Современное состояние и развитие мясного скотоводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 10:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование современного состояния и перспектив развития мясного скотоводства в Пермском крае и предложить пути повышения конкурентоспособности на примере предприятия «ОАО Агрокомплекс "Кунгурский" .
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить задачи:
Рассмотреть теоретические основы конкурентоспособности предприятий.
Изучить современного состояние мясного скотоводства в Пермском крае
Проанализировать хозяйственную деятельность предприятия «ОАО Агрокомплекс "Кунгурский"

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентоспособности……………………5
Понятие конкурентоспособности………………………………………..5
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия………..8
Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия…………………………………………………………………..11
Глава 2. Современное состояние и развитие мясного скотоводства………..16
2.1 Состояние отрасли мясного скотоводства в Пермском крае…………..16
2.2 Современное состояние предприятий мясного скотоводства………....19
2.3 Оценка конкурентоспособности мясных полуфабрикатов……….……21
Глава 3.Развитие конкурентоспособности в мясном скотоводстве………….25
3.1 Оценка конкурентоспособности предприятия………………………….25
3.2 Формирование конкурентоспособности продукции…………………...28
Заключение……………………………………………………………………31
Список использованных источников………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 92.68 Кб (Скачать файл)

промышленности), некомплектная  ее переработка приводят к увеличению затрат производства, а значит, к уменьшению прибыли, которая, в свою очередь, не позволяет расширить производство.

Вследствие этого снижается  конкурентоспособность. И наоборот, улучшение использования сырья, его комплексная переработка понижают затраты производства, а значит, повышают конкурентоспособность.

4. Сбыт продукции: его  объем и затраты реализации. Этот  фактор серьезно влияет на повышение конкурентоспособности предприятия: можно добиться неплохих результатов в производстве, выпуская продукцию высшего качества и относительно невысокой себестоимости, но все будет сведено на нет из-за непродуманной сбытовой политики. Поэтому предприятие старается осуществить эффективный сбыт за счет продажи продукции, необходимой рынку, стимулирование увеличения объемов продаж, завоевывая новых рынков сбыта. Все это делается, с одной стороны, на основе формирования "своего" покупателя, проведения эффективной ценовой политики и т.п., а с другой - путем эффективного обеспечения сырьем, необходимыми материалами и оборудованием по доступным ценам.

Сельскохозяйственному предприятию  важно не только добиться конкурентоспособности  своей продукции на рынке, но и  удержаться на нем в течение максимально  возможного времени. Для этого необходим  постоянный поиск путей совершенствования  продукции, технологии производства, стремление внести новшество в изделие, опережая своих конкурентов.

Немаловажное значение имеет и  хорошо организованная реклама, использование  фирменного знака, умение держать имидж  компании – все это повышает конкурентоспособность  продукции и агропромышленных предприятий. В качестве важных практических критериев  эффективной конкуренции многими  авторами отмечается разнообразие потребительского выбора и стабильность цен в долгосрочном периоде. Однако главным критерием  остаются барьеры входа на рынок, как наиболее важный фактор, определяющий уровень конкуренции в отрасли  .[2]

Конкурентоспособность отрасли сельского  хозяйства во многом определяется традициями развития производства продукции, а  также накоплением технологий, обеспечивающих высокое качество и низкие издержки. Конкуренция между аграрными  предприятиями, функционирующими в  стране, является одним из факторов поддерживающих конкурентоспособность  данной отрасли. Если конкурентоспособность  сельхозпродукции и конкурентоспособность  агропредприятий имеют значение для борьбы за внутренний рынок, то конкурентоспособность всего агропромышленного  комплекса – это фактор, определяющий успех на мировом рынке.

Большое значение для конкурентоспособности  всей продукции, всех предприятий, всех отраслей на мировом рынке имеет  огромное значение национальная конкурентоспособность, конкурентоспособность страны.[3]

Итак, конкурентоспособность  зависит от рассмотренных выше факторов.

