Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание теории управления.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что современный менеджмент имеет  сложную природу. С одной стороны, управление - это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем  специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного  цикла. С другой стороны, управление - это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит  противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых  задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации  социально-экономических процессов. При этом мероприятия по отслеживанию и контролю охватывают как "капитал-собственность", так и "капитал-функцию", активизирующую рабочую силу. "Капитал-функция" выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально  обеспечивает собственникам право  управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное  развитие постепенно убедило в невозможности  успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.

К.Маркс, анализируя капиталистический  способ производства, показал, что с  накоплением собственности, с усложнением  как органического, так и технического строения капитала собственники средств  производства передают часть своих  полномочий по управлению персоналом высококвалифицированным наемным  служащим - менеджерам. Менеджеры как  профессионалы в сфере организации  и координации процессов управления людьми, средствами и предметами труда  по началу являются исполнителями воли собственника. Но с расширением производства, усложнением используемых техники  и технологий, появляется необходимость  в обособлении отдельных видов  работ (функций). На этом процессе делал  в свое время акцент Макс Вебер, утверждая, что по мере развития капиталистического общества управленческая деятельность приобретает атрибуты первичности  по отношению к системе собственности. Аналогичную позицию занимал  американский социолог Д. Белл: "Реальное размежевание в современном обществе проходит не между теми, кому принадлежат  средства производства, и так называемым "пролетариатом". Оно коренится  в системе бюрократических и  властных отношений между теми, кому принадлежит право принятия решений, и теми, кто таковым правом не располагает": Следует вывод о  том, что совершенствование управленческих отношений постепенно спровоцирует толчок к реализации некой "рациональной модели общества", сформированной на прочных научных началах.

2.2 Основные этапы развития  управления

История учит, что развитие менеджмента  в России и на Западе проходило  кардинально противоположными путями: в России оно шло сверху вниз, а на Западе - снизу вверх. В начале 90-х гг. эти пути пересеклись: российский менеджмент направлен резко вниз, к истокам, откуда началось восхождение  Запада, а западный - к вершинам, на которых мы находились прежде, но не смогли их обустроить.

Регулирование экономических процессов  в России имеет глубокие исторические корни. Именно в этом направлении  развивалась теоретическая экономическая  мысль от А.Л. Ордин - Нащетина и И.Т. Посошкова - до академиков А.И. Берга, В.М. Глушкова, Л.В. Кинтарович, С.Г. Струшилина, В.С. Немчикова, и практическая деятельность глав государств от Петра I до В.И. Ленина, И.В. Сталина, Н.Г. Хрущева. Многие ученые, государственные деятели, практики внесли свой вклад в совершенствование системы управления экономикой: XVIII в.: Екатерина II, М.В. Ломоносов, А.П. Волынский, В.Н. Татищев; Д.А. Голицын и А.Н. Радищев, Александр I, М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов., Александр II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин (20-30 годы) А.А. Богданов, Н.И. Бухарин, А.К. Госев.

До перестройки: Горбачева М.С., Б.Н. Ельцина, Н.И. Рыжкова и Е.Т. Гайдара.

Мир пошел путем предсказанным  Н.С. Мордвиновым. Это особенно ярко проявилось после всемирного кризиса 20-30 годов, когда под воздействием идей Кейнса (США) и опыта СССР - регулирование экономических процессов и внешнеэкономической политики стало официальной доктриной западных держав.

В свою очередь с 1992 года в России возрождено давно забытое в капиталистических  странах фритредерство, т.е. невмешательство  государства в экономическую  жизнь и предоставлению полной свободы  внутренней и внешней торговле. Это  привело к тому, что: в среднем  спад производства составил более 50%, в  пищевой промышленности - 60%, в машиностроении - 70%, в легкой промышленности 90% (в  этих отраслях традиционно занято 50% работников всей промышленности).

