Сущность финансов и организация финансов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2012 в 23:09, реферат

Краткое описание

Финансы коммерческих организаций и предприятий как часть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении.
В ходе финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсак2.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Оперативное финансовое планирование имеет целью:

      определение потребности в дополнительном текущем финанси­ровании;

      выявление излишних денежных и других средств с целью их наиболее доходного размещения.

Финансовое планирование на производственном предприятии должно строиться, в первую очередь, на основе прогноза его операционной деятельности (выше вся деятельность предприятия была разделена на три составляющие: операционную, инвестиционную и финансовую).

Такой прогноз (или операционный план) позволяет определить:

      оптимальные объемы запасов различного рода ресурсов;

      финансовый результат основной деятельности предприятия;

      периоды, в течение которых для обеспечения производства потребуется привлекать сторонние ресурсы.

Оперативное планирование дает возможность выявить и решить и такие проблемы современного отечественного предприятия, как:

      задержки возврата дебиторской задолженности — дефицит денежных средств;

      неэффективность производства — необходимость наличия лишних производственных запасов;

      перебои с поставкой комплектующих материалов — необходимость наличия излишних производственных запасов и т.п.

В процессе финансового планирования обеспечивается необходимый предварительный контроль над созданием и рациональным использованием финансовых ресурсов. Объектами планирования являются доходы предприятия, включая нагромождение (прибыль и тому подобное), взаимоотношения с государственным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, объем капиталовложений, других форм инвестирования финансовых ресурсов (в частности, участие на рынке ценных бумаг), объем долгосрочных кредитов банков на инвестиционные мероприятия, потребность предприятия в собственных оборотных средствах и источника ее покрытия.

Главным инструментом финансового планирования в современных условиях является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов), широкое распространение в практике имеют также такие инструменты финансового планирования, как платежный календарь, бизнес-план.

При планировании выделяются две основные составляющие:

•              Операционный план (план прибылей и убытков и все ему предшествующие планы), главная задача которого состоит в сравнении планируемой выручки с затратами и определении соответствующей прибыли.

Основой для составления операционного плана денежных потоков, связанных с текущей производственной деятельностью предприятия, являются данные, представленные в плане прибылей и убытков. Получение средств от потребителей оценивается введением временного лага к сроку предполагаемых продаж.

•              Финансовый план (планы инвестиций и денежных потоков, баланс) позволяет оценить состояние платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде и на длительную перспективу, а также — необходимость в дополнительном финансировании.

Анализ планов предприятия, влияющих на движение потоков наличных денежных средств, и оценка источников их получения и направлений использования должны предшествовать составле­нию плана движения денежных средств.

В целом прогноз денежных поступлений строится на основе плана выручки от продаж и рассчитанных коэффициентов оборачиваемости дебиторской задолженности.

План выплат, необходимых для финансирования текущих материальных затрат (включая и выплаты по налогам), формируется на основе плана прибылей и убытков.

Взаимосвязь финансового и производственного планирования предопределяет необходимость составления на предприятии единственного производственно-финансового плана, составная часть которого «Баланс доходов и расходов» — финансовый план предприятия на текущий год, квартал или месяц. В нем находит отображение движение всех финансовых ресурсов предприятия, которые поступают предприятию и тратятся им в соответствующих направлениях.

К началу 90-х годов при условиях директивно-плановой экономики каждое предприятие составляло финансовый план в виде баланса доходов и расходов за единственной, установленной в централизованном порядке формой. Было обязательным утверждение его высшим органом управления (в последние годы утверждались лишь главные показатели финансового плана). Сейчас такой порядок упразднен, составление баланса доходов и расходов каждое предприятие (включая предприятия государственной формы собственности) осуществляет самостоятельно, нет какой-то единственной и обязательной формы настоящего документа.

Как правило, баланс доходов и расходов состоит из таких четырех разделов.

1.  Доходы и поступления средств.

2.  Расходы и отчисления.

3.  Кредитные взаимоотношения с банками.

4.  Взаимоотношения с бюджетом.

Разработка планового баланса доходов и расходов — это заключительный этап финансового планирования. Для его составления нужно иметь все планы производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а также сделать все расчеты финансовых ресурсов, а именно:

      план прибыли и ее использования;

      план поступления и использования амортизационных отчислений;

      расчет планового прироста норматива собственных оборотных средств и источников его покрытия;

      расчет объема и источников капиталовложений;

      расчет поступление НДС и его уплаты в бюджет и др.

Кроме того, необходимо сделать расчеты плановых объемов валовых доходов и валовых расходов для определения суммы прибыли, которая должна быть оплачена в бюджет в виде налога на прибыль. Однако как источник всех расходов, которые планируются в финансовом плане, может выступать лишь балансовая (то есть реальная) прибыль, именно она и является основным объектом финансового планирования.

В первом разделе планового баланса доходов и расходов «Доходы и поступления средств» сгруппированы все источники поступлений финансовых ресурсов — прибыль от всех видов хозяйственной деятельности предприятия, амортизационные отчисления, которые в составе выручки поступают предприятию и используются в качестве источника финансирования капиталовложений на возобновление основных средств, а также на все виды ремонтов, реконструкцию и модернизацию основных средств (кроме тех, которые в законодательно установленном порядке относятся на себестоимость продукции и валовые расходы), другие финансовые ресурсы, в том числе централизованные (у предприятий государственной собственности).

Во втором разделе баланса «Расходы и отчисления» собраны все расходы, источники финансирования которых определены в первом (а также третьему и четвертому) разделах. По расходам, которые финансируются из нескольких источников, для удобства выделяется отдельной строкой часть, которая покрывается за счет прибыли.

