно в современных  условиях. Преодолеть эту проблему можно только путем скрупулезного сбора и обобщения отечественного опыта франчайзинга как в отечественных системах, так и с участием иностранного капитала, причем и успешных, и неудачных.

Очень серьезной  проблемой франчайзинга в нашей  стране становится увы традиционное пренебрежение к интеллектуальной собственности. У нас ценится  товар, имеющий материальную форму, а франчайзинг предполагает передачу и оплату интеллектуальной собственности, такой как: торговая марка, технология производства, организация бизнес-процесса и ряда других. Предстоит длительная и систематическая работа, подкрепленная  правовыми и экономическими методами, прежде чем в России начнут уважать  интеллектуальную собственность, а  без этого франчайзинг будет  недостаточно эффективен. Причем уважение к чужой интеллектуальной собственности  должно распространяться независимо от защиты ее правовыми методами. Еще  одной очень существенной социально-психологической  проблемой франчайзинга в России является  боязнь предпринимателей, потенциальных франчайзи, 2потерять свое лицо». Естественно, что вхождение во франчайзинговую систему требует от франчайзи работать по тем стандартам, которые сформулировал франчайзор.  Однако работа в крупной франчайзинговой системе дает франчайзи опыт, который он за редким исключениес не сможет приобрести самостоятельно, и этот опыт компенсирует все прочие потери.

Как уже  упоминалось выше, большая часть  проблем франчайзинга, причем не только социально-психологических, связана  со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в системе в качестве франчайзи. Решение этих проблем  достаточно тривиально: необходимо создать  образовательную систему, которая  позволила бы значительно расширить  подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система  должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента  и узкое, обеспечивающее целевое  консультирование субъектов франчайзинговых  систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам  франчайзинга. Эти два направления  должны дополнять друг друга.

Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку  зрения, что для франчайзинга в  России имеются достаточно широкие  возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная  инициатива по разработке закона о  франчайзинга и внесения соответствующих  изменений в связанные с ним  законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную  программу поддержки малого предпринимательства  системы развития франчайзинга. Очень  важно создание системы налоговых  льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой  системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи  упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Российская Ассоциация франчайзинга

В 1996 году в связи с интересом к франчайзингу у российской предпринимательской  общественности была образована федеральная  общественная организация «Российская  ассоциация развития франчайзинга» (РАРФ), учрежденная рядом руководителей  малых предприятий и содейтсвующих  развитию малого бизнеса организаций. Главными направлениями работы РАФ  являются:

      • Предоставление комплексных консультационных услуг по различным направлениям (вопросам) предпринимательской деятельности в сфере франчайзинга.
      • Экспертиза франшизных проектов малых предприятий, претендующих на получение финансовой помощи в виде грантов и других субсидий.
      • Предоставление информационных услуг по актуальным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности в форме франчайзинга через созданные в сети интернет специализированные информационные ресурсы.
      • Обучение, в том числе широких кругов активного населения- потенциальных франчайзи, а также предпринимателей, желающих работать в системе франчайзинга.
      • Информационно-посреднеческая помощь, поиск партнеров, помощь в ведении переговоров и оформлении договорных отношений.
      • Организация семинаров, круглых столов, конференций и других публичных мероприятий.
      • Организация интенсивной популяризации и пропаганды франчайзинга,

Организация международного франчайзинга путем  консультирования российских предпринимателей по адаптации российских франшизных систем к работе на зарубежных рынках, а также зарубежных компаний по адаптации  зарубежных франшиз к особенностям российской предпринимательской культуры, требованиям законодательной, экономической, социальной среды, поиск партнеров, анализ рынков, помощь при создании предприятий франчайзинга по лицензиям  «мастер-франчайзи».

Российская  Ассоциация франчайзинга разработала  франчайзинговый пакет , который  состоит:

      • Концепция развития компании в форме франчайзинга
      • Франчайзинговый договор
      • Бизнес-план построения франчайзинговой сети
      • Бизнес-план предприятия франчайзи
      • Описание системы фирменных стандартов
      • Руководство по обучению франчайзи
      • Руководство по оперативному управлению предприятием-франчайзи
      • Руководство по системе  поставок и эксплуатации необходимого оборудования и материалов
      • Система делопроизводства и внутрифирменного учета
      • Руководство по маркетингу
      • Публично распространяемым документом франчайзингового пакета является предложение франчайзи, его цель – заинтересовать предпринимателя в приобретении франшизы.
      • Информация о топ-менеджерах франчайзера
      • Концепция развития франчайзинговой сети
      • Список адресов и координат существующих франчайзи
      • Описание сути взаимной работы
      • Описание всех существующих форматов сети
      • Краткая информация об ассортименте товаров и услуг
      • Краткая информация о принципах маркетинга и мерчендаизинга
      • Краткая информация об используемой информационной системе
      • Краткая информация о системе обучения франчайзи и персонала предприятия
      • Стоимость франшизы и принцип платежей
      • Заключаемый договор и сроки его действия
      • Территория предложения франшизы и предоставляемые экслюзивные права на территорию
      • Описание этапов сотрудничества и процедуры открытия нового предприятия
      • Примерная оценка финансовых результатов всех форматов франчайзинговых предприятий (объемы инвестиций, структура дохода, структура расходов, операционная прибыль, сроки окупаемости)

Информация о работе Развитие франчайзинга