Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание теории управления.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

В основе менеджмента лежит  система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.

Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов  природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов  и согласование своих действий с  проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном  случае его ожидает неудача или  крах.

Различают общие и специфические  законы управления.

К общим законам управления относятся:

  • закон специализации управления;
  • закон интеграции управления;
  • закон экономии времени;

Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.

Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых  характерно взаимовлияние: когда изменение  формы и содержания одной стороны  управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.

На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:4

  • закон единства и целостности системы управления;
  • закон сохранения пропорциональности и оптимальной соотносительности всех элементов системы управления;
  • закон зависимости, эффективности решения задач управления от объема использования информации;
  • закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления;
  • закон совместимости технических средств и систем управления соподчиненных и взаимодействующих систем.

Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.

Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между  изучаемыми явлениями.

Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному  воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.

К закономерностям управления относятся:

  • единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
  • пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
  • централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
  • соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).

Исходя из функционального  деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика  и т.д.

Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.

Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов  управления был А. Файоль. Содержание этих принципов представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Принципы управления по А. Файолю

Принцип

Содержание принципа

1 Разделение труда

Специализация работ для  эффективного использования труда  работающего

2 Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому  работающему, ответственность за выполнение работы

3 Дисциплина

Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины

4 Единоначалие

Получение распоряжений и  отчет только перед одним непосредственным начальником

5 Единство действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому  плану

6 Подчиненность личных  интересов

Преимущество интересов  организации перед индивидуальными  интересами

7 Вознаграждение

Получение работниками справедливого  вознаграждения за работу

8 Централизация

Достижение лучших результатов  при правильном соотношении между  централизацией и децентрализацией

9 Скалярная цепь

Передача распоряжений и  осуществление коммуникаций между  уровнями иерархии через непрерывную  цепь команд ("цепь начальников")

10 Порядок

Рабочее место для каждого  работника и каждый работник на своем  месте

11 Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12 Стабильность персонала

Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу

13 Инициатива

Поощрение работающих к выработке  независимых суждений в границах их полномочий и работ

14 Корпоративный дух

Гармония интересов персонала  и организации (в единении-сила")


 

Концепция менеджмента по Э.М. Короткову основывается на следующих  принципах:

а) принцип органичности (эффект целостности) заключается в  том, что свойства любой системы  зависят от свойств ее элементов, но при этом не определяются полностью  этими свойствами. Свойства системы  в целом не сводятся к свойствам  ее элементов или сумме этих свойств. Система обладает собственными свойствами, не присущими ни одной из ее элементов. Это свойство очень заметно проявляется  в таких понятиях, как эффективность  и качество управления;

б) принцип генетической определенности, который требует  при решении любой проблемы в  процессе управления подходить с  позиций ее происхождения, природы, анализировать ее истоки, и последствия. Менеджер чаще должен задавать себе вопросы "почему?" и "что же дальше?";

в) принцип пространственно-временного существования системы. Он не сводится к пониманию внешней среды как нередко полагают. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование. Это протяженности связей и место элементов системы в этих протяженностях. Проанализируйте структуру системы управления транснациональными корпорациями, изучите динамику коммуникаций при росте и развитии фирмы - и вы получите практическое подтверждение важности этого принципа;

г) принцип историчности или этапности, можно сказать, цикличности  существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций  развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии, готовности к кризисным ситуациям и рискованным  решениям, определения особенностей современного этапа существования  системы, и не как отделенного  от общей тенденции варианта, а  как связующего звена предыдущего  и последующих этапов;

д) принцип условности границ системы. Любая система имеет  границу с внешней средой, но эта  граница имеет условный характер. При этом целостность системы  не исчезает. Просто она включается в другую систему, более высокого порядка или больших масштабов. Этот принцип можно назвать "принципом  матрешки". В управлении он проявляется  в потребности управлять не только внутренними процессами функционирования системы, но, насколько это возможно, и внешними процессами. Именно в  таком смысле говорят, что маркетинг -это управление процессами продвижения  товаров на рынке. Конечно, внешнее  и внутреннее управление различны по методам управления, и по функциям, и по целям. Видеть их различие и  связь -очень важная проблема в методологии  практического управления;

е) принцип разделения системообразующих  и системоразрушающих, их флуктуации, т. е. взаимопереходов, взаимодействия. В функционировании и развитии любой  системы объективно существуют и  те, и другие факторы. Нельзя построить  эффективное управление без соответствующей  оценки и понимания этих факторов;

ж) принцип соотносительности. Его содержание заключается в  том, что для любой системы  необходимо определенное соотношение  ее элементов и частей. Это соотношение  может меняться, в определенных пределах оно нормативно задано. В управлении большое значение имеют оценки социально-структурных  соотношений, соотношений технических  средств, видов информации, затрат времени  и пр.;

и) принцип коммуникативности  заключается в том, что объект управления- социально-экономическая  система существует благодаря связям социально-информационного характера. Коммуникации между людьми в процессах  их совместной деятельности определяет функционирование и развитие системы.

Принципы системного подхода  должны занимать центральное место  в методологии управления, служить  связующим звеном методологии и  организации управления.

 

 

1.3 Модели управления

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется  автор (создатель), модель управления и  экономические модели также могут  совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать  оригиналу и отражать авторскую  точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении  ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она  отражает и объясняет реально  происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:5

  • по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;
  • по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);
  • по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;
  • по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;
  • по принадлежности к соответствующим школам менеджмента;
  • по роли и месту человека в системе управления: модель Д. Макгрегора, модель У. Оучи;
  • по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;
  • по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).

Модель, отвечающая российским традициям и культуре должна органически  сочетать в себе основы национального  опыта с передовой управленческой теорией и практикой, выработанных и испытанных при решении аналогичных  социально-экономических задач в  передовых странах мира. Слепое копирование - и опасно, и неэффективно.

 

Глава 2. Природа управления и исторические тенденции его развития

2.1 Условия и факторы  развития управления

Практика управления так  же стара, как организации, а это  означает, что она действительно  очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячилетием до нашей эры, записаны сведения о  коммерческих сделках и законах  древней Шумерии, являя собой  четкое доказательство существования  там практики управления.

Однако, как управление, так  и организации древности сильно отличались от тех, которые существуют в данный момент. Несмотря на то, что  само управление старо как мир, идея управления сравнительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом  веке.

Свершения крупных организаций  прошлого ориентируют, что они имели  формальную структуру, в которой  можно было определить уровни управления.

Шли годы, управление некоторыми организациями делалось все более  четким и все более сложным, а  сами организации становились более  сильными и устойчивыми.

Формы проявления современного управления можно проследить в этих огромных организациях древности, но в  целом, характер и структура управления значительно отличались от сегодняшних. Прежние организации стремились иметь малочисленную группу руководителей  высшего звена, которые сами принимали  практически все важные решения.

Хотя организации существуют давно, до XX века вряд ли кто-нибудь задумался  над тем, как управлять ими  системно. Людей интересовало, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не то, как управлять ими.

Первый всплеск интереса к управлению был замечен в  1911 г. когда была опубликована книга Фредерика У.Тейлора "Принципы научного управления".6 Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

В то же время в мире происходили  значительные перемены. Все более  частыми и значимыми становились  научно-технические нововведения и  правительства начали все более  решительно определяться в своем  отношении к бизнесу.

Информация о работе Сущность и содержание теории управления