Сущность и содержание теории управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является на основании научно-учебной литературы раскрыть теоретический взгляд на природу, сущность и развитие понятия управления

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Сущность и содержание теории управления…………………………………3
1.1. Сущность и значение управления. Управление и менеджмент…………...3
1.2. Основные категории менеджмента (объект, субъект, функции, законы и закономерности, виды, методы, принципы)..6
1.3. Модели управления…………………………………………………………15
2. Природа управления и историческая тенденция его развития…………….18
2.1. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента…………...18
2.2. Основные этапы развития управления…………………………………….20
2.3. Перспективы менеджмента………………………………………………...35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и содержание теории управления.docx

— 79.04 Кб (Скачать файл)

Итак, введение в общественное сознание представления о позиционной природе управленческих способностей человека и принципа относительности управления позволяет на более качественном и эффективном уровне организовать общественную практику в сфере управления.

 

 

 

 

2.3 Проблемы и перспективы современного менеджмента в российских условиях.

Современная школа менеджмента  строится на принципах соединения социального  управления с решением конкретных задач, возникающих как на микро-, так  и на макроуровне.

На современном этапе  проистекает приспособление отечественной  теории и практики управления к становлению  механизма смешанной экономики  России, а также интеграция ее с  зарубежным менеджментом. В настоящее  время еще не выражена проблематика интегрированной теории современного менеджмента, не анализированы все  направления и сферы приложения менеджмента, как в России, так  и за рубежом.

Разнообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость приумножать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к  работе с персоналом.

В условиях перехода к рыночной экономике одной из ключевых проблем  можно выделить подготовку и переподготовку специалистов и руководящих кадров, соответствующих современным международным  образовательным стандартам и требованиям  гибкой и развивающейся рыночной экономики.

Управление по-новому - исключительно  сложная проблема, и далеко не все  смогут выдержать этот экзамен системы  управления.

Для проведения коренной перестройки  системы управления необходимы не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому «социальная  база» преобразования в лице наиболее знающих и современно мыслящих менеджеров и специалистов расширяется медленно.

Борьба с внутрифирменным  бюрократизмом, рассматривается как  серьезная задача руководителей-новаторов. У руководителей часто попросту нет достаточного времени приспособить структуру к новым целям организации. Среди ключевых источников бюрократического противодействия переменам можно назвать инертность и консерватизм кадров. Нежелание, неготовность людей к переменам наблюдались западными специалистами как в сравнительно удачных организациях, так и в компаниях, стоявших на грани краха.

В корпорациях бюрократизму противопоставляется сильный хозяйственный  лидер - носитель организационных перемен.

Борьба с бюрократизмом  и реорганизация системы управления представляют собой перестройку  хозяйственного механизма, затрагивающую  и технологические нововведения, и замену организационных структур, и пропаганду новых ценностей  компании, и применение обновленного управленческого инструментария.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, являются инновационные  процессы, основывающиеся на современной  научно-технической политике обновления производства. Основная сфера действия менеджмента в инновационных  процессах - это инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия  наукоемкого сектора промышленности России.

Развитие инновационного предпринимательства позволяют  ускорить внедрение научных разработок в серийное или массовое производство, втянуть в производственную сферу  большее количество научных и  инженерно-технических работников, неэффективно работающих в государственных  научно-исследовательских учреждениях  и производственных предприятиях.

Для содействия инновационному предпринимательству целесообразно  активизировать создание частных и  смешанных (государственно-частных) фондов, следует разработать программу  помощи по оснащению научно-исследовательских  центров современными средствами коммуникаций и формированию банков данных.

Заключение.

Деятельность любой организации, как в период кризиса, так и  после него требует управления, без которого неосуществимо не только ее действенное функционирование и развитие, но и само существование.

Более того, управление организацией обусловливает отношение к ней  со стороны других организаций и  воздействует на их ответные управленческие решения.

Любая организация реализует  три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю  среду. Для успешного существования  организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими  тремя процессами. Ключевая роль в  поддержании этого баланса принадлежит  управлению.

