Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель данной работы - анализ предприятий в условиях их жизненного цикла, так как существуют эталонные стратегии поведения на стадиях жизненного цикла.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
изучить литературу по данной теме;
Изучить понятие жизненного цикла организации;
Рассмотреть модели жизненного цикла;
Исследовать анализ моделей жизненного цикла;
Проследить основные этапы жизненного цикла ООО «Белорецкий маслосырный комбинат»;
Провести анализ поведения ООО «Белорецкий маслосырный комбинат на стадии зрелости;
Изучить стратегию для конкуренции ООО «Белорецкий маслосырный комбинат».
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты определения миссии и жизненного цикла организации………………………………………………………………6
1.1 Особенности миссии организации…………………………………………...6
1.2 Сущность и этапы жизненного цикла организации……………………….15
1.3 Стратегия руководителя на разных стадиях жизненного цикла организации………………………………………………………………………20
Глава 2. Анализ жизненного цикла ООО «Белорецкий маслосырный комбинат»………………………………………………………………………..25
2.1 Описание предприятия………………………………………………………25
2.2 Описание этапов жизненного цикла ООО «Белорецкий маслосырный комбинат»………………………………………………………………………...27
2.3 Разработка стратегии для конкуренции ООО «Белорецкий маслосырный комбинат»………………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………..40
1)
история фирмы, в процессе
2)
существующий стиль поведения
и способ действия
3)
состояние среды обитания
4)
ресурсы, которые она может
привести в действие для
5)
отличительные особенности,
При разработке миссии прежде всего целесообразно ознакомиться с историей и традициями фирмы, если она уже существует. Для вновь создаваемой фирмы такую же работу следует выполнить относительно перспективных фирм данной отрасли. Необходимо представить, хотя бы в общих чертах, характер среды обитания фирмы. Далее следует окончательно выяснить основное направление деятельности, определить общий характер поведения фирмы. Затем разрабатывается миссия-предназначение фирмы. И, наконец, можно приступить к разработке миссии-ориентации фирмы, предварительно уточнив, какую форму она примет: ценностных ориентаций, набора девизов, перечня правил или принципов, философии, программного заявления, кредо.
Качество сформулированных миссий можно установить по степени их соответствия следующим критериям:
насколько миссия содействует созданию благоприятного климата на фирме;
насколько удачно выделено основное направление деятельности фирмы;
указана ли категория клиентов (потребителей) фирмы;
указана ли удовлетворяемая потребность;
существуют ли отличительные признаки, позволяющие выделять данную фирму среди других фирм данной отрасли;
помогает ли миссия объединять сотрудников на эффективную работу в интересах фирмы;
помогает ли миссия организовывать целевое управление;
хорошо ли определена общественная полезность фирмы.
В таблице приведены факторы, влияющие на формулирование миссии.
Таблица 1
Факторы, влияющие на формулирование миссии
Традиционные факторы | Новые факторы |
Ориентация на эффективность | Ориентация на предвидение |
Функциональность | Интегрированность, перекрестные функции |
Иерархичность | Упрощенность, уполномоченность |
Местные, региональные, национальные | Глобальные |
Автономность, вертикальная интеграция | Связь с общей сетью |
Использование машин | Использование информационных технологий |
Ориентированность на акционера | Ориентированность на акционера |
Негибкость и фиксированность | Гибкость, адаптивность и обучаемость |
Стимулы, диктуемые продуктом | Стимулы, диктуемые потребителем |
Ориентация на цену и качество продукта | Ориентация на добавленную стоимость и на качество |
Использование монетарных мер | Использование времени |
Эффективность и стабильность | Инновации и предпринимательство |
Миссия-предназначение дает представление об основных свойствах фирмы: виде деятельности, особенности и полезности.
В связи с этим выдвигается ряд конкретных требований к содержанию формулировки миссии-предназначения, в которой должны быть указаны:
основное направление деятельности фирмы;
основная категория клиентов;
потребности клиентов, удовлетворяемые продукцией фирмы;
отличительный признак, подчеркивающий особенность фирмы, позволяющий заинтересованным лицам выделять эту фирму среди других;
сторона деятельности фирмы, которой она обращена во внешнюю среду, благодаря которой видно, в чем общественная полезность фирмы.
Ключевыми вопросами для оценки качества формулировки миссии-предназначения могут быть следующие: какой деятельностью занимается фирма? кто клиенты фирмы? какие потребности клиентов удовлетворяет фирма? чем отличается эта фирма от других фирм данной отрасли? что фирма дает обществу?