Определить  характер  этой  зависимости   и   выразить   ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для  поиска  путей оценки  и  повышения  конкурентоспособности.  Более  всего  для  этой   цели подходят  экспертные  методы.  При  этом   целесообразно   изучать   влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

 

1.3 Методы оценки конкурентоспособности  предприятия

Оценка конкурентоспособной  продукции отражает соответствующие  функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских  и экономических показателей  конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор  базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального  показателя конкурентоспособности).

Оценка конкурентоспособности  товара производится путем сопоставления  параметров анализируемого товара с  параметрами базы сравнения, поскольку, как было сказано выше, конкурентоспособность понятие относительное. За базу сравнения может быть принята потребность покупателей или образец. Образцом, как правило, является аналогичный товар, который имеет максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта. В случае, когда за базу сравнения принимают потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

Где:

  • gi — единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
  • Пi — величина i-го параметра для анализируемой продукции;
  • Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
  • n — количество анализируемых параметров.

В случае принятия за базу сравнения  образца, в знаменателе дроби  проставляется величина i-го параметра  для товара, принятого за образец.

В случае, когда параметры  товара не имеют физической меры, для  оценки их характеристик применяют  методы балльных оценок.

Описанный выше метод (дифференциальный) позволяет только констатировать факт необходимости повышения или  снижения параметров товара для повышения  конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при  выборе товара потребителем.

На применении групповых, обобщенных и интегральных показателях  основывается комплексный метод. При  этом расчет группового показателя по техническим параметрам производится по формуле:

Где:

  • Imn — групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
  • gi — единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру;
  • Li — весомость i-го параметра в общем наборе технических параметров, характеризующих потребность;
  • n — число параметров, участвующих в оценке.

Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:

Где З, З0 — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

Полные затраты потребителя  включают единовременные затраты на приобретение товара (Зе) и средние суммарные затраты на эксплуатацию товара:

Где:

  • Т — срок службы;
  • i — год по порядку.

Смешанный метод позволяет  выразить способность товара конкурировать  в определенных условиях рынка через  комплексный количественный показатель — коэффициент конкурентоспособности:

Где:

  • i = 1…n — число параметров продукции, участвующих в оценке;
  • j = 1…n — виды продукции;
  • Li — коэффициент важности (значимости) по сравнению с остальными существенными параметрами продукции;
  • Pij — конкурентоспособное значение i-го параметра для j-ой продукции;
  • Pin — желаемое значение i-го параметра, которое позволяет полностью удовлетворить потребность показателя;
  • i = +1, если увеличение значения параметра Pij способствует росту конкурентоспособности продукции (например, надежности, производительности изделия и так далее);
  • i = -1, если увеличение значения параметра Pij приводит к снижению конкурентоспособности продукции (например, вес, габарит, цена и другое).[4]

Вывод о конкурентоспособности  дополняется заключениями о преимуществе и недостатке оцениваемого товара по сравнению с аналогичными, а также  предложениями мер, необходимых  для принятия с целью улучшения  положения товара на рынке.

По результатам оценки конкурентоспособности товара можно  принять следующие решения:

  • изменить состав и структуру применяемых материалов, комплектующих изделий или конструкции товара;
  • изменить порядок проектирования товара;
  • изменить технологию изготовления товара, методы испытания, систему контроля качества изготовления, хранение, упаковку, транспортировку, монтаж;
  • изменить цены на товар, цены на услуги, на обслуживание и ремонту, цены на запасные части;
  • изменить порядок реализации товара на рынке;
  • изменить структуру и размер инвестиций в разработку, производство и сбыт товаров;
  • изменить структуру и объемы поставок при производстве товара, цены на комплектующие изделия и состав выбранных поставщиков;
  • изменить систему стимулирования поставщиков;
  • изменить структуру импорта и видов импортируемых товаров.[5]

Основой оценка конкурентоспособности  является сравнение характеристик  анализируемых товаров с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая  товар на рынке. Следовательно, необходимо решить задачу определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и  значимых с точки зрения потребителей.

