Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 05:58, дипломная работа
Цель исследования: изучение проблемы текучести кадров в теории и на предприятии.
Задачи исследования:
1. Исследовать современные подходы к оценке текучести персонала.
2. Выявить факторы, вызывающие текучесть персонала.
3. Исследовать методы снижения уровня текучести кадров.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Текучесть персонала и ее социально-экономические последствия 6
1.1 Понятие и причины текучести 6
1.2 Виды текучести 11
1.3 Последствия и ущерб от текучести персонала 14
1.5 Этапы управления текучестью 27
1.6 Мероприятия по снижению уровня текучести 34
2 Анализ текучести кадров на ОАО «Корфовский каменный карьер» 42
2.1 Характеристика предприятия 42
2.2 Анализ состава персонала предприятия 43
2.3 Анализ движения и текучести персонала 46
2.4 Анализ организационной работы по регулированию текучести 51
3 Предложения и рекомендации по повышению стабильности персонала 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
Введение в должность даже самого опытного и идеально подходящего нового работника затруднено без налаженной системы адаптации, которая может быть как детально разработанная процедура для определенной должности, так и стандартные правила ввода в любую должность, закрепленные во внутренних документах компании. Особенно нужна система адаптации для новых сотрудников, которые еще не имеют опыта работы или не работали ранее на аналогичной должности.
Открытое акционерное общество
«Корфовский каменный карьер», именуемое
в дальнейшем ОАО «ККК», является
смешанной российской собственностью
с долей собственности
ОАО «ККК» - это юридическое лицо,
которое имеет уставной капитал,
имеет в собственности
Юридический адрес: 680504, Россия Хабаровский край, Хабаровский район, п. Корфовский, ул. Промышленная, 5.
Видом деятельности ОАО «ККК», является производство готовых изделий и промышленной продукции. ОАО «Корфовский каменный карьер» лидер производства строительных материалов на Дальнем Востоке. Основными видами деятельности карьера являются:
Отдельные виды продукции предприятия отмечены Большой золотой медалью. ОАО "ККК" работает с более, чем 200 предприятий в пяти регионах Дальнего Востока - Приморском, Хабаровском краях, Амурской, Сахалинской, Еврейской областях, республике Саха (Якутия).
Численность персонала в ОАО «ККК» определяется согласно штатному расписанию и зависит от предполагаемого объема выполняемых работ. Штатное расписание разрабатывается отдельно по каждому производству или структурному подразделению и утверждается Генеральным директором.
Численность работников на 01.04.2013 г. - 465 человек.
Рабочую
силу предприятия можно разделить
на три категории: производственный
персонал, непроизводственный персонал
и административный персонал. К производственному
персоналу относятся рабочие, непосредственно
занятые в основном производстве
предприятия. К непроизводственному
персоналу относятся
Таблица 3 – Структура занятых ОАО «ККК» за 2012 г
Категории занятых |
Количество человек |
Производственный персонал |
357 |
Непроизводственный персонал |
48 |
Административный персонал |
60 |
Итого |
465 |
В структуре персонала наибольшая
доля принадлежит рабочим (77%), доля
управленческого персонала
Анализ персонала должен содержать анализ качественной его структуры, которая характеризуется рядом параметров, таких как возраст, пол, образование, стаж работы.
Из таблицы возрастной структуры видно, что хотя ОАО «ККК» имеет достаточное число сотрудников во всех возрастных группах, кроме первой (моложе 20 лет), на среднюю возрастную группу приходится большая процентная доля.
Таблица 4 – Возрастная структура ОАО «ККК» за 2012 г
Моложе 20 лет |
3 % |
20 – 30 |
10 % |
31 – 40 |
27 % |
41 – 50 |
27 % |
51 – 60 |
22 % |
Старше 60 |
9 % |
Работники этой
возрастной группы обычно являются самой
высокопроизводительной на любом предприятии
силой и это для предприятия,
занимающегося производством
Таблица 5 –
Образовательная структура
Начальное |
4 % |
Неполное среднее |
9 % |
Среднее |
33 % |
Незаконченное высшее |
30 % |
Высшее |
24 % |
Уровень образования персонала невысокий, значительную долю составляют работники, имеющие среднее образование (Таблица 5). Это объясняется тем, что значительную часть работников составляют рабочие.
