Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40
Таким образом, можно сказать,
что современный менеджмент имеет
сложную природу. С одной стороны,
управление - это производительный
труд, возникающий в процессе комбинированного
производства с высоким уровнем
специализации работников, обеспечивающий
связь и единство производственного
цикла. С другой стороны, управление
- это деятельность по наблюдению, отслеживанию
и контролю, в основе которой лежит
противоположность между трудом
непосредственно (трудом производителя)
и собственником средств
К.Маркс, анализируя капиталистический
способ производства, показал, что с
накоплением собственности, с усложнением
как органического, так и технического
строения капитала собственники средств
производства передают часть своих
полномочий по управлению персоналом
высококвалифицированным
История учит, что развитие менеджмента в России и на Западе проходило кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе - снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение Запада, а западный - к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.
Регулирование экономических процессов
в России имеет глубокие исторические
корни. Именно в этом направлении
развивалась теоретическая
До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н.И. Рыжкова и Е.Т. Гайдара.
Мир пошел путем предсказанным Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20-30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР - регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.
В свою очередь с 1992 года в России
возрождено давно забытое в
В 1996 году доля импортных товаров и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54%, а в Москве и Петербурге - более 80%. Проведенная в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58% колбасных и мясных изделий, разных консервов - 57%, сливочного масла - 36%, растительного масла - 38%. Было забраковано почти 50% обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка - это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.
«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие страной не выработают мер, позволяющих контролировать цены и стимулировать производство путем воздействия и на совокупный спрос, и на предложение.
Выделим основные этапы становления современного менеджмента.
1. Школа научного управления (тейлоризм)
Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом нижнем его уровне - рабочем месте. Это было обусловлено рядом моментов:
- сами исследователи пришли в науку из производства, хорошо знали этот уровень;
- на этом уровне имелись
- сравнительно просто было
Тейлоризм - это совокупность методов организации и нормирования труда, управления процессами на производстве, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерационального расходования ресурсов, роста производительности труда7. Аналитический метод нормирования труда организован на прямом измерении затрат времени на выполнение определенных операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы. Это помогает выявлять бесполезные движения, осваивать способы выполнения работ самыми квалифицированными работниками. На этой основе осуществляется:
- отбор самых искусных и
- их обучение самым
- установление норм выработки на уровне достижений этих работников;
- материальное стимулирование
за перевыполнение этих
- регламентированное
В России широкое развитие получила научная организация труда. Главными достижениями школы научного управления являются:
- научный анализ содержания
работы в целях ее
- доказательство огромной
Усложнение структуры
2. Административная (классическая) школа управления
Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.
Главной целью школы было обоснование
универсальных принципов
Представители административной школы
управления решали следующие задачи:
анализ основных функциональных сфер
управления организаций - производство,
финансы, маркетинг, а также функций
управления; изучение организационных
структур, развитие принципа единоначалия,
определение нормы
Данный подход является гораздо
более совершенным в сравнении
со школой научного управления, поскольку
здесь анализируется
3. Школа человеческих отношений
Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать более значимое влияние на эффективность работы предприятия, чем усилия его руководства по разработке оптимальной структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.
Осознание человеческого фактора в качестве основного элемента эффективной организации было обязано и достижениям в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими науками, успехи и достижения которых приносили сильный стимул для развития управления.
Мэйо, Маслоу и другие ученые определили, что иногда воздействие других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной данного является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.
Идеи родоначальников школы
человеческих отношений отыскали свое
развитие в работах представителей
поведенческого подхода. Основные усилия
ученых здесь были обращены на обоснование
оптимальных межличностных
Привлекательность поведенческого подхода - в его конкретности: когда объектом изучения являются не абстрактные принципы, а реальный работник в определенной группе, ситуации. Здесь ставятся задачи по оценке потенциала этого работника, оказанию ему помощи в реализации этого потенциала.
Недостатком этого, а также ранее рассмотренных подходов является их односторонность, когда рассмотрение управления ограничивается только одним его аспектом.
Выделим основные подходы к понятию управления.9
Сущность анализируемого подхода и его вклада в развитие управления - в переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.
Исторически одной из первых экономических моделей макроуровня является таблица Ф. Кенэ (1758 г.). Здесь была представлена количественная взаимосвязь отраслей народного хозяйства. Развитие этих идей привело позднее к созданию в СССР первого в мире баланса народного хозяйства. В 30-х годах В.В. Леонтьев использовал метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата линейной алгебры для исследования структуры американской экономики. Позднее его ученица А. Картер использовала этот метод для изучения взаимосвязей национальных экономик.
А. Курно (1838) рассмотрел математическую теорию монопольной цены. Г. Госян положил начало математическому изучению личного потребления (ввел понятие предельной полезности). Развернутая разработка этих теорий была дана М. Вальрасом. Важный вклад в развитие этого подхода внесли Л.В. Канторович (линейное программирование), Дж. Дебре, К. Арроу, Дж. фон Нейман.
2. Процессный подход
Управление рассматривается
В процессном подходе значительное внимание уделялось рассмотрению функций управления. К числу таких функций относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и т.д. Одни авторы пытаются детализировать этот перечень, включают в него новые элементы, другие объединяют отдельные функции в блоки. Например, в руководство включают распорядительство, координацию, оценку и т. д. К числу основных функций можно отнести:
- прогнозирование - анализ спектра возможных вариантов развития на основе выявления основных тенденций;
- планирование - определение направления
и способа деятельности для
достижения необходимого
- организацию и регулирование
- создание конкретной структуры
организации, обоснование