Разработка основных мероприятий в системе антикризисного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 11:05, дипломная работа

Краткое описание

Составляемые планы носят фрагментарный характер, не содержат необходимых разделов и показателей, что не способствует целостности и комплексности планирования и снижает эффект от его применения в производственно-хозяйственной деятельности. Различные разделы текущих планов разрабатываются на разной исходной информационной базе, что приводит к рассогласованности плановых заданий по различным областям производственно-хозяйственной деятельности и структурным подразделениям предприятия.

Содержание

Введение
1 Теоретико-методические основы антикризисного планирования на предприятии
1.1 Понятие и сущность планирования на предприятии
1.2 Значение, виды, этапы антикризисного планирования
1.3Создание плана в системе антикризисного управления предприятием
2 Анализ антикризисного планирования на Филиале «Междугородная связь» РУП «Белтелеком»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Филиала «Междугородная связь» РУП «Белтелеком»
2.2 Экономическая оценка производственно-хозяйственной Филиала «Междугородная связь» РУП «Белтелеком»
3 Разработка основных мероприятий в системе антикризисного планирования
3.1 Внедрение антикризисных мероприятий посредством развития инноваций на Белтелеком
3.2 Прогнозирование показателей финансовой деятельности на Белтелеком методом наименьших квадратов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом антикризисное планирование Отчет по практике 2012 Филиал лМеждугородная связь¬ РУП лБелтелеком¬, 2012, РБ.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

- наличие института антикризисных управляющих на всех стадиях судопроизводства по делу о банкротстве;

- система гарантий от злоупотреблений со стороны должника, кредиторов и управляющих при распоряжении имуществом должника;

- государственные гарантии по социальной защите трудовых прав работников должника;

- четкое определение сторон и других лиц, участвующих в деле о банкротстве, иных участников процесса, их прав и обязанностей;

- подробная регламентация всех процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом и другими участниками процесса;

- широкая гласность судебного процесса по делу о банкротстве.

Закон о банкротстве  стал основой для дальнейшего  развития в Беларуси законодательства об экономической несостоятельности.

Правовое регулирование  экономической несостоятельности (банкротства) в Беларуси не ограничивается только Законом о банкротстве, а обеспечивается системой правовых норм. В основе этой системы находятся нормы Гражданского кодекса Беларуси:

-об экономической несостоятельности индивидуального предпринимателя;

-о субсидиарной ответственности лиц, которые вправе давать обязательные для должника (юридического лица) указания либо иным образом его действия;

-о возможности ликвидации отдельных юридических лиц, кроме учреждений и казенных предприятий, вследствие признания их экономически несостоятельными (банкротами);

-об очередности удовлетворения требований кредиторов в случае ликвидации юридического лица;

-об экономической несостоятельности (банкротстве) юридического лица и другие.

Закон о банкротстве  стал активно применяться на практике. Заявления о банкротстве подают не только кредиторы, но и сами должники, а также соответствующие государственные органы, особенно инспекции Министерства по налогам и сборам Беларуси.

Дадим краткую характеристику Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»

Практика применения Закона о банкротстве выявила  ряд серьезных упущений и недостатков  в правовом регулировании досудебной санации, оснований для возбуждения дел о банкротстве, а также в отношении социально значимых субъектов и ряду других вопросов. Для их устранения требовалось оперативное решение, поскольку промедление могло существенно повлиять на экономику конкретных организаций и отраслей, а также социальное положение работающих коллективов. В этой связи 12 ноября 2003 г. был принят Указ № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)».

В нем сделан акцент на досудебных мерах по оздоровлению предприятий. Отличие Указа от Закона о банкротстве в том, что теперь четко прописаны положения, регулирующие обязанности руководителя, собственника, а именно – что конкретно и в каком порядке они должны делать, чтобы спасти предприятие, не доводя дело до суда.

Иными словами, документ направлен на то, чтобы избежать в Беларуси массового банкротства предприятий и использовать этот «инструмент» как крайнюю меру для разрешения отношения должника и кредиторов и вместе с тем ужесточить основания для подачи заявления кредитора о признании должника банкротом.

