Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 04:00, дипломная работа
Розничный товарооборот выступает как один из основных производственных показателей торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных трудовых, материальных и фи-нансовых ресурсов дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Введение
1 Теоретические аспекты анализа розничного товарооборота торговой организации
1.1 Сущность розничного товарооборота торговой организации и факторы, влияющие на его развитие
1.2 Анализ розничного товарооборота, его направления и показатели
1.3 Правовое регулирование розничного товарооборота
2 Анализ экономического развития и нормативно-правового регулирования ООО «компания «Регион СП»
2.1 Общая характеристика ООО «Компания «Регион СП»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
2.3 Правовое регулирование деятельности ООО« Регион СП »
3 Совершенствование деятельности и нормативно-правового регулирования ООО «Регион СП»……
3.1 Пути увеличения розничного товарооборота
3.2 Рекомендации по увеличению товарооборота организации и их экономическая оценка
3.3 Правовой аспект Положения о материальном стимулировании
Заключение
Список литературы
Анализ таблицы 6 показал, что на выполнение плана розничного товарооборота ООО «Компания «Регион СП» за 2009 год повлияли следующие трудовые факторы:
Итого: + 1,6 + 0,2 = + 1,8 млн. руб.
На динамику развития товарооборота Компании «Регион СП» действуют следующие трудовые факторы:
Итого: + 62,7 + 22,0 = +84,7 млн. руб.
Для изучения и оценки
влияния материально-
Таблица 7 – Влияние материально-технической базы на развитие товарооборота ООО «Компания «Регион СП», млн. руб.
Факторы |
Влияние на выполнение плана товарооборота |
Влияние на динамику товарооборота | ||
расчет |
сумма |
расчет |
сумма | |
Изменение среднегодовой стоимости производственных основных средств |
+89*0,492 |
+43,8 |
+264,7*0,604 |
+159,9 |
Изменение фондоотдачи производственных основных средств |
0,142*296,5 |
-42,0 |
-0,254*296,5 |
-75,2 |
Всего |
+1,8 |
+84,7 |
Рост среднегодовой стоимости производственных основных средств в 2009 году обеспечил увеличение объема товарооборота по сравнению с планом и прошлым годом соответственно на 43,8 млн. руб. и на 159,9 млн. руб.
Снижение фондоотдачи производственных основных средств в 2009 году по сравнению с планом и в динамике уменьшило величину розничного товарооборота соответственно на 42,0 млн. руб. и 75,2 млн. руб. Уменьшение фондоотдачи вызвано капитальными вложениями в строительство и оборудование нового магазина.
Далее произведем подсчет неиспользованных возможностей и прогнозных резервов роста розничной реализации товаров ООО «Компания «Регион СП». К таким возможностям относятся более эффективное использование материально - технической базы, товарных и трудовых ресурсов.
Для оценки возможностей роста розничного товарооборота предприятия составим таблицу 8.
Согласно произведенным расчетам в 2009 году у Компании «Регион СП» имелись возможности увеличения товарооборота на 122,594 млн. руб.
Рост объема розничного товарооборота обеспечивается за счет следующих факторов:
- улучшения обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов - на 5,394 млн. руб.;
- повышения эффективности
использования материально-
Таблица 8 – Подсчет возможностей роста розничного товарооборота
ООО «Компания «Регион СП» за 2009 год, млн. руб.
Возможности роста розничного товарооборота |
Сумма, млн. руб. |
Недовыполнение плана розничного товарооборота в июне |
0,700 |
Рост по сравнению с планом прочего выбытия товаров |
0,116 |
Рост в динамике прочего выбытия товаров |
0,407 |
Рост в динамике товарных запасов на конец года |
4,171 |
Потери товарооборота в связи со снижением по сравнению с планом фондоотдачи производственных основных средств |
42,000 |
Потери товарооборота от снижения фондоотдачи производственных основных средств в динамике |
75,200 |
Всего |
122,594 |
Для подсчета резервов используют наименьшую сумму возможностей роста розничного товарооборота по этим факторам. Таким образом, резервом роста розничного товарооборота ООО «Компания «Регион СП» в 2009 году будет улучшение использования товарных ресурсов в размере 5,394 млн. руб.
2.3 Правовое
регулирование деятельности
Деятельность предприятия регулируется внешними и внутренними документами. К внешним документам относятся законодательные и нормативные акты, касающиеся деятельности фирмы. Внутренние документы – это Устав предприятия, Приказы и распоряжения Общего собрания участников, Положение о предприятии, Правила внутреннего трудового распорядка, Должностные инструкции.
Государственное регулирование коммерческой деятельности представляет собой комплекс осуществляемых законодательными, исполнительными и судебными органами власти мер, направленных на создание предпосылок эффективного развития торговли. Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др.
В государственном регулировании рыночной экономики наиболее важными являются два аспекта.
Первым необходимым условием для упорядочивающего воздействия является регламентация, свод правил и ограничений рыночной деятельности. Осуществляется посредством государственного планирования, издания правительством нормативно-правовых актов. Разработка системы правил экономического поведения для всех участников хозяйственного процесса необходима для предоставления ее объектам самостоятельности в предпринимательской деятельности.
Второй аспект - это государственное воздействие на рынок посредством изъятия части прибыли, дохода через систему налогообложения и других платежей в бюджеты. Распределяя средства в интересах общегосударственных нужд, государство осуществляет свою финансовую политику и оказывает влияние на рынок.
Правовое обеспечение торговой деятельности в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы весь комплекс отношений в этой сфере.
Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо, прежде всего, для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.
Основными методами государственного регулирования коммерческой деятельности являются:
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения торговли;
- лицензирование отдельных видов торговой деятельности;
- сертификация товаров;
- поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности;
- поддержка социально значимых видов торговой деятельности;
- государственный контроль
над соблюдением торговыми
Деятельность предприятий торговли регламентируется Гражданским кодексом РФ и другими законами37.
Федеральным законом «О техническом регулировании»38 регулируются отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении
и исполнении обязательных
- оценке соответствия;
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
Этим законом определены:
- содержание, применение, порядок разработки и принятия общих и специальных технических регламентов - документов (например, федеральных законов), устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);
- цели и принципы
стандартизации, правила разработки
и утверждения национальных
- цели и принципы подтверждения соответствия (в форме добровольной и обязательной сертификации, а также декларирования соответствия)39.
Закон РФ «О защите прав потребителей» 40. регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав
Федеральным законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» 41 установлена обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг на территории Российской Федерации, применять включенную в Государственный реестр контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт. Этим же законом определены виды деятельности, для которых такие расчеты могут производиться без применения соответствующей техники.
Федеральный закон «О рекламе»42 регулирует отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ. Его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства о рекламе и пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Кроме перечисленных выше законов, в сфере торговли применяются и другие нормативно-правовые акты (правила, стандарты и пр.).
Одним из методов государственного контроля в торговле является надзор за выполнением законов и установленных правил, а в случае их нарушения – применение санкций в пределах компетенции проверяющего органа. Некоторые незаконные действия в сфере экономической деятельности относятся к уголовным преступлениям и подлежат более строгому наказанию. К таким преступлениям в соответствии с УК РФ43 отнесены:
- незаконное предпринимательство, т.е. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере;
- производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора, специальными марками или знаками соответствия, защищенными от подделок, совершенные в крупном или особо крупном размере;
- незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб;
- производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности44.
При ведении деятельности
организации не только должны выполнять
предписания государственных
Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), регламентируется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»45. В нем установлены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов, обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю.