Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание теории управления.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

- мотивацию - от принуждения  до самодеятельности, когда само  выполнение работы является ценностью  для работника, удовлетворяет  его высшие социальные потребности;

- контроль, включая установление  критериев для достижения целей,  решения задач, определенных в  планах; измерение и оценку фактических  результатов и сопоставление  их с плановыми заданиями или  нормативом;

- анализ отклонений, выявленных  в процессе контроля, причин отклонений, предложение мер по устранению  отклонений.

3. Системный подход

Организация рассматривается как  сложная органическая система взаимосвязанных  элементов, не сводимая к простой  сумме этих элементов.

В системном подходе организация - открытая система, общающаяся с внешней  средой, адаптируемая к изменениям данной среды. Каждый из элементов организации  также представляет собой систему  более низкого уровня.

Системный подход является одной из предпосылок интеграции различных  подходов и концепций, достижений других наук.

4. Ситуационный подход

Предыдущие подходы уделяют  первостепенное внимание анализу опыта  управления и обоснованию принципов  рационального управления. Практическое использование данных принципов  для решения задач в конкретной ситуации причисляли лишь к искусству управления.

Главное достижение ситуационного  подхода - в обосновании прямого  приложения научных разработок для  решения задач в конкретных ситуациях. Основное внимание уделяется анализу  ситуации - конкретного набора обстоятельств, существенно влияющих на организацию.

Ключевая проблема подхода определяется в анализе ситуаций, в том числе  с использованием различных моделей. На этой основе выделяются и исследуются  основные ситуационные переменные организации, определяются ситуационные различия между  и внутри самих организаций.

На эффективность использования  ситуационного подхода воздействуют число проанализированных ситуаций, число учитываемых ситуационных переменных, а так же точность интерпретации  ситуации. Это требует создания своеобразной неоклассической теории. Неоклассической  в том смысле, что здесь оперируют  не отдельными параметрами, характеристиками, а многомерными конкретными ситуациями.

Однако невозможно выявить и  проанализировать все множество  ситуационных переменных. Необходимо определить среди них наиболее значимые, определяющие успех организации. Поэтому  управление не исчерпывается только теорией. Оно включает и искусство  управления, на развитие которого влияет и практический опыт.

  1. Позиционный метод

Его суть выражается в том, что он делает явными объективно существующие различия в отношении разных людей к тем или иным явлениям действительности. Метод рассматривает отношение человека не к отдельно взятому явлению, а к действительности в целом. Именно такое отношение называется Позицией. Он вскрывает закономерность в развитии этого отношения, фиксирует ступенчатый характер этого развития и выделяет разницу в Позициях разных людей. Позиция, которую занимает человек, проявляется во всем: в том, насколько адекватно воспринимает он окружающий мир, какие мотивы движут им, как он относится к другим людям, каковы, наконец, его способности к управленческой деятельности и обучению.

Существует всего семь возможных Позиций, семь последовательных шагов, которые человек может  пройти в своем духовном развитии10. Может показаться, что это слишком мало, чтобы вместить все многообразие человеческих отношений.

Но Позиция - емкое понятие. Различия между Позициями столь  принципиальны, что переход с  одной на другую можно сравнить с  переходом в пространство с большим  количеством измерений и обретением еще одной степени свободы. Духовное развитие основной массы населения  вообще можно описать первыми  тремя Позициями, где Общество, социум, находится всего лишь на второй из них. И, несмотря на то, что существуют люди, продвинувшиеся в своем духовном развитии дальше третьей Позиции, их мизерное количество, поэтому основное внимание следует уделить именно первым трем. Для совершенствования  управленческой системы этого более  чем достаточно.

Зная Позицию человека, можно не только точно прогнозировать, как он будет вести себя в той  или иной ситуации, но еще и принципиально  по-другому подходить к организации  любого вида деятельности.

Способности к управлению как отражение уровня духовного  развития личности.

Как устанавливает «Позиционный метод», способности к управлению определяются уровнем духовного  развития человека: многие могут занимать руководящие должности, но далеко не каждый человек способен быть успешным руководителем.

Обрисуем специфику первых трех Позиций в наглядной форме. Для упрощения рассмотрим отношение  человека к обществу в частности.