Указ делает возможность  банкротства в Беларуси гораздо менее вероятной. В соответствии с новым Указом некредитоспособное предприятие далеко не всегда может рассчитывать на то, что его признают банкротом. Его могут признать симулянтом. За малейшие предпринимательские ошибки и нарушения, которые можно будет расценить как способствующие банкротству, могут последовать суровые штрафные санкции.

В данном Указе изменена терминология, предусмотрен ряд мер, которые должны способствовать проведению досудебных мероприятий по финансовому оздоровлению должника. По мнению многих сторонников рыночной экономики, этот документ фактически «похоронил» в Беларуси институт банкротства. Так как этот указ «направлен на усиление координирующей роли государства в процедуре банкротства, перенесение центра тяжести на досудебные формы работы с должниками, повышение ответственности собственников, учредителей, участников, руководителей организаций, исполкомов всех уровней, министерств и ведомств в вопросах предупреждения банкротства». В соответствии с Указом лицо (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), имеющее лицензию на осуществление деятельности по антикризисному управлению, не вправе с 19 мая 2004 года заниматься иными видами деятельности, за исключением антикризисного управления, преподавательской и научной деятельности.

В 2001 году в хозяйственные  суды поступило 922 заявления о банкротстве, в 2003-м — почти 1200. Завершено производство по 758 делам. На 1 сентября 2008 г. в Беларуси насчитывалось 1533 предприятия в любых стадиях банкротства (в г. Минске – 582), на 1 сентября 2010 г. – 1563 предприятия. То есть за последние два года количество заявлений о банкротстве практически не изменилось. Можно было бы сказать, что на экономику Беларуси не оказал влияние мировой финансово-экономический кризис, поскольку в других странах число банкротств (в странах Балтии, в Польше, Чехии) выросло на 20-30%, а в Беларуси – всего лишь на 2%. Но торопиться с выводами не стоит, так как стабильная динамика количества банкротств, напоминает ситуацию с крайне низкой безработицей в Беларуси. И в первом, и во втором случае, речь идет о зарегистрированных банкротствах и о зарегистрированных безработных. За границей же фактический банкрот или фактический безработный тут же становятся официальными, в то время как в Беларуси, чтобы официально предприятие признали банкротом или человека, потерявшего работу, признали безработным, нужно пройти длительный и сложный путь признания.

 

 

1.3 Создание  плана в системе антикризисного  управления предприятием

 

 

Экономический кризис в  компании означает тяжёлое финансовое положение, которое характеризуется  неудовлетворительным значением целого ряда показателей (коэффициентов): платёжеспособности, рентабельности, оборачиваемости, финансовой устойчивости и других. Наиболее универсальными и наглядными индикаторами остаются конечные финансовые результаты деятельности компании: размер валовой прибыли и уровень рентабельности. Как правило, первым признаком кризисного состояния в компании является отрицательный финансовый результат - валовой убыток от деятельности, снижение уровня рентабельности или стремительное сокращение размера прибыли по периодам (если убытки не были запланированы как необходимый этап в развитии бизнеса) [35, c.56]. 

Антикризисное управление можно определить как систему управленческих мер и решений по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики. Оно должно охватывать все стадии развития кризисного процесса, его профилактику, предупреждение и преодоление [35, c.56]. 

Антикризисное управление это процесс предотвращения или  преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две  составляющие антикризисного управления: предотвращение ещё не наступившего кризиса и преодоление уже наступившего кризиса.

Концептуальная установка  антикризисного управления организациями  выражается в следующих основных положениях:

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

- кризисы в определённой  степени можно ускорять, предварять  и ото-двигать;

- к кризисам можно  и необходимо готовиться;

- кризисы можно смягчать, кризисные процессы в определённой  сте-пени управляемы, управление  процессами выхода из кризиса  способно ускорить эти процессы  и минимизировать их негативные  последствия.

Необходимо обратить внимание на особенности и специфику антикризисного планирования в системе планирования деятельности предприятия. Антикризисное планирование - новое для Беларуссии направление планирования, которое осуществляется как одна из функций антикризисного управления. Система планов имеет форму и содержание. В содержательном аспекте система антикризисного планирования, в отличие от системы внутрифирменного планирования, имеет типовую цель - «финансовое оздоровление предприятия», для достижения которой необходимо решить три типовые задачи:

1) устранение неплатежеспособности;

2) восстановление финансовой  устойчивости;

3) расчет с кредиторами.