В то же время миссия-предназначение не должна:
быть
зависимой от текущего состояния
фирмы, форм и методов ее работы,
поскольку в целом миссия-
быть обращенной во внутреннюю среду фирмы, на внутренние проблемы, например, повышение прибыли: прибыль как миссия может существенно ограничить спектр возможных направлений развития;
быть ни слишком узкой, ни слишком широкой. В первом случае есть риск упустить часть рынка, во втором - иметь малую долю рынка и слабые конкурентные позиции.
Стратегическое видение - взгляды менеджеров компании на то, какими видами деятельности организация собирается заниматься и каков долгосрочный курс.
Стратегическое
видение необходимо руководству
компании, чтобы снять все сомнения
относительно долгосрочных перспектив
развития компании. Хорошо обоснованное
стратегическое видение - это обязательное
условие для обеспечения
Стратегическое
видение и миссия-
Существуют три аспекта в формировании стратегического видения и обоснования миссии компании: первый - понимание, в каких сферах бизнеса работает компания; второй - объяснение стратегического видения и миссии компании; третий - своевременное решение о том, когда изменять стратегический курс и миссию компании.
Бизнес-идея - это определение потребностей покупателей; группы покупателей; технологического и функционального исполнения.
Потребности - целевой рынок – функции. Для российской экономики сейчас один из труднейших вопросов - определить бизнес каждого предприятия. Продукты и услуги становятся бизнесом только тогда, когда они удовлетворяют потребности. Именно тогда возникает спрос и соответственно бизнес. Покупательские группы показывают, на какие типы покупателей ориентируется фирма. Технологическое и функциональное исполнение также важно, потому что показывает, как компания собирается удовлетворять потребности покупателей и сколько операций включает в себя цепочка <промышленное производство - распространение>. Фирма может специализироваться на каком-то одном звене цепочки или же быть полностью интегрированной.
Общее
или детальное определение
Чтобы иметь управленческую ценность, стратегическое видение компании, определяя сферы деятельности и миссии, должно достаточно полно и конкретно определять реальную область деловых интересов компании.
Диверсифицированные компании формулируют свою миссию и определяют сферы деятельности в более общем виде, чем узкоспециализированные фирмы.
Многие
фирмы не удовлетворяются формулировкой
лишь миссии-предназначения. Следующим
шагом уточнения характера
Эта форма представления миссии фирмы - миссия-ориентация. Для организации стратегического управления фирмой необходимы формулировки как миссии-предназначения, так и миссии-ориентации. Поведение фирмы находится под влиянием ценностей.
В таблице обобщены предложения исследователей по видам ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений, и связям этих ориентаций со специфическими типами целевых предпочтений.
Таблица 2
Ценностные ориентации
Области | Категории ценностей | Цели |
Теоретические | Истина. Знания. Рациональное мышление. | Долгосрочные исследования и разработки. |
Экономические | Практичность. Полезность. Накопление богатства. | Рост. Прибыльность. Результаты. |
Политические | Власть. Признание. | Общий объем капитала, продаж, количество работников. |
Социальные | Хорошие человеческие отношения. Отсутствие конфликта. | Социальная ответственность. Косвенная конкуренция. |
Эстетические | Художественная гармония. Состав. Форма и симметрия. | Дизайн изделия. Привлекательность. |
Религиозные | Согласие во Вселенной. | Этика. Моральные проблемы. |
Миссия-политика фирмы - это концентрация самых основных целей развития фирмы, что дает уже более четкое представление о ее поведении в ближайший период и на перспективу. Среди множества целей, привлекаемых для формулировки миссии-политики, особенно выделяют финансовые и стратегические. Финансовые цели обязательны, так как при нехватке финансовых средств компания может остаться без ресурсов, необходимых для ее роста.Стратегические цели направлены на укрепление конкурентных позиций компании на рынке и выражаются в обеспечении высоких темпов роста, увеличении доли рынка, улучшении качества продукции и предоставляемых услуг, в достижении низкого уровня издержек, повышении репутации фирмы, в использовании передовых технологий.
Политика
фирмы реализуется
1.2 Сущность и этапы жизненного цикла организации
Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования.
Эта теория рассматривается в рамках менеджмента и подразумевает прохождение организацией нескольких этапов развития.
Жизненный
цикл используется для объяснения того,
как продукт проходит через этапы
рождения или формирования, роста, зрелости
и упадка. Организации имеют некоторые
исключительные характеристики, которые
требуют определенной модификации
понятия жизненного цикла. Один из вариантов
деления жизненного цикла организации
на соответствующие временные
Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
Этап
коллективности. Развиваются инновационные
процессы предыдущего этапа, формируется
миссия организации. Коммуникации и
структура в рамках организации
остаются, в сущности, неформальными.
Члены организации затрачивают
много времени на развитие механических
контактов и демонстрируют