Теоретические основы формирования функциональной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы - систематизируя теоретические основы практики управления, проанализировать особенности функциональной структуры системы управления предприятия ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и пути ее совершенствования. Согласно цели были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретический материал по основам построения организационных структур управления на современных предприятиях;
2. Проанализировать функциональную структуру и систему управления в целом предприятия ОАО "Мобильные ТелеСистемы";
3. Рассмотреть основные направления совершенствования структуры управления предприятием.

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА я.docx

— 55.52 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Организацию можно рассматривать  как производственную целостность, которая, эффективно используя свои ресурсы, выполняет экономическую  функцию производства продукции  и оказания услуг. При этом обеспечиваются рабочие места для населения  и доходы для предпринимателей. Исходя из этой точки зрения, роль бизнеса  заключается в использовании  его энергии и ресурсов для  получения прибыли.

Однако организация одновременно является частью среды, состоящей из поставщиков, потребителей, средств  информации, союзов и объединений  людей, работников, собственников акций, поэтому она находится в прямой зависимости от этой среды и должна наряду с обеспечением своих интересов  удовлетворять ее интересы. Таким  образом, организации отвечают перед  обществом за его состояние, благополучие, что требует от них направления  части ресурсов и усилий по социальным каналам. Сферами ответственности  организации являются защита среды  обитания, здравоохранение и безопасность, защита прав потребителей и т.п. Бизнес в этом случае выступает в роли фактора ответственности за развитие общества.

Россия переживает сейчас сложный и противоречивый период развития новой системы экономических (рыночных) отношений. Объективные условия  изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических  связей потребовали иных, чем прежде способов управленческой деятельности.

Практика показывает, что  новое с трудом пробивает себе дорогу через укоренившиеся привычки, традиции, обычаи и препятствия старой административно-командной системы  управления. Но все большее число  людей понимает необходимость преодоления  старых директивных методов руководства  и перехода к широкому использованию  предприимчивости, инициативы, разумному  сочетанию частного и государственного интересов. Возможности этого в  новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Практический опыт управления, при всей его противоречивости, дает сегодня множество примеров плодотворной работы в самых различных по форме собственности, размерам, видам организациях и фирмах.

Основными тенденциями в  мировой экономике в настоящее  время являются слияние капитала и укрупнение бизнеса. Поскольку  Россия перестала быть экономически обособленной, эти процессы не могут  ее не затронуть. Тенденции развития не оставляют сомнения в том, что  в самом ближайшем будущем  экономические условия заставят предприятия объединяться, чтобы  не только преуспеть, но и выжить в  жесткой конкурентной борьбе.

При разработке принципов  и методики проектирования структур управления важно отойти от представления  структуры как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализированной функции управления. Организационная  структура управления - понятие многостороннее. Оно, прежде всего, включает систему  целей и их распределение между  различными звеньями, поскольку механизм управления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относятся  состав подразделений, которые связаны  определенными отношениями; распределение  задач и функций по всем звеньям; распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, отражающее соотношение централизации и  децентрализации управления. Важными  элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и  документооборот в организации. Наконец, организационная структура - это поведенческая система, это  люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения  для решения общих задач.

Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания  научных методов и принципов  формирования структур (системного подхода, программно-целевого управления, организационного моделирования) с экспортно-аналитической  работой, изучением отечественного и зарубежного опыта, тесным взаимодействием  разработчиков и тех, кто практически  будет внедрять и использовать проектируемый  организационный механизм. В основу методологии проектирования структур должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сначала формулируются  цели, а затем - механизм их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

Применявшиеся до последнего времени методы построения организационных  структур управления характеризовались  чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, излишним использованием типовых решений, что  приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных  форм в новые условия. Нередко  аппарат управления на самых, разных уровнях повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразделений, отличающихся только по численности. С  научной точки зрения слишком  узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность  персонала вместо целей организации; постоянный набор органов управления вместо изменения их состава и  комбинации в разных условиях; упор на исполнение неизменных функций в  отрыве от менявшихся задач без анализа  их недостатков и степени пригодности. Особое значение сегодня приобретает  выявление и анализ возникающих  проблем как построения, так и развития организации.

Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа  адаптации хозяйствующих субъектов  к рыночной экономике. В новых  условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации  управления на основе системного подхода.

структура управление организационная функциональная

Объект исследования - ОАО "Мобильные ТелеСистемы". Предмет исследования - система управления предприятием.

Цель дипломной работы - систематизируя теоретические основы практики управления, проанализировать особенности функциональной структуры  системы управления предприятия  ОАО "Мобильные ТелеСистемы" и пути ее совершенствования. Согласно цели были сформулированы задачи работы:

1. Изучить теоретический  материал по основам построения  организационных структур управления  на современных предприятиях;

2. Проанализировать функциональную  структуру и систему управления  в целом предприятия ОАО "Мобильные  ТелеСистемы";

3. Рассмотреть основные  направления совершенствования  структуры управления предприятием.

Методами исследования в  курсовой работе являются: монографический, метод относительных показателей (коэффициентов), методы финансового  анализа, SWOT-анализ, SNV-анализ, PESTE-анализ, анализ документов деятельности предприятия; методы математико-статистического  анализа; обобщение и интерпретация  результатов исследования, формулирование предложений.

Методологической основой  структуры работы и логической связи  в ней вопросов построения системы  управления предприятием в современных  условиях послужили разработки отечественных  и зарубежных ученых в области  стратегического и финансового  менеджмента, психологии управления, маркетинга и менеджмента, теории анализа хозяйственной  деятельности.