Система антикризисных  планов, а также процесс планирования базируется на определенных принципах, а именно:

- единство целей и задач планирования на всех иерархических уровнях;

- точное следование  каждой букве закона Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. №423-3 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» и Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. №508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)»;

-системный, процессный, ситуативный подход к планированию  антикризисных мероприятий и  их реализации;

- принцип оптимальности  и экономической эффективности;

- принцип приоритетности (ранжирование целей и задач по их важности);

- принцип вариантности (разработка альтернатив, их сравнение,  оценка и выбор оптимального  варианта);

- принцип социальной  ответственности (перед коллективом  предприятия и обществом) [38, с 120].

Процесс антикризисного планирования на предприятии можно разделить на две стадии:

1)разработка антикризисной  стратегии деятельности фирмы  (антикризисное стратегическое планирование);

2)определение тактики  реализации выбранной стратегии  (оперативное планирование).

Тактические (оперативные) мероприятия по выходу из кризиса  могут быть защитными (сокращение расходов, закрытие подразделений, сокращение персонала, уменьшение объемов производства, и  сбыта) и наступательными (активные маркетинговые исследования, высокие цены на продукцию, использование внутренних резервов, модернизация, совершенствование управления).

Оперативные мероприятия  по выходу из кризиса состоят в  установлении текущих убытков, выявлении  внутренних резервов, привлечении специалистов, кадровых изменениях, получении кредитов, укреплении дисциплины.

В процессе антикризисного стратегического планирования разрабатываются стратегии выхода организации из экономического кризиса. Тактическое планирование должно осуществляться в рамках выбранных стратегий. Оно имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Осуществление запланированных оперативных мероприятий по выходу из экономического кризиса, не связанных со стратегическими целями, может привести к кратковременному улучшению финансового положения, но не позволит устранить глубинные причины кризисных явлений.

Процесс антикризисного стратегического планирования, первого  этапа стратегического управления, начинается с определения текущей  миссии организации. Миссия формирует главные предпосылки успеха деятельности фирмы при различных воздействиях на нее со стороны внешней среды и определенных характеристиках ее внутренней природы и организации.

Главными вопросами, на которые должен ответить руководитель предприятия, оказавшегося в кризисных условиях, являются вопросы о том, сможет ли он в рамках миссии своей фирмы выйти из кризиса и достичь конкурентных преимуществ, как на внутреннем, так и на внешнем рынках? Насколько обеспечены независимость и безопасность фирмы в длительной стратегической перспективе? Насколько широта выбранной миссии фирмы позволит ей в случае необходимости диверсифицироваться? Если он не сможет найти достаточно сильные, аргументированные ответы на них, скорректировать миссию в случае необходимости, то можно с уверенностью сказать, что он не сумеет вывести предприятие из экономического кризиса.

Следующим, не менее важным, этапом стратегического антикризисного планирования является анализ среды  бизнеса и выяснение причин экономического кризиса деятельности предприятия. Правильность выбора стратегий выхода из кризиса и устранение его причин и последствий зависит от точности и комплексности диагностики состояния предприятия. На этом этапе фирма проводит исследования внешней и внутренней среды бизнеса, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для организации, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, проводит оценку реального положения фирмы, выясняет причины кризисного состояния [38, c. 125]. 

На следующем этапе проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды, которые ограничивают достижение желаемых показателей, определяет разрыв между ними. Затем при помощи методов стратегического анализа и планирования формулируются стратегические альтернативы выхода предприятия из экономического кризиса.

Очередной этап связан с  выбором одной из альтернативных стратегий и ее проработкой. На этом заканчивается процесс стратегического планирования и начинается процесс оперативного планирования. Следующие этапы стратегического управления связаны с реализацией планов и контролем результатов.

В целом процесс стратегического  антикризисного управления представляет собой замкнутый цикл с прямой от разработки стратегии к составлению оперативных планов до реализации и контроля и обратной от учета результатов выполнения к пересмотру миссии связью, важнейшим этапом которого является стратегическое планирование.

Информация о работе Разработка основных мероприятий в системе антикризисного планирования