Человек - это индивид  с собственными потребностями, желаниями, интересами. Рождаясь, он оказывается на исходной ступени духовного развития, которая называется Позиция Силы. Особенность этой Позиции (ее еще можно назвать потребительской жизненной позицией) в том, что человек во всем руководствуется своим «хочу» и зависит от него. Его интересует только свое: сталкиваясь с «хочу» другого человека, он начинает действовать силой (в широком смысле этого слова), чтобы добиться своего. И в других людях признает только силу. Общество для такого человека - это тоже сила, причем непреодолимая, которая вынуждает его подчиняться силе Закона. Такой человек не способен отказаться от «хочу» в пользу «надо», и если он законопослушен, то лишь из страха наказания. Вот эта неспособность сделать выбор говорит о том, что у такого человека 0 степеней свободы, т.е. не он управляет своими желаниями, а, наоборот, они им.

Позиция силы

В какой-то момент человек  начинает осознавать, что эгоцентризм («Я есть центр вселенной, и все  вокруг меня вертится для моего удовольствия») не приветствуется обществом.11 Это заставляет его старательно скрывать от других людей свою зависимость, подавлять на людях проявления эгоцентризма. Он все еще на Позиции Силы, все еще ориентируется на себя и свое «хочу», но уже не такой, как явно выраженные эгоцентрики.

Следует отметить, что полное и подробное описание Позиции - отдельная  задача, необходимость решения которой  появляется по мере формирования у  управленцев потребности в новых  знаниях.

Кроме того, последовательность духовного развития приведена и  применима к человеку как таковому. Каждый же конкретный человек рождается  в семье, где родители уже занимают какие-то Позиции. Поэтому его духовное развитие на начальном этапе, как правило, есть результат воспитания по образу и подобию своих родителей. Реже, уже во взрослом состоянии, - это осознание, которому предшествует какое-то событие или целенаправленное воздействие духовного плана. Но даже в этом случае после такого осознания следует долгий период духовного роста. В итоге получается, что Позиция - устойчивое образование, но не врожденное, потому что под воздействием обстоятельств и собственных усилий Позиция человека может изменяться.

Постепенно человек начинает понимать, что действовать силой  среди себе подобных неправильно. Когда  интересы пересекаются, гораздо правильнее договариваться о том, как в конкретной ситуации поступать всем сторонам, а не руководствоваться только своим  «хочу» (а оно ведь никуда не девается). С этого момента человек переходит  на Позицию Логики, логики общественного сосуществования. Теперь он способен сознательно сделать выбор между «хочу» и «надо». Теперь у него появляется 1 степень свободы. Фактически, он перестает зависеть от своего «хочу» и становится социоцентриком. Это означает, что договоренность, закон, логика общественного сосуществования для него более важны, чем собственное «хочу». Такой человек отчетливо осознает, что если он со своей стороны нарушит эту логику, ему же потом хуже будет. Более того, теперь он заинтересован, чтобы эту логику не нарушали и другие.

Если с таким человеком  договориться о чем-либо, то можно  быть уверенным, что он приложит усилия к тому, чтобы придерживаться договоренности. В этом плане о таком человеке можно сказать, что он ответственен и надежен в широком смысле этого слова. И именно это является необходимым условием того, чтобы человек может не только отвечать за порученное дело, но и требовать такой же ответственности от своих подчиненных.

Из сказанного следует, что  о способности к управлению можно  говорить только в том случае, если человек имеет, как минимум, 1 степень  свободы.

Почему человек с 0 степеней свободы не способен к управленческой деятельности? Если такого человека назначить  руководителем, то он будет командовать, «строить» всех, заставлять, принуждать, демонстрировать силу, действовать по принципу «я - начальник, ты - дурак». Понятно, что руководствоваться при этом он будет собственными представлениями о справедливости. Более того, на него нельзя положиться, потому что такой человек будет работать на себя, а не на дело.

Логика духовного развития такова, что освобождение от одной  зависимости дает человеку новую  степень свободы, но вместе с ней  и новую зависимость. Человек  на Позиции Логики способен сознательно  делать выбор между «хочу» и «надо», но теперь он зависит от логики общественного  сосуществования, которая определяется мнением большинства. Такой человек  зависит также от авторитетов, догм, стереотипов. Фактически, он не способен, да и не стремится думать самостоятельно.

