Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа
Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40
Итак, введение в общественное сознание представления о позиционной природе управленческих способностей человека и принципа относительности управления позволяет на более качественном и эффективном уровне организовать общественную практику в сфере управления.
2.3 Проблемы и перспективы современного менеджмента в российских условиях.
Современная школа менеджмента строится на принципах соединения социального управления с решением конкретных задач, возникающих как на микро-, так и на макроуровне.
На современном этапе проистекает приспособление отечественной теории и практики управления к становлению механизма смешанной экономики России, а также интеграция ее с зарубежным менеджментом. В настоящее время еще не выражена проблематика интегрированной теории современного менеджмента, не анализированы все направления и сферы приложения менеджмента, как в России, так и за рубежом.
Разнообразие форм собственности,
акцент на развитие деловых контактов,
необходимость приумножать
В условиях перехода к рыночной
экономике одной из ключевых проблем
можно выделить подготовку и переподготовку
специалистов и руководящих кадров,
соответствующих современным
Управление по-новому - исключительно сложная проблема, и далеко не все смогут выдержать этот экзамен системы управления.
Для проведения коренной перестройки системы управления необходимы не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому «социальная база» преобразования в лице наиболее знающих и современно мыслящих менеджеров и специалистов расширяется медленно.
Борьба с внутрифирменным
бюрократизмом, рассматривается как
серьезная задача руководителей-новаторов.
У руководителей часто попросту
нет достаточного времени приспособить
структуру к новым целям
В корпорациях бюрократизму
противопоставляется сильный
Борьба с бюрократизмом
и реорганизация системы
Важнейшим направлением развития
в России, позволяющим резко повысить
производительность труда, являются инновационные
процессы, основывающиеся на современной
научно-технической политике обновления
производства. Основная сфера действия
менеджмента в инновационных
процессах - это инновационное
Развитие инновационного
предпринимательства позволяют
ускорить внедрение научных разработок
в серийное или массовое производство,
втянуть в производственную сферу
большее количество научных и
инженерно-технических
Для содействия инновационному
предпринимательству
Заключение.
Деятельность любой
Более того, управление организацией обусловливает отношение к ней со стороны других организаций и воздействует на их ответные управленческие решения.
Любая организация реализует
три процесса: получает ресурсы из
внешнего окружения, осуществляет изготовление
продукта и передает продукт во внешнюю
среду. Для успешного существования
организации необходимо поддерживать
определенный баланс между этими
тремя процессами. Ключевая роль в
поддержании этого баланса
Во внутриорганизационной жизни управление призвано создавать и управлять функциональными процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организации, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной культуры, управление производством, маркетингом и финансами организации, а также осуществление анализа и учета проведенной работы.
Ключевую позицию в управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации.
С теоретической точки зрения, управление следует рассматривать как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.
Система управления может
быть рассмотрена как совокупность
нескольких подсистем. Структурно-функциональная
подсистема является остовом, на котором
держится организация и управление
ею. Информационно-поведенческая
Подсистема саморазвития
системы управления осуществляет разработку,
введение и постоянное поддержание
на должном уровне стимуляторов, побуждающих
систему управления к самосовершенствованию.
Для этого данная подсистема призвана
проводить на ресурсной основе этого
анализа, а также анализа опыта
других организаций выявление
Развитие управления является
более глубинным процессом, чем
совершенствование управления, и
осуществляется в соответствии с
определенной логикой. Первым шагом
в логической схеме развития управления
является возникновение новых задач,
которые призвано решать управление.
Второй шаг предполагает выработку
в системе управления реакций
на новые задачи. Третьим шагом
является перестройка основополагающих
начал, на которых строится система
управления. Четвертый шаг предполагает
перестройку структуры и
Учения об управлении условно можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.
«Синтетические» учения об
управлении рассматривают управление
организацией во всем его многообразии.
К таким учениям можно отнести
теоретические разработки П. Дракера,
концепцию ситуационного
Список использованной литературы
1 Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 10
2 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 17.
3 Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996, с. 22.
4 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 28.
5 Основы менеджмента / В.Р. Веснин. М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 34.
6 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с17.
7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с. 37
8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с. 32.
9 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с 25.
10 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с. 42.
11 Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 26.