Совершенствование системы обучения и воспитания персонала современной организации (на примере общества с ограниченной ответственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 05:58, дипломная работа

Краткое описание

Современная организация заинтересована в привлечении квалифицированных и добросовестных работников. Эту задачу, однако, не всегда можно решить с помощью рекрутинга. Чаще всего организация получает в свои ряды «сырых» работников, страдающих разнообразными недугами, в числе которых: пассивность, зависимость от мнения других, ограниченность моделей поведения, примитивность интересов, ориентация на краткосрочную перспективу, низкая самооценка. Решение этих проблем и обретение сотрудниками организации признаков зрелости (активности, независимости, разнообразных поведенческих моделей, глубоких интересов, долгосрочной перспективы, высокого самосознания и самоконтроля) связаны с процессом обучения и воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1. Основные понятия и концепции обучения персонала

1.2. Формы и методы обучения персонала

1.3. Обучение при вхождении человека в организацию

1.4. Изменение поведения человека посредством научения

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ООО «ВЕЛЕС»

2.1. Служба персонала. Основные направления деятельности

2.2. Анализ существующей системы внутрифирменного обучения персонала

2.3. Анализ существующей программы адаптации персонала

2.4. Анализ используемых методов оценки персонала

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

3.1. Предложения по изменению программы обучения сотрудников

3.2. Разработка программы тренинга- семинара для наставников

3.3. Рекомендации по оценке персонала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Своершенстование системы обучения и воспитания персонала.doc

— 695.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                      

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга


(наименование  кафедры)

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

Студента                 

                                                          (фамилия, имя, отчество)


 

отделение                                                факультет  экономики и управления     


 

на тему:      Т29 Совершенствование системы обучения и воспитания                                                                                                                                                                персонала современной организации (на примере общества с ограниченной ответственностью «ВЕЛЕС»)



                                           

 

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1.  Основные понятия и концепции обучения персонала

1.2. Формы и методы  обучения персонала

1.3. Обучение при вхождении человека в организацию

1.4. Изменение поведения человека  посредством научения

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ  И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ ООО «ВЕЛЕС»

2.1. Служба персонала. Основные направления деятельности

2.2. Анализ существующей системы внутрифирменного обучения персонала

2.3. Анализ  существующей программы адаптации персонала

2.4. Анализ  используемых методов оценки  персонала

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПЕРСОНАЛА КОМПАНИИ

3.1. Предложения по изменению программы обучения сотрудников

3.2. Разработка программы тренинга- семинара для наставников

3.3. Рекомендации по оценке персонала 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


(подпись студента)

                                                              «25»  сентября    2010   г.         

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

6

Глава 1. Организация обучения и воспитания персонала

9

1.1. Основные понятия и концепции обучения персонала

9

1.2. Формы и методы  обучения персонала

14

1.3. Обучение при вхождении человека в организацию

19

1.4. Изменение поведения человека  посредством научения

26

Глава 2. Анализ системы обучения и воспитания персонала в компании ООО «ВЕЛЕС»

34

2.1. Служба персонала. Основные направления деятельности

34

2.2. Анализ существующей системы внутрифирменного обучения персонала

41

2.3. Анализ  существующей программы адаптации персонала

51

2.4. Анализ используемых методов  оценки персонала

59

Глава 3. Разработка проекта  по совершенствованию организации обучения и воспитания персонала компании

63

3.1. Предложения по изменению программы обучения сотрудников

63

3.2. Разработка программы тренинга- семинара для наставников

66

3.3. Рекомендации по оценке персонала

71

Заключение

76

Список используемых источников и литературы

79

Приложения

82


 

 

 

 

Введение

      Современная организация заинтересована в привлечении квалифицированных и добросовестных работников. Эту задачу, однако, не всегда можно  решить с помощью рекрутинга. Чаще всего организация получает в свои ряды  «сырых» работников, страдающих разнообразными недугами, в числе которых:  пассивность, зависимость от мнения других, ограниченность моделей поведения, примитивность интересов, ориентация на краткосрочную перспективу,  низкая самооценка. Решение этих проблем и обретение сотрудниками организации признаков зрелости (активности, независимости, разнообразных  поведенческих моделей, глубоких интересов, долгосрочной перспективы,  высокого самосознания и самоконтроля) связаны с процессом обучения и воспитания.

      В наше время быстро развивающихся технологий развитие кадров является для организации жизненно необходимым.  Существует множество причин, по которым фирма просто обязана уделять внимание обучению и воспитанию своих сотрудников. Например, конкурентоспособность и адаптация предприятия к окружающей среде являются производными от уровня квалификации персонала. В то время как большая часть ресурсов организации представлена материальными объектами, стоимость которых со временем снижается посредством амортизации, ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой организации, так и для личного блага служащих своей организации, руководство должно постоянно работать над всемерным повышением потенциала кадров.

      Цель данной работы – проанализировать существующую систему обучения и воспитания персонала организации и сформулировать предложения по совершенствованию  системы внутрифирменного обучения и воспитания персонала, оценить ожидаемый эффект от изменений действующей системы обучения. Для достижения указанной цели в работе поставлены такие задачи:

  1. Раскрыть основные понятия и концепции обучения персонала;
  2. Выделить основные формы и методы внутрифирменного обучения персонала;
  3. Выяснить, какие действия, направленные в адрес ее нового члена, способствуют воспитанию норм и ценностей, принятых в организации;
  4. Выделить основные стадии процесса включения нового члена в организацию;
  5. Выделить основные типы поведения человека в организации, основные типы научения поведению;
  6. Осуществить анализ системы обучения и воспитания персонала в организации ООО «ВЕЛЕС»;
  7. Разработать проект по совершенствованию организации обучения и воспитания персонала компании;

      Объектом исследования является персонал предприятия  ООО «ВЕЛЕС».