В 1996 году доля импортных товаров  и продуктов в ресурсах розничного товарооборота составила 54%, а в  Москве и Петербурге - более 80%. Проведенная  в 1996 году выборочно (1996 г.) проверка госторгинспекцией «в связи с серьезной опасностью для здоровья и жизни людей» забраковала 58% колбасных и мясных изделий, разных консервов - 57%, сливочного масла - 36%, растительного масла - 38%. Было забраковано почти 50% обуви и швейных изделий. Но выборочная проверка - это капля в море на фоне бурного потока брака прибывающего на рынке России и стран СНГ.

«Можно отметить, что макроэкономическая ситуация будет ухудшаться и дальше, до тех пор, пока политики, управляющие  страной не выработают мер, позволяющих  контролировать цены и стимулировать  производство путем воздействия  и на совокупный спрос, и на предложение.

Выделим основные этапы становления  современного менеджмента.

1. Школа научного управления (тейлоризм)

Объектом изучения здесь являлось непосредственно производство на самом  нижнем его уровне - рабочем месте. Это было обусловлено рядом моментов:

- сами исследователи пришли  в науку из производства, хорошо  знали этот уровень;

- на этом уровне имелись значительные  возможности для роста эффективности  производства при минимуме затрат;

- сравнительно просто было применить  инструментарий научного исследования, в первую очередь - измерение  количественных характеристик производства.

Тейлоризм - это совокупность методов  организации и нормирования труда, управления процессами на производстве, подбора, расстановки работников, оплаты их труда в целях сокращения нерационального  расходования ресурсов, роста производительности труда7. Аналитический метод нормирования труда организован на прямом измерении затрат времени на выполнение определенных операций и видов работ с помощью хронометрических наблюдений. При этом трудовые операции расчленяются на простые действия и приемы. Это помогает выявлять бесполезные движения, осваивать способы выполнения работ самыми квалифицированными работниками. На этой основе осуществляется:

- отбор самых искусных и сильных  работников;

- их обучение самым прогрессивным  приемам работы;

- установление норм выработки  на уровне достижений этих  работников;

- материальное стимулирование  за перевыполнение этих напряженных  плановых заданий;

- регламентированное чередование  работы и отдыха для поддержания  высокой работоспособности.

В России широкое развитие получила научная организация труда. Главными достижениями школы научного управления являются:

- научный анализ содержания  работы в целях ее рационализации, обоснование размеров вознаграждения;

- доказательство огромной значимости  организации. Впервые не более  прогрессивное оборудование, не  принуждение работника, а научное  обоснование организационных приемов  работы дало огромный экономический  эффект.

Усложнение структуры организаций  потребовало усиления внимания к  ее системным характеристикам. Именно сюда перемещались основные резервы  роста эффективности.

2. Административная (классическая) школа  управления

Ее представители - высшие руководители в крупных организациях.

Главной целью школы было обоснование  универсальных принципов руководства  организации в целом. Родоначальник  данного направления А. Файоль сформулировал  набор таких принципов: поддержание  инициативы и корпоративного духа, обеспечение порядка, справедливости, мотивации, а также стабильности рабочего места для персонала8. Существенными принципами организации являются: разделение труда; сокращение числа целей и концентрация усилий на их достижении; обеспечение единоначалия, единства полномочий и ответственности; оптимизация меры централизации, ориентация иерархии на обеспечение успеха организации.

Представители административной школы  управления решали следующие задачи: анализ основных функциональных сфер управления организаций - производство, финансы, маркетинг, а также функций  управления; изучение организационных  структур, развитие принципа единоначалия, определение нормы управляемости; обоснование наилучших принципов  управления.

Данный подход является гораздо  более совершенным в сравнении  со школой научного управления, поскольку  здесь анализируется организация  в целом. Тем не менее, как и  их предшественники, представители  административной школы мало учитывали  социально-психологический аспект управления. Это было определено и  относительно слабым развитием психологии.

3. Школа человеческих отношений

Социальные факторы, взаимодействия между членами группы могут оказывать  более значимое влияние на эффективность  работы предприятия, чем усилия его  руководства по разработке оптимальной  структуры, тщательному изучению функций, нормированию труда и т.д.

