Роль и значение доходов в торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа доходов организации, пути его совершенствования в современных условиях хозяйствования.
Исходя из выше указанной цели, при написании курсовой работы стояли следующие задачи:
дать понятие доходам организации в современных условиях развития экономики Республики Беларусь;
раскрыть механизм формирования конечного финансового результата отчетного периода;
определить цель, задачи анализа доходов организации;
дать краткую экономическую характеристику объекта исследования;
рассмотреть методику доходов от реализации товаров;

Вложенные файлы: 1 файл

доходы.docx

— 214.49 Кб (Скачать файл)

-курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, за исключением случаев, установленных законодательством;

-прибыль (убыток) прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде;

-прочие доходы по финансовой деятельности.

*В состав иных доходов, включаются доходы, связанные с чрезвычайными ситуациями, прочие доходы, не связанные с текущей, инвестиционной и финансовой деятельностью [3, п. 3,5,6, 14-16].

Основным доходом для торговой организации является доход от реализации, представляющий собой сумму торговых надбавок и торговых скидок, приходящихся на реализованные товары. Следовательно, по источникам образования различают доход, полученный за счет торговых надбавок, и доход, полученный за счет торговых скидок [7, с.382].

Доход от реализации товаров - показатель, характеризующий финансовый результат  торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Доход от реализации товаров представляет собой часть стоимости товаров, продукции и услуг, созданной в торговле, используемой для возмещения издержек и образования прибыли. В составе валового дохода выделяется чистая продукция - это вновь созданная стоимость, состоящая из заработной платы, отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), прибыли [4, с. 178].

Доход от реализации товаров исчисляется  в абсолютном и относительном  выражении. Абсолютным показателем  дохода выступает его сумма, а  относительным - процентное отношение  суммы валового дохода к розничному товарообороту, в оптовой торговле - к объему оптового товарооборота с участием в расчетах.

Доход от реализации создается за счет торговых надбавок в оптовой  и розничной торговле, являющихся особым структурным элементом цены товара и отражающих долю организаций в ее формировании. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания, а соответственно выше доля торговых надбавок в цене товара.

Торговая надбавка является ценой  услуг организации торговли по доведению товара до потребителя и его реализации. Ее основные цели состоят в возмещении текущих затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю и обеспечении рентабельности реализуемого товара [4, с. 179].

В процессе управления доходами - при  их анализе, поиске резервов роста и  планировании - все факторы принято подразделять на две основные группы:

- зависящие от деятельности торговой организации (внутренние факторы);

-не зависящие от деятельности торговой организации (внешние факторы) [1, с. 192]

К важнейшим факторам, формирующим  объем и уровень дохода, относятся:

объем, состав и ассортиментная структура  товарооборота;

условия поставки товаров;

экономическая обоснованность торговой надбавки;

количество и качество дополнительных услуг.

Увеличение объема товарооборота  означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная сумма торговой надбавки.

Влияние состава товарооборота  не так очевидно, но имеет место. Это связано с различным уровнем  наценки на товары, реализуемые в  розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода. Транзитный оборот образует меньший доход, чем складской, поскольку меньшие затраты торгового предприятия при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке.

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам обусловила связь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода.

Взвешенный выбор поставщика определяет не только цену поставки товаров в  торговую сеть, но и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы торговой организации, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии и др.

Рыночная модель экономики позволяет  торговым организациям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой — сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля организации и профессионализма руководства. Поступления за оказанные услуги в валовой доход колеблются от полного их отсутствия до 1,5—2% в его общей сумме. Косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает опыт экономически развитых стран, значительно весомее [12].

В ст.34 Налогового кодекса Республики Беларусь «Доходы и источники  их получения» отмечено, что доходы плательщика могут быть отнесены к доходам от источников в Республике Беларусь или к доходам от источников за пределами Республики Беларусь в  соответствии с настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства. Если положения настоящего Кодекса и других актов налогового законодательства не позволяют однозначно отнести полученные плательщиком доходы к доходам от источников в Республике Беларусь либо к доходам от источников за пределами Республики Беларусь, отнесение дохода к тому или иному источнику, а также определение доли таких доходов осуществляются в порядке, установленном законодательством [9, ст34].

Доходы от реализации товаров являются основным видом доходов торговых организаций: их доля в общих доходах  составляет более 80%.

Доходы приводят к увеличению прибыли  и капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем.

Деятельность хозяйствующего субъекта направлена на поддержание капитала собственника и его приумножение. Это достигается безубыточными финансовыми результатами и присоединением части полученной прибыли к капиталу собственника (реинвестирование) [11, с. 15].

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются  в следующем:

- валовой  доход является источником формирования  прибыли; 

- за счет  валового дохода возмещаются  издержки производства и обращения; 

- валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств;

- за счет  налоговых отчислений от валового  дохода формируются различные  бюджетные и внебюджетные фонды; 

- за счет  валового дохода организации  розничной торговли уплачивают  акцизы и таким образом участвуют  в формировании бюджета страны.