Таким образом, при помощи цифр можно дать характеристику конкурентоспособности  одного товара по отношению к другим. Сопоставление товаров ведется  при помощи таблицы сравнения  параметров. По результатам сравнения  одним из трех описанных методов  можно дать одно из следующих заключений:

  • товар конкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар обладает низкой конкурентоспособностью на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  • товар полностью неконкурентоспособен на данном рынке в сравниваемом классе изделий.

 

 

 

 

 

Глава 2. Современное  состояние и  развитие мясного  скотоводства

2.1 Состояние отрасли мясного  скотоводства в Пермском крае

В Пермском крае, как и  в большинстве регионов России, практически  отсутствует поголовье КРС мясных пород, на котором выстроено мясное производство европейских стран, Америки, Австралии, при этом в ряде субъектов России специализированное мясное скотоводство традиционно. Лидеры в данной отрасли – Калмыкия, Челябинск, Тюмень. Пермский край обладает значительными земельными угодьями, возможностью получения дешевых травянистых кормов и емким рынком сбыта, что необходимо использовать для расширения специализированной мясной отрасли.

Инвестиционные проекты  по откорму мясного скота имеют  довольно длительный период окупаемости  и эффективны лишь при достижении определенного масштаба. В противном  случае развитие отрасли сталкивается с инфраструктурными ограничениями  в племенной работе, забое и  переработке.

 

Таблица 1-Производство в Пермском крае мяса КРС в убойном весе, тыс. тонн

 

Категории хозяйств

2000

2005

2006

2007

2008

2009

Хозяйства всех категорий

38,4

33,1

31,2

27,8

24,6

23,0

Сельскохозяйственные 
организации

19,3

17,4

16,6

14,7

14,1

12,8

Крестьянские (фермерские) хозяйства  и индивидуальные предприниматели

0,5

0,6

0,8

0,8

0,7

0,5

Хозяйства населения

18,6

15,1

13,8

12,3

9,8

9,7


 

Производство мяса КРС  в регионе с 2000 года сократилось  на 40 %. На 01 января 2010 года во всех категориях хозяйств насчитывается 282 тыс. голов КРС, в том числе сельскохозяйственных организациях Пермского края – 190 тыс. голов, из которых 74,9 тыс. коров. Поголовье животных уменьшилось во всех категориях хозяйств. Основная доля сокращения приходится на хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства. На конец 2009 года специализированного мясного поголовья в Пермском крае насчитывалось не более 3 тыс. голов.[7]

Основные финансово-экономические  показатели развития подотрасли мясного  скотоводства представлены в таблице  2.

Таблица 2- Анализ состояния мясного скотоводства в регионе

 

Показатели

Ед. изм.

2007

год

2008 год

2009 год

2009 г. к 2007 г., %

1. Поголовье КРС в сельскохозяйственных  предприятиях, всего

тыс.

голов

303

296

282

93,1

в том числе поголовье  специализированного мясного скота  в сельскохозяйственных предприятиях, всего

тыс.

голов

2,5

2,9

3,0

118,6

2. Валовое производство говядины в живом весе

тыс. тонн

47,2

42,7

39,7

84,1

в том числе валовое производство говядины специализированных пород  в живом весе

тыс. тонн

0,200

0,276

0,392

196,0

3. Валовое производство говядины в убойном весе

тыс. тонн

27,8

24,6

23,0

82,7

в том числе валовое  производство говядины в убойном  весе в сельскохозяйственных организациях

тыс. тонн

14,7

14,1

12,8

87,1

4. Производство на душу  населения

кг

10,1

9,5

8,5

84,2

5. Количество реализованной  продукции 

тыс.

тонн

28,7

27,1

24,6

85,5

6.Выручка от реализации

млн.

руб.

1245,0

1207,9

1299,7

104,4

7.Себестоимость реализованной  продукции

млн.

руб.

1569,7

1718,2

1727,5

110,0

8. Рентабельность производства  мяса

с государственной поддержкой

%

н/д

н/д

-19,13

-

без государственной 
поддержки

%

-20,69

-29,70

-24,76

-

Информация о работе Современное состояние и развитие мясного скотоводства