При написании работы использовались учебные пособия и учебники по стратегическому менеджменту и  менеджменту персонала, социологии, психологии и теории управления, монографии и научные статьи в периодических  изданиях ("Кадры", "Менеджмент в России и за рубежом", "Кадровик", "Управление персоналом" и другие).

Дипломная работа изложена на ____ листах машинописного текста и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка используемой литературы, включающего 42 источника. Текст работы включает 16 таблиц и 8 рисунков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы  формирования функциональной структуры  управления

 

1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ.  ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ И  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУР

 

Организация представляет собой  обособленное объединение людей  для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это  открытая система, состоящая из множества  взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и  основное место в организации  занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией  и финансами, принадлежащими данной организации. Каждую организацию характеризуют  наиболее общие признаки. К ним  относятся:

количественная определенность, необходимость минимального количества членов организации и определенный максимум ее участников, иначе она  начинает терять присущие ей свойства и качества;

наличие общих целей, ради которых люди объединились в организацию  и создали ее определенную структуру, а также средств достижения этих целей;

обособленность, "границы", которые отделяют организацию от других и создают целостность, единство действий работников внутри данной системы, несмотря на ее открытость, т.е. взаимодействие с внешним окружением;

управляющий, руководящий  и координирующий центр. В крупных  организациях может быть несколько  таких центров. Например, производственное объединение может состоять из множества  центров управления, начиная с  производственной бригады, смены, цеха, участка, заводоуправления, генерального директора и совета директоров [8. c.34 - 45].

Организацию характеризуют  определенная организационная культура и возможность, в необходимых  пределах, осуществлять саморегулирование  своей деятельности, считаю необходимым  отметить внутренние переменные организации и ее отношения с внешним окружением. Состояние организации не является чем-то неизменным и застывшим. Изменения внутреннего содержания ее происходят под влиянием времени и в результате управленческих действий людей. В каждый определенный отрезок времени внутренний фактор организации есть нечто "данное", что менеджеры должны изменять в ходе достижения поставленных целей. К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура, кадры, техника и технология и другие составляющие организации.

Цели и задачи организации  многообразны и зависят от разных обстоятельств. Торговые организации  ставят своей целью реализацию товаров и получение прибыли; промышленные организации - производство товаров, при этом решают задачи повышения производительности труда, достижения рентабельности; государственные учебные заведения - подготовку специалистов для народного хозяйства и совсем не нацелены на получение прибыли, но в их задачи входят: оптимизация затрат на обучение, повышение его научного уровня и приобретение практических навыков учащимися и др. От целей организации зависит ее структура.

Структура организации это  внутренняя переменная, показывающая взаимодействие уровней управления и функциональных областей организации (подразделений, занятых маркетингом, производством, финансами и т.д.). В зависимости от конкретных условий  и обстановки, материальных, финансовых и кадровых возможностей руководство  организации перестраивает ее для  более эффективного достижения целей  и решения конкретных задач. Это  связано с пересмотром уже  сложившейся системы специализированного  разделения труда. Разделение труда  по специализированным линиям применяют  все организации, за исключением  самых мелких, где один - два сотрудника совмещают работу во всех функциональных областях. В крупных организациях этот вопрос является первостепенным в управленческой деятельности руководства. Различаются две ступени специализированного  разделения труда: горизонтальное и вертикальное. Первому соответствует разделение труда в организации между взаимосвязанными функциональными подразделениями, не подчиненными друг другу, но участвующими в изготовлении конечного продукта на его различных стадиях и этапах; второму - управленческая иерархия, т.е. Формальная подчиненность сотрудников сверху вниз, от руководителя к исполнителю. Здесь необходимо оптимальное соотношение тех и других [9. c.78]. Согласно теории административной емкости 1 руководитель может эффективно управлять деятельностью ограниченного количества подчиненных, находящихся в его прямом и непосредственном подчинении. При этом возникает проблема экономии на управленческих расходах.

Техника и технология - четвертая  составляющая внутренних переменных организаций. На любом предприятии всегда есть проблема с внедрением новой и  новейшей техники. Техника устаревает сравнительно быстро. Дело даже не в  том, что она изнашивается, она  устаревает морально. Научно-технический  прогресс, открытия и изобретения  дают замечательные образцы новых  машин и механизмов, компьютерной техники, новых материалов - полимерных, электропроводящих, сплавов с направленной кристаллической структурой, объемных микросхем и т.д. Но применить  все это на практике дело довольно сложное, хлопотливое, рискованное, часто  связанное с временными потерями в уже действующем и отлаженном производстве. Таким образом, управление внутренней переменной оказывается  в зависимости не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации управленческих кадров и соответствующих  специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых  она находится.

Успешная деятельность организации  в достижении поставленных целей  и задач во многом зависит от внешнего окружения. Так, например, на производственном предприятии всегда возникает ряд  вопросов, относящихся к внешней  среде: каковы источники сырья, материалов, энергии? У кого приобрести оборудование? Есть ли подрядчик на строительство  объекта? Каковы удаленность и объемы рынков сбыта? Как поведут себя местные  власти? Внешняя среда может воздействовать или прямо и непосредственно, или скрыто, косвенным образом. Среда  прямого воздействия включает: государственные  организации, регулирующие хозяйственную  деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы, государственное  страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий  спрос на рынке; конкурентов с  их стремлением завоевать потребителя  при помощи лучшего качества, сервиса  или более приемлемой цены; материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих  изделий и др. Менеджеру в своей  работе необходимо все знать и  учитывать.

Информация о работе Теоретические основы формирования функциональной структуры управления