Во внутриорганизационной  жизни управление призвано создавать  и управлять функциональными  процессами, протекающими в организации. Это создание структуры организации, осуществление управления внутриорганизационными процессами, формирование и управление использованием технологической подсистемы организации, управление кадровой работой, формирование и развитие организационной  культуры, управление производством, маркетингом  и финансами организации, а также  осуществление анализа и учета  проведенной работы.

Ключевую позицию в  управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней  среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают  в качестве представителей организации.

С теоретической точки  зрения, управление следует рассматривать  как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей  действия, мотивирование на осуществление  действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.

Система управления может  быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема является остовом, на котором  держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию  и систему ценностей, разделяемых  в организации, интересы и поведенческие  нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного  обеспечения в системе управления.

Подсистема саморазвития системы управления осуществляет разработку, введение и постоянное поддержание  на должном уровне стимуляторов, побуждающих  систему управления к самосовершенствованию. Для этого данная подсистема призвана проводить на ресурсной основе этого  анализа, а также анализа опыта  других организаций выявление тенденций  в развитии управления и реализовывать  новые идеи и подходы в управлении.

Развитие управления является более глубинным процессом, чем  совершенствование управления, и  осуществляется в соответствии с  определенной логикой. Первым шагом  в логической схеме развития управления является возникновение новых задач, которые призвано решать управление. Второй шаг предполагает выработку  в системе управления реакций  на новые задачи. Третьим шагом  является перестройка основополагающих начал, на которых строится система  управления. Четвертый шаг предполагает перестройку структуры и элементов  системы управления. И наконец, на пятом, завершающем этапе осуществляется закрепление в управлении новых  качеств и свойств.

Учения об управлении условно  можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные» учения концентрируют внимание на решении  одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М. Вебер.

«Синтетические» учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии. К таким учениям можно отнести  теоретические разработки П. Дракера, концепцию ситуационного управления, концепцию «7-S» и теорию «Z».

 

Список использованной литературы

  1. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник 4-е изд, перераб. и доп. - М., 2006.
  2. Райченко А. В. Общий менеджмент: Учебник. - М., 2006.
  3. Менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов.-Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 380 с..-(Высшее образование).-Библиогр.: с. 371-374
  4. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д. В. Валового.-М.: ИНФРА-М., 2003.
  5. Менеджмент организации: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим спец.;рец.: А.Ю. Егоров, Ю.Ф. Воробьёв, М-во образования и н.-М.: КноРус, 2010г.
  6. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям;Рец. М.М. Максимцов, М-во образования РФ.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
  7. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — 3-е изд., доп. и испр., М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003.
  8. Теория управления: Учебное пособие по специальности "Государственное и муниципальное право";Рец.: Каф. социологии, политологии и менеджмента Казанского государственного технического ун-та, Ю.Р. Хайруллина, УМО вузов России по .-М.: ИНФРА-М, 2009г.
  9. Мотивация трудовой деятельности персонала: Учебное пособие для вузов по спец. "Управление персоналом", УМЦ "Профессиональны.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 312 с..-Библиогр.: с. 308-310
  10. Уткин Э.А. История менеджмента.-М.: «Тандем», Экмос, 2005.
  11. Теория управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "Государственное и муниципальное управление";Рец.: В.В. Григорьев, В.П. Силин, УМО вузов России по .-М.: Академия, 2008г.
  12. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие для вузов по напр. "Психология", УМО по классическом.-М.: Академия, 2008г.

1 Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 10

2 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 17.

3 Чуйкин А.М. Основы менеджмента: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996, с. 22.

4 Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995, с. 28.

5 Основы менеджмента / В.Р. Веснин. М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 34.

6 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с17.

7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с. 37

8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 1995, с. 32.

9 Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с 25.

10 Герчикова И.Н.  Менеджмент: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997, с. 42.

11 Основы менеджмента / В.Р. Веснин, М.: 000 «Т.Д. "Элит-2000"», 2003, с. 26.

 


Информация о работе Сущность и содержание теории управления