Валовой доход организации розничной  торговли измеряется в абсолютных и  относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах - уровнем. Уровень валового дохода (Ув.д) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах [2, с. 112]:

 

     Ув.д=ВД/Т*100                                                   (1)

 

где ВД - сумма валового дохода,

      Т - валовой товарооборот.

 

Доходы от реализации подразделяются на нижеследующие виды.

1. Доходы, остающиеся в распоряжении  торговой организации. Они вычисляются по формуле [7, с. 382-383]:

 

                                          Д = Др-Нр                                                     (2)

 

где Д - доходы, остающиеся в распоряжении торговой организации, руб.;

      Др - доходы от реализации, руб.;

      Нр - сумма налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых за счет доходов от реализации, руб.

 

2. Чистая продукция, представляющая  собой вид дохода, который характеризует  вновь созданную стоимость, состоящую из заработной платы торговых работников, прибыли и отчислений на пополнение собственных оборотных средств.

 

ЧП=Д – Рбез рот                                                 (3)

 

где ЧП –  чистая продукция;

      Д – доходы от реализации товаров, руб.;

      Рбез рот – текущие затраты без расходов на оплату труда, руб.   

                                                                              

3. Хозрасчетный доход, представляющий  собой конечный результат торговой  деятельности, остающийся в распоряжении организации и складывающийся из расходов на оплату труда, относимых на текущие затраты, чистой прибыли и отчислений на пополнение собственных оборотных средств. Он определяется по формуле:

 

ХД = ПЧт + РОТ                                                   (4)

 

где ХД - хозрасчетный доход, руб.;

       ПЧт - чистая прибыль от торговой деятельности, т.е. прибыль от торговой деятельности, остающаяся в распоряжении торговой организации после уплаты налогов и отчислений из прибыли, относящихся на торговлю, руб.;

       РОТ - расходы на оплату труда, руб.

 

4. Чистый доход, представляющий  собой сумму чистой прибыли  от торговой деятельности.

Доходы как экономическая категория  находят свое практическое применение в конкретном показателе торговой деятельности.

Показатель дохода исчисляется  в абсолютном и относительном  размерах.

Абсолютный размер доходов выражается в сумме и определяется как  разница между выручкой от реализации товаров без налогов и неналоговых платежей (налога на продажу и НДС) и стоимостью их приобретения у поставщиков.

Относительный размер доходов представляет отношение их суммы к другим показателям  торговой деятельности. Наиболее распространенным является показатель доходов в процентах  к розничному товарообороту. Он характеризует, сколько рублей дохода получено с каждых 100 р. проданных товаров. В условиях происходящих изменений в учете доходов определенный экономический интерес представляют показатели уровня доходов, рассчитанные по отношению к реализации, товарообороту без налогов и неналоговых платежей. Так же рассчитываются доходы по отношению к основным и оборотным средствам. Исчисляется удельный вес расходов на реализацию товаров в общей сумме доходов.

Организации  небезразлично, куда направляются его доходы. Основными  направлениями использования доходов являются: возмещение издержек обращения и других расходов, образование прибыли. Положительно оценивается увеличение доли доходов, направляемых на накопление, что обеспечивает расширенное воспроизводство, улучшение финансового положения райпо.

Поступая в организацию, выручка  от реализации распределяется по направлениям возмещения потребленных средств, а также формирует валовый и чистый доход. Выручка от реализации должна покрывать совокупные затраты организации и приносить ей прибыль.

Поступление выручки на денежные счета  организации завершает кругооборот  средств. Дальнейшее использование  поступивших средств – это  начало нового кругооборота [5,с41-42]. Направления использования выручки представлены на рис.1.1.1.

Заработная плата и  отчисления


Прибыль

Налоги, относимые на финансовые результаты

Чистая прибыль

Налог на прибыль

Налоги, уплачиваемые из чистой прибыли

Дивиденды

Остаток чистой прибыли, подлежащей распределению в соответствии с социально-производственной политикой предприятия

Денежные средства, поступающие  за реализованную продукцию

Выручка от продаж

Косвенные налоги

Амортизация

Валовой доход

НДС

Акцизы

 

Другие налоги

 

Материальные затраты


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1.1 – Направления использования  выручки [5,с43]

 

В первую очередь выручка используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных  частей для ремонта, топлива, энергии. Остаток выручки после возмещения стоимостных израсходованных материальных ресурсов и возмещения амортизации внеоборотных активов формируется валовый доход. Из выручки выплачивается заработная плата, начисляется социальное страхование, формируется прибыль организации [5, с 43].

В заключение параграфа можно сделать  следующие выводы:

В соответствии с инструкцией №102 доход - увеличение экономических выгод  в течение отчетного периода путем увеличения активов или уменьшения обязательств, ведущее к увеличению собственного капитала организации, не связанному с вкладами собственника ее имущества (учредителей, участников).

Доходы классифицируются по текущей, инвестиционной, финансовой и иной деятельности.

Основным доходом организации  являются доходы от реализации. Доход  от реализации товаров - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров над затратами по их приобретению за определенный период времени.

Информация о работе Роль и значение доходов в торговле