Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 14:56, курсовая работа
Цель курсовой работы: разработать управленческое решение на предприятии ООО «Офисная планета» в области мотивации персонала и доказать его эффективность.
Задачи данной курсовой работы:
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Офисная планета»
- выявить и оценить проблемную ситуацию в организации
- сформулировать цели, критерии и ограничения
Введение.......................................................................................................................5
Раздел 1. Аналитическая часть
1.1. Характеристика и анализ предприятия ООО «Офисная планета»........................................................................................................................7 1.1.1. Характеристика предприятия ООО «Офисная планета»........................................................................................................................7
1.1.2. Управленческий анализ..................................................................................10
1.1.3. Анализ внешней среды предприятия.............................................................12
1.1.4. Выявление проблем путём экспертного опроса ..........................................14
1.2. Выявление и оценка проблемной ситуации.....................................................17
1.2.1. Выявление, формулировка проблем и формирование каталога проблем.......................................................................................................................17
1.2.2. Анализ проблемной ситуации........................................................................18
1.3. Формирование целей, критериев и ограничений ...........................................20
1.4. Построение дерева решений..............................................................................21
Раздел 2. Теоретическая часть
2.1.Факторный анализ, назначение факторного анализа и целесообразность использования............................................................................................................22
2.2. Задачи и этапы факторного анализа.................................................................23
Раздел 3. Проектно-расчетная часть
3.1. Описание вариантов решения...........................................................................26
3.2. Анализ и выбор решения...................................................................................27
3.3. Организационное и информационное обеспечение управленческого решения......................................................................................................................30
Заключение.................................................................................................................38
Список литературы.........................................................................
3. Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
4. Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
5. Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
6. Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
7. Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки [4].
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации[4].
Фактором в экономическом анализе называют активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в состоянии объекта и в показателях его отражающих[1]. Понятие «фактор» применяется в экономическом анализе в 2-х значениях:
- условие совершения
- причина изменения состояния объекта.
Раздел 3. Проектно – расчетная часть
3.1. Описание вариантов решения
Одной из выявленных ранее проблем на предприятии является снижение прибыли в сравнении с предыдущим годом. Поэтому была поставлена цель – увеличить прибыль на 25% в течение одного года.
В аналитической части в пункте 1.4 были определены 3 способа решения:
1) разработка системы мотивации персонала;
2) увеличение объема продаж;
3) уменьшение рыночной цены товара.
Рассмотрим первый вариант решения. Разработка системы мотивации персонала предложена как один из способов решения на основании того, что на предприятии ООО «Офисная планета» большой процент текучести персонала (увеличился на 8% в сравнении с предыдущим годом). Коэффициент постоянства персонала уменьшился на 10%, коэффициент выбытия увеличился на 8%. При проведении опроса персонала (пункт 1.1.4) было выявлено, что мотивации персонала руководством не уделяется должного внимания, что система мотивации на предприятии как таковая отсутствует.
Увеличение объема продаж существенно может повлиять на увеличение прибыли предприятия. Так как очевидно прямое влияние объема продаж на прибыль. Но в определенной ситуации предприятия объем продаж может и не повлиять на прибыль. Для увеличения объема продаж можно использовать рекламу или можно поменять систему обслуживания клиентов на более удобную для них.
Одну из важнейших ролей на рынке играет цена. Иногда при снижении цены можно очень сильно выиграть. Так как, уменьшение цены привлечет новых покупателей, а увеличение покупателей привлечет к увеличению прибыли. Снизить цены можно за счет снижения затрат на топливо или на зарплату рабочих. Для того чтобы рассматривать цену товара, нужно рассмотреть подробно себестоимость данного товара.
Рассмотрим более подробный состав затрат, входящих в себестоимость (таблица 3.1.1).
Таблица 3.1.1
Структура себестоимости на ООО «Офисная планета»
Показатель |
Базисные |
Фактические |
Динамика, % |
Накладные расходы |
1475 |
1525,12 |
103,40 |
Затраты на оплату труда |
2690 |
2710 |
101,00 |
Прочие прямые затраты |
1268 |
1840 |
145,11 |
Мат. Затраты |
1000,28 |
1030,28 |
103 |
Итого |
6433,28 |
8005,4 |
124,44 |
Как видно из таблицы 3.1.1, в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статье: прочие прямые затраты, которые включают амортизацию и др. Стоит также отметить рост накладных расходов и материальных затрат, в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д.
Исходя из данного анализа видно, что те затраты которые увеличились за рассматриваемый период сложно минимизировать так как они являются обязательными и расходуются как можно меньше.
Отсюда получается, что данный метод решения будет сложно реализовать на практике.
Более подробно проанализируем все три решения в пункте 3.2 с помощью факторного анализа.
3.2. Анализ и выбор решения
Для анализа управленческих решений используется факторный анализ. Сначала нужно определить те факторы, которые покажут влияние каждого из предложенных решений на прибыль.
Большая текучесть персонала. Если недостаток персонала будет иметь существенное влияние на прибыль предприятия, то отсюда можно будет сделать вывод о том, что нужно разработать систему мотивации персонала.