Важным показателем
Таблица 6 – Структура персонала завода ОАО «ККК» по продолжительности работы на предприятии
Менее 1 года |
17 % |
1 – 3 года |
29 % |
3 – 5 лет |
37 % |
5 – 10 |
28 % |
Большее число работников 37 % работает на предприятии от 3 до 5 лет, так же значительный процент в группе работающих менее года и от 1 до 3 лет свидетельствует о значительном обновлении кадрового состава. В связи с чем возникает вопрос о движении кадров на предприятии.
В 2008-2009 годах
вопросы текучести и
В последующие годы и сегодня, по данным отдела кадров ОАО «ККК», ежегодно на предприятии обновляется около 15 % кадрового состава (в то время как нормативным значением коэффициента текучести персонала является значение 7% – 10%), что безусловно отрицательно сказывается на работе предприятия. Причем среди производственного персонала этот процент значительно выше, чем среди административных работников. Достаточно высокий уровень текучести рабочих среди работников, имеющих небольшой стаж работы на предприятии, что говорит о наличии проблем в управление трудовой адаптацией. Было выяснено, что в качестве наставников за новыми работниками закрепляются более опытные, но при этом их материальное поощрение незначительно. Исходя из этого, можно предположить, что часто молодые работники предоставлены сами себе, за счет чего период адаптации увеличивается, растет чувство неудовлетворенности.
Для исследования удовлетворенности трудом использовался опросник, представленный на сайте market-journal [14].
Анкеты были розданы случайно выбранным людям, принадлежащим как к производственному персоналу, так и к вспомогательному, и административному, что позволяет оценить ситуацию на ООО «ККК» вцелом, а не на примере отдельных подразделений или категорий персонала, где показатели могут значительно разниться. Данный опросник позволяет оценить не только общую удовлетворенность персонала своим трудом, но и ее составляющие.
Опрошенным предлагалось выставить напротив выбранных мотивирующих факторов значение по пятибалльной шкале, на которое они оценивают сложившуюся ситуацию по этому показателю, где :
5 - высокая оценка
4 - хорошая оценка
3 - средняя оценка
2 - плохая оценка
1 - очень плохая оценка
Результаты анкетирования на ОАО «ККК» приведены в табл. 7.
Результаты показали, что практически по всем ответам получены средние результаты. Результаты ответов варьируют от 3,03 до 2,49 баллов.
Не совсем устраивает работников система премирования и санитарно-гигиенические условия труда. По данным анкетирования средний бал по данным мотивирующим факторам составляет соответственно 2,74 и 2,76 баллов.
Средний балл 2,83 свидетельствует, что
рабочих не устраивают отношения
в коллективе, то есть администрация
предприятия основное внимание уделяет
производственным вопросам, а не налаживанию
межличностных отношений, которые
формируют социально-
Анкетирование, определившее удовлетворенность работников трудом, показал, что значительное число работников испытывают неудовлетворенность отношениями между сотрудниками (2,83 балла). Именно поэтому при приеме на работу нового сотрудника первым шагом в рамках мотивационной работы должно быть его ознакомление с компанией, историей ее создания, основными сферами деятельности, структурами, целями и задачами, принципами существования, кодексом поведения и организационной культурой предприятия.
Кроме того, каждый сотрудник должен регулярно получать информацию о ситуации на предприятии и всех происходящих изменениях.
Таблица 7 – Результаты анкетирования
Мотивирующие факторы |
Средний уровень оценки |
Организация труда |
2,99 |
Содержание работы, которую приходится Вам выполнять |
2,79 |
Санитарно-гигиенические |
2,74 |
Уровень заработной платы |
2,64 |
Система премирования |
2,76 |
Отношения в коллективе |
2,83 |
Отношения с руководством |
2,99 |
Отношения администрации к запросам работников |
3,03 |
Перспективы роста |
2,83 |
Объективность оценки работы руководством |
2,87 |
Степень своей информированности о положении дел в компании и перспективах его развития |
2,86 |
Степень обеспеченности всем необходимым для работы |
2,83 |
Решение социальных вопросов |
2,49 |