      Предметом исследования являются система обучения и воспитания персонала предприятия  ООО «ВЕЛЕС».

      Теоретической базой исследования послужили работы российских1, зарубежных авторов2, которые рассматривали основные понятия и концепции обучения, формы и методы обучения персонала, роль службы управления персоналом в организации обучения кадров, адаптацию человека к организационному окружению и изменение его поведения, вхождение человека в организацию, влияние организации на процесс вхождения, воспитание человека организацией.

      Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые собран, обобщен и проанализирован материал по сложившейся системе обучения и воспитания персонала, по результатам которой были сформулированы предложения по совершенствованию организации обучения и воспитания персонала организации.

      Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. Во введении представлены актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, теоретическая база и практическая значимость.

       В первой главе исследуются теоретические основы организации процесса обучения и воспитания персонала предприятия: сущность, структура,  формы, методы, этапы, модификация поведения человека в организации.

      Во второй главе проанализирована программа обучения и адаптации персонала, методы оценки результатов обучения и адаптации в организации ООО «ВЕЛЕС», выявлены сильные и слабые стороны.

      В третьей главе внесены  предложения по совершенствованию программы внутрифирменного обучения и адаптации персонала, предложены рекомендации по оценке работы сотрудников.

      В заключении на основе полученных результатов исследования нами выявлены проблемы существующей системы обучения и воспитания персонала и сделаны конкретные выводы.

      В приложении представлены схемы, таблицы, иллюстрирующие изложенный материал, а также дополнительные материалы (выдержки из официальных документов, формы отчетности и т.п.).

      Тема данной дипломной работы особенно актуальна, т.к. программа обучения персонала дает возможность привлекать к работе людей, не имеющих опыта и навыков работы по специальности, что помогает решить вопрос занятости.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы организации  обучения и воспитания персонала

1.1. Основные понятия и концепции обучения персонала

       Обучение (training) - это любой систематический процесс, используемый организациями для развития знаний работников, навыков, изменения поведения или установок (предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации), чтобы повысить их вклад в достижение организационных целей. Обучение персонала способствует повышению эффективности труда на занимаемых персоналом позициях, подготовке работников  к тем позициям, на которые они могут быть выдвинуты в будущем, а также росту их потенциала, обусловленному внедрением новых технологий, процессами интернационализации, глобальной конкуренции и ориентацией  на обслуживание клиентов3.

По мнению Короткова Э.М. следует различать три вида обучения:

  • Подготовка кадров — планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
  • Повышение квалификации кадров — обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
  • Переподготовка кадров — обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения квалифицированных кадров, сущность которых рассмотрим ниже.

  • Концепция специализированного обучения ориентирована на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеет отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
  • Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и внепроизводственную мобильность работника. Однако последнее обстоятельство представляет собой известный риск для организации, где работает сотрудник, поскольку он имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к соответствующему рабочему месту.
  • Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных им в практической деятельности. Эта концепция относится в первую очередь к персоналу, имеющему склонность к научным исследованиям и обладающему талантом руководителя, педагога и т.п.

Таким образом, по мнению Маслова Е.В.,4 предметом обучения являются: знания - теоретические, методические и практические, необходимые работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;

умения - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;

навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль;

способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

      Стандартная структура процесса обучения персонала является трехэтапной:

1) анализ потребностей в обучении; 

2) разработка и реализация программ  обучения; 

3) оценка эффективности подготовки (переподготовки) кадров. 

         Определить, кому, для чего, на какой  основе и в какой мере требуется обучение, - значит, инвестировать средства, которые заведомо принесут работодателю прибыль, и немалую. 

      Первые специальные исследования в области организационного  обучения были предприняты более четырех десятилетий назад. В 1961 г.  Мак-Ги и Тэйер (McGehee and Thayer) представили трехэлементную  систему анализа потребностей в обучении «организация - задача -  личность», которая до сих пор не утратила актуальности (см. таблицу 1).    

Таблица 1

Подход Мак-Ги и Тэйера к определению потребностей в обучении

 

Объект анализа

Цель

Применяемые методы и процедуры

Организация

Определение структурных элементов, где необходимо  обучение

Установление требований к знаниям  и навыкам исходя из организационных целей, задач, бизнес-планов

Сравнение показателей эффективности и качества с ожиданиями

Руководство персоналом, включая  аудит персонала, определение  наличных знаний, умений и навыков

Оценка организационного климата

Задача

Определение содержания  и специфики обучения

Сравнение результатов / стандартов выполнения индивидуальных заданий; определение знаний, навыков,  установок и совокупности действий  для успешного выполнения задачи

Личность

Персональное определение обучаемых и программы  их обучения

Определение причин невыполнения  или нарушения выполнения задачи

Сбор информации об инцидентах

Руководство процессом исследования потребностей в обучении


 

Эта модель  направлена на повышение профессионально важных качеств работника исходя из предположения о недостатке знаний, навыков, установок как предпосылок неэффективного труда.

Информация о работе Совершенствование системы обучения и воспитания персонала современной организации (на примере общества с ограниченной ответственностью