Объем продаж. Этот фактор является показателем эффективности предприятия. А чем больше эффективность, тем больше соответственно объем продаж. Значит, этот фактор может показать влияние объема продаж на прибыль предприятия.
Цена товара. Чем больше оборачиваемость оборотных средств, тем меньше может быть цена товара.
Данные для факторного анализа даны в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1
Данные для факторного анализа
Показатель |
Базисные (значения за 2011г) |
Фактические (значения за 2012 г.) | ||
Обозначения |
Единицы измерения |
Обозначения |
Единицы измерения | |
Численность персонала |
N0 |
70чел. |
N10 |
65 чел. |
Недостаток персонала |
P0 |
- |
P10 |
7% |
Оборачиваемость оборотных средств |
Q0 |
1,50 раз в год |
Q10 |
1,38 раз в год |
Рентабельность продаж |
H0 |
13,22% |
H10 |
11,16% |
Прибыль от реализации продукции |
G0 |
1 080,4 млн. руб. |
G10 |
1 063,4 млн. руб. |
Определяем степень влияния на прибыль отдельных факторов:
а) Численность персонала. Данное влияние рассчитывается следующим образом:
DP1=N10-N1
DP1=65-70=-5человек.
б) Расчет влияния на прибыль процента недостатка персонала:
DP2= P10 -P0
DP2=0-7=-7%
в) Расчет влияния на прибыль изменения оборачиваемости оборотных средств (раз в год):
DP3=Q10-Q0.
DP3=1,38-1,50=-0,12
г) Рентабельность продаж.
DP4= H10-H0.
DP4=11,16-13,22=-2,06.
Для более наглядного сопоставления влияния каждого фактора на прибыль предприятия ООО «Офисная планета».
Таблица 3.2.2
Факторы, воздействующие на прибыль.
Фактор |
Абсолютная величина |
Удельный вес, % |
Числ.персонала DР1 |
5 |
35,26 |
Недостаток персонала DP2 |
7 |
49,37 |
Оборачиваемость оборотных средств DP3 |
0,12 |
0,85 |
Рентабельность продаж DP4 |
2,06 |
14,53 |
Абсолютная сумма отклонений |
14,18 |
100 |
Из таблицы 3.2.2 видно, что на прибыль наиболее значительно воздействует недостаток персонала (49,37%), менее заметно влияет численность персонала. И самое маленькое значения оказывают: фактор – рентабельность продаж и фактор – оборачиваемость оборотных средств.
В итоге из факторного анализа следует то, что наибольшее влияние на прибыль предприятия ООО «Офисная планета» оказывает фактор недостатка персонала, а так как этот фактор показывает непосредственно сферу мотивации персонала можно сказать, что лучше всего будет применить первое решение, то есть разработать систему мотивации персонала на данном предприятии.
3.3. Организационное и информационное обеспечение УР
Так как у предприятия ООО «Офисная планета» финансовое положение очень не устойчивое (см. раздел 1) разработка системы мотивации будет производиться с минимальными затратами то если акцент будет сделан на не материальное стимулирование. Также при разработке системы мотивации будут учитываться результаты анкетирования работников (пункт 1.1.4).
Среди нематериальных методов мотивации (по результатам анализа и в целом) выделим следующие:
- торжественные награждения победителей (лучших рабочих, победителей спортивных соревнований);
- экскурсии и поездки для рабочих и их семей;
- оплата проезда в общественном транспорте;
- изменение продолжительности рабочего дня и отпуска;
- непрофессиональное обучение (тренинги общения, личностного роста, иностранный язык, вождение);
- право семейной занятости;
- конкурс «Лучший работник компании»;
- особая обстановка (мебель, освещение, цветы);
- возможность учиться и работать;
- оплата обучения (этот пункт особенно важен для молодых специалистов, имеющих среднеспециальное образование и желающих получить высшее);
- неограниченный доступ в интернет;
- удобное рабочее место, оснащенное необходимой техникой;
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
- развитие системы управления конфликтами;
- формирование и развитие организационной культуры.
Психологический климат в коллективе является одним из важнейших условий повышения эффективности. Устойчивый психологический климат характеризуется стабильностью коллектива и удовольствием, с которым люди ходят на работу.
Комфортный психологический климат - это обстановка, когда все заняты интересным для себя делом, каждый знает свое место в иерархии организации и доволен им, когда компетенции сотрудников не пересекаются и, следовательно, не возникают острые разногласия, в организации существует атмосфера взаимопомощи. Комфортный психологический климат не означает, что люди, работающие в организации, являются друзьями. Дружба и любовь нарушают психологический климат. Это слишком сильные чувства, которые предъявляют повышенные требования к тем, кто участвует в этих отношениях, что часто приводит к нарушению комфортного психологического климата. Возникает очень сильная эмоциональная окраска там, где должны быть деловые отношения.
Очень часто на предприятии возникают конфликты и для их предупреждения предлагаются следующие мероприятия:
1) четкое определение и разъяснение требований к работе для всех структурных подразделений и должностных лиц;
2) создание и поддержание
благоприятного микроклимата в
организации и культуры
3) постановка и развитие организационных целей, стимулирование участия работников в решении общеорганизационных проблем, отладка механизма обратной связи в системе коммуникации организации;