В разделе 3 «Кредитных взаимоотношения с банками» собраны статьи, которые характеризуют получение (уплату) долгосрочных кредитов на капиталовложения, а также уплату процентов по этим кредитам.

Раздел 4 «Взаимоотношения с бюджетом и с внебюджетными фондами» содержит платежи предприятия в государственный бюджет, в том числе налоги на прибыль, другие налоги на прибыль, НДС, акцизный сбор, а также платежи во внебюджетных централизованные государственные фонды, которые осуществляются из прибыли (взносы предприятий в бюджетные и внебюджетные фонды, например, в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и тому подобное, в финансовом плане отображения не находит). В этом разделе также показывается сумма ассигнований из бюджета и из соответствующих внебюджетных фондов и, кроме того, определяется сумма превышения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды над ассигнованиями (или наоборот).

Если баланс доходов и расходов составлен правильно, то разница между первым и вторым разделами балансируется превышением платежей в бюджет и во внебюджетные фонды (или наоборот) и положительной (или отрицательной) разницей в кредитных взаимоотношениях предприятия с банками за долгосрочными займами.

Для проверки, насколько правильно составлен баланс с точки зрения взаимосогласования отдельных доходных и расходных статей между собой и последующего контроля над сдерживанием использования отдельных видов доходов и поступлений по целевому назначению, в практике финансового планирования прибегают к составлению специальной проверочной таблицы, так называемого шахматного баланса.

Чаще всего в подлежащем шахматного баланса записывают все доходы и поступления средств, в сказуемом — все расходные статьи. Таким образом, по вертикали группируются расходы в разрезе источников их покрытия, а по горизонтали — деление доходов (прибыли и др.) по направлениям их использования. Такую таблицу можно составить, имея баланс доходов и расходов и все расчеты к нему, причем разбивка и балансирование доходных и расходных статей делается исходя из того, что каждый источник финансовых ресурсов имеет свое целевое назначение.

Читать такую шахматную таблицу очень удобно. Да, в первой строке (по горизонтали) подано полностью деление прибыли предприятия, в восьмом — направление НДС, который поступает в составе выручки от реализации продукции; по вертикальным столбцам расшифровываются капиталовложения, прирост норматива собственных оборотных средств, другие потери по источникам финансирования. Структура финансового плана помогает финансовой службе наладить контроль над выполнением намеченных объемов поступления финансовых ресурсов и их целевым использованием. Эффективной формой контроля над выполнением финансового плана является составление отчетного баланса доходов и расходов, а также отчетной шахматной таблицы к нему. Они могут складываться за любой отчетный период на протяжении года и в целом за год. Отчетный баланс содержит в себе информацию о плановых и отчетных показателях относительно каждой статьи финансового плана, что базируются на данных оперативного учета, бухгалтерской, статистической отчетности, в нем вычисляются отклонения от плановых величин. Такой документ не только способствует выявлению резервов роста объема нагромождений, но и выявлению недостатков и просчетов в самом финансовом планировании.

Одним из направлений виляния финансового планирования на экономику предприятия есть учет фактора времени в поступлении и использовании финансовых ресурсов.

Действующая система и сроки платежей в государственный бюджет, порядок расчетов с поставщиками, сроки выплаты заработной платы рабочим и служащим, условия уплаты заимообразных долгов банкам требуют от предприятия постоянно учитывать соотношение объема поступающих средств с их расходами, не только в целом за какой-то период (год, квартал, месяц), а с учетом конкретного времени их поступления и потребности в них. То есть речь идет о том, что предприятие интересует состояние его финансовых ресурсов не только за определенный период, но и на конкретную дату. Такую информацию предприятие может получить, составляя платежный календарь.

Платежный календарь — это инструмент оперативного планирования финансовой деятельности предприятия. Он, как правило, складывается на месяц с разбивкой на декады или недели. В нем определяются ожидаемые на тот или другой отрезок времени денежные поступления по всем направлениям доходов и расходов и возможность предприятия своевременно выполнять все свои финансовые обязательства.

Информационным обеспечением для составления платежного календаря являются:

      плановые материалы относительно выпуска и реализации продукции, работ, услуг;

      сметы расходов на производство и договоры на поставку материальных ресурсов с поставщиками;

      согласованные в соответствии с действующим законодательством сроки выплаты заработной платы, премий и тому подобное рабочим и служащим предприятия;

      согласованные с налоговой инспекцией сроки внесения платежей в государственный бюджет и во внебюджетные государственные фонды;

      данные налогового учета относительно валовых доходов и валовых расходов, налогового обязательства по НДС и налогового кредита;

      кредитные договоры с банками в части сроков получения и уплаты кредитов и процентов за пользование ими;

      данные бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности;

      выписки из банковских счетов: расчетного, валютного, других счетов;

      оперативные материалы отделов снабжения, сбыта, других функциональных подразделений о поступлении средств на предприятие в соответствующие сроки или потребность в средствах, которая возникает в данный период.

Меру детализации всей информации, которая включается в платежный календарь, определяет предприятие, исходя из конкретной платежно-расчетной ситуации, которая складывается. В любом случае балансирующей величиной при составлении платежных календарей выступает остаток (сальдо) расчетного счета в банке, потому что именно состояние этого счета определяет на каждый данный момент платежеспособность предприятия, или отрицательная величина, которая образуется в случае недостачи текущих поступлений средств для покрытия ожидаемых платежей.

Несбалансированность платежного календаря побуждает предприятие немедленно искать резервы увеличения объема денежных поступлений как за счет ускорения отгрузки продукции, ликвидации недостатков в сфере расчетов с потребителями продукции, так и за счет уменьшения (или временного откладывания определенных расходов, налаживания партнерских отношений с коммерческими банками.

Информация о работе Сущность финансов и организация финансов предприятия