Снижение себестоимости производства продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

В современной обстановке предприятиям необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация. Именно такую информацию получают из ряда технико-экономических показателей, одним из которых является себестоимость. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
1.1. Экономическая сущность себестоимости продукции……………………...5
1.2. Классификация и структура себестоимости………………………………..6
1.3. Методика исчисления себестоимости……………………………………..13
2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО «Великоустюгского Ликёро-водочного завода»
2.1. Историческая справка «Великоустюгского ликёро-водочного завода»...16
2.2. Динамика себестоимости продукции……………………………………...19
2.3. Влияние НТП на уровень себестоимости…………………………………21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ОАО «Великоустюгского ликёро-водочного завода»
3.1. Факторы снижения себестоимости………………………………………..24
3.2. Снижение себестоимости на этапе проектирования продукции и на этапе производства продукции………………………………………………………..27
Заключение ………………………………………………………………………28
Список используемых источников ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Бессолова Юля чистовик.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.2

Размеры производства предприятия

Показатели

2009  г.

2010  г.

Отклонения

2009 г.

к 2010 г., ±

2009 г.

к 2010 г., %

1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб.

173032

212348

39316

393,16

2. Стоимость товарной  продукции, тыс.руб.

95855

107912.8

12057,8

120,578

3. Стоимость основных  производственных фондов, тыс.руб.

50480

45017

-5463

-54,63

4. Среднесписочная численность  персонала, чел.

103

105

2

0,02


 

Вывод: судя по данным таблицы видно, что в 2010 году показатели увеличились, кроме стоимости основных производственных фондов. Они составили – 45017, в процентах их отклонение равно -54,63 %, так как произошёл износ или списание основных фондов.

Таблица 2.3

Производство продукции на предприятии Единица измерения(тыс. дал)

Вид продукции

2009 г.

2010  г.

Отклонения

2009 г.

к 2010 г., ±

2009  г.

к 2010 г., %

ЛИКЕРО-ВОДОЧНЫЕ  ИЗДЕЛИЯ

107 .2

108.0

0,8

0,008


 

Вывод: продукция «Великоустюгского ликёро-водочного завода» в 2010 году увеличилась на 0,8. Отклонение составило 0,008%. Это произошло из-за увеличения цены или производства.

Таблица 2.4

Состав и структура затрат на производство продукции

Элементы затрат

2009  г.

2010  г.

Структурные сдвиги, %

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Материальные затраты

35584.8

355,848

36787.0

367,87

12,022

Оплата труда

1863.7

18,637

2373.8

23,738

5,101

Отчисления на соц. нужды

425.6

4,526

610.1

6,101

1,575

Амортизация

4051.0

40,51

6846.7

68,467

27,957

Прочие

27594.1

275,941

30932.6

309,326

33,385

Итого

69519.2

695,192

77550.2

775,502

80,31


 

Вывод: из таблицы видно, что все показатели увеличились по сравнению с 2009 годом. Увеличение материальных затрат могло произойти из-за повышения оплаты труда, увеличения стоимости сырья. Амортизация же повышается за счёт срока службы основных средств или за счет появления на заводе новой техники.

Таблица 2.5

Результаты хозяйственной деятельности предприятия

 

2009   г.

2010   г.

Отклонения

2009  г.

к 2010  г., ±

2009  г.

к 2010  г., %

Стоимость товарной продукции, тыс.руб.(без акциза и НДС) 

95855

107912.8

12057,8

120,578

Стоимость реализованной продукции, тыс.руб.

75449

92739.0

17290

172,9

 

Произведено продукции на 1 среднегодового работника, тыс.руб./чел.

 

930.6

 

1027.7

 

97,1

 

0,971

Средняя заработная плата, руб./чел.

10986

12348

1362,8

13,628

Затраты на основное производство, тыс.руб.

69519.2

77550.2

8031

80,31

Прибыль от реализации, тыс.руб.

12113

18124

6011

60,11

Чистая прибыль, тыс.руб.

-1970

646

2616

26,16

Рентабельность продукции %

19

25

44

0,44

Рентабельность производства%

30

30

60

0,6


 

Вывод: рентабельность производства по сравнению с 2009 годом осталась прежней – 30. Её отклонение в процентах составило 0,6%. Себестоимость товарной продукции увеличилась за счёт повышения зарплаты на работника, амортизационных поступлений, отчислений на социальные нужды.

 

2.3 Влияние НТП на уровень себестоимости

     Научно-технический прогресс всегда был и остается важнейшим фактором снижения себестоимости продукции и изменения ее структуры. Ускорение НТП влияет на структуру себестоимости продукции по многим направлениям и практически

 на все элементы  затрат.

     Внедрение на предприятии более производительной техники, малооперационной и безотходной технологии, совершенствование организации производства и труда в конечном итоге приводят к следующим положительным последствиям:

  • повышению технического уровня производства, уровня квалификации работников, их высвобождению, что ведет к росту производительности труда и снижению себестоимости продукции;
  • более рациональному использованию материальных ресурсов, в том числе и энергетических, за счет внедрения ресурсосберегающей техники и технологии, а следовательно, к снижению себестоимости продукции по элементу «материальные затраты»;
  • улучшению качества продукции, что приводит к снижению брака, а следовательно, и себестоимости продукции;
  • увеличению объема производства и реализации продукции, а следовательно, к снижению себестоимости продукции за счет «эффекта масштабности»;
  • углублению специализации, кооперирования и комбинирования производства, что многопланово влияет на себестоимость продукции, в основном в сторону ее снижения;
  • совершенствованию управления, организации производства и труда, к улучшению условий труда, что также приводит к снижению себестоимости продукции.

     Ускорение НТП влияет не только на отдельные элементы затрат, но и на структуру себестоимости.

     Известно, что под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости.

      Структуру себестоимости характеризуют следующие показатели:

  • соотношение между живым и овеществленным трудом;
  • доля отдельного элемента или статьи в полной себестоимости;
  • соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными расходами и др. [1]

     На структуру себестоимости продукции оказывают влияние следующие факторы:

  • специфика отрасли и предприятия;
  • ускорение НТП;
  • уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
  • инфляция и др.

     С научной и практической точки зрения очень важно знать механизм влияния НТП на структуру себестоимости продукции. Исследованиями установлено, что этот фактор влияет на, структуру себестоимости разнопланово. Но основное влияние НТП оказывает на соотношение между живым и овеществленным трудом. Под воздействием этого фактора доля живого труда снижается, а доля прошлого (овеществленного) в себестоимости продукции увеличивается. [13]

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Основные направления снижения себестоимости ОАО «Великоустюгский ликёроводочный завод»

3.1 Факторы снижения себестоимости

     Одним из наиболее важных вопросов управления затратами и вообще производством является проблема снижения  себестоимости как одного из важнейших факторов повышения эффективности производства. При этом важно определить, за счет каких составляющих затрат или за счет каких управленческих воздействий можно снизить себестоимость выпуска продукции. Вообще говоря, в силу синтетического характера показателя «себестоимость продукции» любое изменение в производстве и вокруг него влияет на эту величину. Важно только, чтобы это влияние было в нужном направлении, т.е. чтобы от этих изменений себестоимость продукции объективно снижалась. [11]

     Факторы снижения себестоимости — это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют.

     Снижение себестоимости продукции является важной задачей повышения эффективности деятельности предприятия. Снижения себестоимости можно добиться путем экономии используемых ресурсов:

  • снижения материалоемкости  и энергоемкости продукции;
  • снижения трудоемкости продукции;
  • снижения фондоёмкости [12]

                                                                                                           Таблица 2.5

Основные пути снижения затрат [3]

Элементы затрат

Основные пути снижения затрат

Материальные затраты

Снижение норм расходов материалов, внедрение безотходных технологий, снижение уровня брака, усиление контроля за расходованием материалов, внедрение входного контроля качества материалов и т.п.

Затраты на оплату труда

Механизация и автоматизация производства, использование прогрессивных технологий, улучшение организации труда, сокращение излишнего управленческого персонала, сокращение сверхурочных работ и простоев и т.п.

Суммы начисленной амортизации

Повышение загрузки оборудования, повышение коэффициента сменности, проведение инвентаризации и реализация излишнего оборудования


 

     Типовая классификация факторов снижения себестоимости продукции:

1. Повышение технического  уровня производства (механизация  и автоматизация производства, использование  более прогрессивных техники  и технологии, внедрение безотходных  технологий)

2. Совершенствование организации  производства, труда и управления (определение и соблюдение оптимального  размера партии закупаемых материалов, разработка и внедрение технически  обоснованных норм и нормативов,  внедрение управленческого учета  и бюджетирования, повышение квалификации работников, улучшение обслуживания рабочего места, применение передовых методов и приемов труда и т.п.).

3. Изменение объема и  структуры продукции.

4. Отраслевые и прочие  факторы.

     Внешними факторами, оказывающими большое влияние на себестоимость продукции, являются цены на сырье, материалы и комплектующие, налоговая политика государства, регулирование государством минимального размера на оплату труда и т.п.

     Факторы снижения себестоимости на предприятии подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внепроизводственные. К внутрипроизводственным факторам снижения себестоимости относятся технико-экономические факторы, на которые предприятие может оказывать воздействие в процессе управления. Это главным образом следующие группы факторов:

  • повышение технического уровня производства;
  • совершенствование организации производства и труда;
  • изменение объема производства.

     К внепроизводственным факторам снижения себестоимости относятся факторы, на которые предприятие не может оказать непосредственное влияние. Это следующие группы факторов:

  • рыночные цены на сырье, материалы и оборудование;
  • ставки налогов и отчислений в бюджет и внебюджетные фонды;
  • курсы валют;
  • природно-климатические факторы и т. п.

     В процессе анализа и планирования себестоимости продукции вышеназванные технико-экономические факторы и источники снижения себестоимости должны приниматься во внимание для выявления резервов снижения издержек производства.

     В составе  себестоимости  есть  переменные  и   постоянные  статьи затрат, которые по-разному изменяются при изменении объема производства.

    Переменные расходы, к которым относятся материальные и трудовые затраты и некоторые составляющие отдельных комплексных статей (например, часть расходов по содержанию и эксплуатации оборудования), в расчете на единицу продукции определяются действующими нормами и нормативами и не зависят от изменения объемов производства и остаются неизменными. Другими словами, они не влияют на себестоимость единицы продукции при изменении объема.

Информация о работе Снижение себестоимости производства продукции на предприятии