Человек, который пытается освободиться от такой зависимости, в первую очередь начинает подвергать сомнению общепризнанные авторитеты, сначала робко, а затем все  смелее отрицать общепринятые нормы. Он все еще на Позиции Логики, но уже не хочет быть таким, как большинство.

В конечном итоге, стремление быть не таким, как все, приводит его  к пониманию, что для этого  одних только сомнений недостаточно: нужно не только отрицать мнение других людей, но и формировать свое собственное  мировоззрение. С этого момента  он переходит на Позицию Знания, перестает зависеть от логики общественного сосуществования и приобретает 2 степени свободы. Теперь все чаще он начинает думать и принимать решения самостоятельно, не оглядываясь на большинство, и постепенно перестает бояться шагать «не в ногу», когда все остальные шагают «в ногу».

Для такого человека его  Я снова оказывается в центре. Но теперь это уже не эгоцентризм, а эгоизм. Принципиальное отличие  в том, что теперь все преломляется через Я: человек формирует собственное мировоззрение и в принятии решений руководствуется собственными внутренними знаниями. Он готов придерживаться достигнутых договоренностей, но только в том случае, если они будут правильными с его точки зрения. Более того, он готов изменять общепринятые представления и объединять для этого людей вокруг себя, чтобы реализовать собственные замыслы.

Самостоятельное мышление приучает такого человека более внимательно  относиться ко всему, что происходит вокруг. Это делает его восприятие более адекватным, действия - более  гибкими, решения - более правильными. Такого человека не нужно направлять, он способен выбирать направление самостоятельно и вести за собой других людей. И именно это является достаточным условием для того, чтобы человек мог эффективно управлять другими людьми.

Существует еще одна категория  людей, которые зависят от своего «хочу» и в то же время обладают самостоятельным мышлением, поскольку  стремятся быть не такими, как все. Они находятся на Позиции Силы, и такое сочетание делает их «философами  от потребления». Условно они обозначаются как люди с - 1 степенью свободы. Несомненно, это - эгоцентрики, но такие, которые в силу ума способны вести за собой людей. Чаще всего именно из таких людей получаются негативные лидеры.

Таким образом, способности  к управлению определяются уровнем  духовного развития или Позицией человека, т.е. тем, кем он себя мыслит по отношению к обществу и насколько готов действовать по его изменению. Отсюда следует простой и очевидный вывод: критерии отбора людей в сферу управления должны быть пересмотрены и приведены в соответствие с объективной природой управленческих способностей человека.

Наглядным доказательством  объективности взгляда на природу  управленческих способностей человека является принцип относительности управления.

Суть его проста: один человек может управлять другим лишь в том случае, если у него количество степеней свободы больше или, как минимум, равно количеству степеней свободы того, кем он управляет. И, соответственно, наоборот, если у человека меньше степеней свободы, чем у того, кем он управляет, то об управлении не может быть и речи.

Проще говоря, человек с 1 степенью свободы способен управлять  человеком с 0 степеней свободы, при  определенных обстоятельствах он сможет управлять человеком с 1 степенью свободы и совершенно не способен управлять человеком с 2 степенями  свободы.

Управлять человеком - означает задавать ему правильное направление  деятельности и добиваться от него нужного результата. Скажем, когда человек действует сам по себе, то он движется в желаемом направлении, куда хочет. На производстве человек перестает принадлежать сам себе, потому что здесь от результатов его индивидуального труда зависит общий результат. Процесс производства диктует свои параметры движения и предписывает человеку нужное для достижения результата направление. В связи с этим управление можно определить еще как такое воздействие на человека, в результате которого тот делает не то, что хочет, а то, что нужно (если же он хочет делать то, что нужно, то управление здесь не требуется).

Все руководители, на практике применившие Позиционный метод, отмечают, что там, где при расстановке  управленцев принцип относительности  управления был нарушен, всегда наблюдаются  те или иные проблемы. Эти проблемы существовали всегда, просто до сих  пор им не было объяснения.

Информация о работе Сущность и содержание теории управления