Осознание человеческого фактора  в качестве основного элемента эффективной  организации было обязано и достижениям  в психологии. Школа человеческих отношений дала первый пример эффективного взаимодействия управления с другими  науками, успехи и достижения которых  приносили сильный стимул для  развития управления.

Мэйо, Маслоу и другие ученые определили, что иногда воздействие других членов группы было более сильным, чем распоряжение руководителей или материальные стимулы. Причиной данного является то, что многообразные потребности людей не всегда удовлетворяются при помощи денег, не сводятся только к продвижению по службе и т.д.

Идеи родоначальников школы  человеческих отношений отыскали свое развитие в работах представителей поведенческого подхода. Основные усилия ученых здесь были обращены на обоснование  оптимальных межличностных отношений  в группах, оказание помощи работникам в осознании их возможностей, в  развитии и эффективном применении этих возможностей, увеличение уровня удовлетворенности трудом. Была показана ограниченность предшествующих подходов, в первую очередь - школы научного управления. Работник не обеспечивает автоматически прирост результативности на определенную величину при установленном  росте его поощрения. Он сопоставляет рост его поощрения и других работников, оценивает их и свой трудовой вклад.

Привлекательность поведенческого подхода - в его конкретности: когда объектом изучения являются не абстрактные принципы, а реальный работник в определенной группе, ситуации. Здесь ставятся задачи по оценке потенциала этого работника, оказанию ему помощи в реализации этого потенциала.

Недостатком этого, а также ранее  рассмотренных подходов является их односторонность, когда рассмотрение управления ограничивается только одним  его аспектом.

Выделим основные подходы к понятию  управления.9

  1. Наука управления и исследование операций

Сущность анализируемого подхода  и его вклада в развитие управления - в переходе от словесного описания организации и процессов ее функционирования к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи, и использование этих моделей при принятии управленческих решений.

Исторически одной из первых экономических  моделей макроуровня является таблица  Ф. Кенэ (1758 г.). Здесь была представлена количественная взаимосвязь отраслей народного хозяйства. Развитие этих идей привело позднее к созданию в СССР первого в мире баланса народного хозяйства. В 30-х годах В.В. Леонтьев использовал метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата линейной алгебры для исследования структуры американской экономики. Позднее его ученица А. Картер использовала этот метод для изучения взаимосвязей национальных экономик.

А. Курно (1838) рассмотрел математическую теорию монопольной цены. Г. Госян положил начало математическому изучению личного потребления (ввел понятие предельной полезности). Развернутая разработка этих теорий была дана М. Вальрасом. Важный вклад в развитие этого подхода внесли Л.В. Канторович (линейное программирование), Дж. Дебре, К. Арроу, Дж. фон Нейман.

2. Процессный подход

Управление рассматривается здесь  как процесс выполнения управленческих функций для достижения поставленных целей. Каждая из этих функций также  является процессом. Таким образом, управленческий процесс - не механическая сумма, а единство, синтез этих частных  процессов.

В процессном подходе значительное внимание уделялось рассмотрению функций  управления. К числу таких функций  относятся: прогнозирование, планирование, организация, руководство, распорядительство, регулирование, координация, контроль, коммуникации, оценка, учет, анализ и  т.д. Одни авторы пытаются детализировать этот перечень, включают в него новые  элементы, другие объединяют отдельные  функции в блоки. Например, в руководство включают распорядительство, координацию, оценку и т. д. К числу основных функций можно отнести:

- прогнозирование - анализ спектра  возможных вариантов развития  на основе выявления основных  тенденций;

- планирование - определение направления  и способа деятельности для  достижения необходимого результата  в конкретной ситуации;

- организацию и регулирование  - создание конкретной структуры  организации, обоснование параметров  деятельности, определение пучка  прав, полномочий, ответственности;

Информация о работе Сущность и содержание теории управления